Консультация для родителей «Диалог как средство развития речи»

Капрова Карина
Консультация для родителей «Диалог как средство развития речи»

Родители должны приложить не мало усилий, чтобы речь ребенка раз-вивалась правильно и своевременно. Так как они являются первыми собесед-никами и учителями малыша на пути его речевого развития.

В старшем дошкольном возрасте происходят важные перемены в речи детей. Главную роль в общении занимает диалог. Диалогическое общение со взрослыми и сверстниками приобретает преимущественно речевой характер.

Диалогическая речь - этот один из компонентов связной речи. Она пред-ставляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Диалогическая речь является психологически наиболее простой и естествен-ной формой речи, возникает при непосредственном общении двух или не-скольких собеседников и состоит в основном в обмене репликами.

Речевая активность детей зависит не только от возраста, но и от опыта диалогического общения со сверстниками. При небогатом опыте у старших дошкольников может наблюдаться эго-речь (монолог, коллективный монолог)

Данные психологов (А. Г. Рузская, А. Э. Рейнстейн) свидетельствуют о том, что в старшем дошкольном возрасте общению со взрослыми дети пред-почитают общение со сверстниками. При этом речь, обращенная к сверстнику, более контекстная (дети используют точные глаголы, наречия, грамматически правильно согласуют слова в предложениях).

Диалогическому общению со сверстниками детей надо учить.

Развитый диалог позволяет ребенку легко входить в контакт как со взрослыми, так и со сверстниками. Умение общаться со сверстниками диало-гически – весьма важная сторона социального, личностного развития ребенка, становления коммуникативной компетенции, важная сфера самодеятельной активности, саморазвития.

Дети 6-7 лет должны научиться объединять в распространенном ответе краткие ответы своих товарищей, более точно отвечать на поставленные во-просы. Обучение детей умению вести диалог,участвовать в беседе всегда со-четается с воспитанием навыков культурного поведения: внимательно слу-шать того, кто говорит, не отвлекаться, не перебивать собеседника.

Общепринятыми методами обучения диалогической речи считаются бе-седа и разговор воспитателя с детьми, а также разговор родителей с ребенком.

Беседа может быть вводной, предваряющей наблюдение, экскурсию, чтение; может разворачивать по ходу рассматривания картин, при пересказе. Особое место нужно отвести дружеским беседам, в которых дети не демон-стрируют свои знания, а делятся жизненными впечатлениями, переживани-ями.Тематика дружеских бесед разнообразна: воспоминания о летнем отдыхе, обсуждение прочитанного, рассуждения о дружбе, рассказы об интересных встречах в природе, забавах, и т. п. В дружеской беседе дети удовлетворяют потребность в общении, во внимании к себе окружающих, обмене чувствами,

впечатлениями. В таких беседах разворачивается личностно значимое содер-жательное общение.

В семье, в общении с родными предоставляются большие возможности для закрепления речевых навыков. Например, Вы ведете своего малыша домой из детского сада. Расспросите, чем запомнился ему этот день, что узнал но-вого, а потом просто поиграйте, рассказывая по ролям стихотворение-шутку «Мы с тобой шли…»

- Мы с тобой шли? (спрашивает взрослый)

- Шли (отвечает ребенок)

- Подберёзовик нашли?

- Нашли.

- Я тебе его дал?

- Дал.

- Ты его взял?

- Взял.

- Так, где же он?

- Кто?

- Подберёзовик.

- Какой?

- Мы с тобой шли… (все повторяется сначала)

В следующий раз можно поменяться ролями. Очень важно при этом да-вать ребенку образец правильной речи и следить за тем как ребенок говорит. Не забывайте об интонационной окраске речи.

Для формирования диалогической речи рекомендуется использовать дома такие приёмы, как словесные поручения, чтение литературных произве-дений, специально организованные речевые ситуации, разнообразные игры.

Выполняя словесные поручения, ребенок должен использовать речь. Дайте ребенку поручение что-нибудь сделать, например, попросить у бабушки тряпочку для мытья кубиков, передать что-либо папе или маме, узнать у брата или сестры, чем они занимаются. Для усвоения информации, её лучшего запо-минания важно попросить ребенка повторить поручение. После выполнения поручения, узнайте у ребенка, как он с ним справился.

Чаще читайте с детьми дома. Чтение литературных произведений даёт детям образцы диалогического взаимодействия, правила очередности, помо-гает усвоить различные виды интонации.

Эффективным методом развития диалогической речи являются разнооб-разные игры, которые можно проводить дома, на прогулке с ребенком, по до-роге в детский сад, в магазин и т. д. Это сюжетно-ролевые игры, дидактиче-ские, подвижные, игры-инсценировки, игры-драматизации.

Сюжетно-ролевые игры способствуют формированию и закреплению диалогических умений. Для активизации детских диалогов в таких играх необ-ходима соответствующая атрибутика – игрушечные телефоны, радио, телеви-зор, касса, микрофон и др.

Например, «Разговор по телефону», «Магазин», «Почта», «Звонок в цве-точный магазин», «Интервью» и др.

Дидактические игры закрепляют усвоенные детьми речевые навыки, развивают быстроту реакции на услышанное. Для развития речи разработано много дидактических игр, в которые родителис детьми играют дома: «Мако-вое зернышко», «Факты», «Согласен, не согласен», «Что в чудесном ме-шочке?», «Вопрос с подсказкой», «Да и нет», «Угадай, какой предмет загадан» и др.

Подвижные игры, содержащие диалоги, помогают детям закрепить уме-ние адресовать речь собеседнику, вдумываться в сказанное партнерами, фор-мулировать правильно вопрос.К таким играм относятся: «Гуси – Гуси», «Кор-шун», «Краски», «Жмурки», «Король», «Кошка и мышка» и др.

В домашних играх – инсценировках и играх – драматизациях ребенок координирует игровые действия с партнером (членом семьи, упражняется в диалогах, заимствованных из литературных произведений. Например, игры – драматизации «Теремок», «Курочка Ряба», «Маша и Медведь», настольный театр «Капитан», «Тим и Том», кукольный театр, игры с пением, хороводы, и др.

Диалог для дошкольника является первой школой овладения родной ре-чью, школой общения, он сопровождает и пронизывает всю жизнь ребенка, все отношения, он по существу - основа развивающейся личности. Родителям следует помнить, что дети достигают больших успехов в развитии диалогиче-ской речи в условиях социального благополучия. Ваш ребенок должен чув-ствовать, что в семье к нему относятся с любовью и уважением, что взрослые считаются с ним, чутко прислушиваясь к его мнению, интересам, потребно-стям, когда взрослые не только говорят сами, но и умеют слушать его, занимая позицию тактичного собеседника.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов и родителей «Логоритмика как средство коррекции речи» Логоритмика как средство коррекции речи Задержка речевого развития (ЗРР) у младшего возраста становится особенно актуальной проблемой.

Консультация для педагогов и родителей «Подвижная игра как средство гармоничного развития ребёнка»Консультация для педагогов и родителей «Подвижная игра как средство гармоничного развития ребёнка» ПОДВИЖНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА. Подвижная игра является упражнением, посредством которого ребёнок готовится.

Консультация для родителей «Игры со шнуровкой как средство развития мелкой моторики» Важным фактором в формировании правильного произношения является уровень развития мелкой моторики. О влиянии мелкой моторики на интеллектуальное.

Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей»Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей» Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей»«Кто складно говорит,.

Консультация для родителей «Конструирование из деталей настольного конструктора как средство развития мелкой моторики» Любое конструирование безусловно является эффективным средством развития мелкой моторики рук. Также оно способствует развитию и совершенствованию.

Консультация для родителей «Лепка из снега как средство развития мелкой моторики и тактильного восприятия» Лепка из любого материала (пластилина, глины, теста и т. д.)является прекрасным средством развития мелкой моторики, которое оказывает положительное.

Консультация для родителей «Пластилинография как средство развития мелкой моторики» Проблема развития мелкой моторики рук дошкольников является одной из актуальных проблем в дошкольной педагогике. Развитие тонкой моторики.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики.

Консультация для родителей «Вышивание как средство развития мелкой моторики» «Рука - вытекший наружу мозг!» (Кант) Мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем,.

Библиотека изображений:
  • Транспорт
  • Экология
  • Домашние птицы
Автор публикации:
Консультация для родителей «Диалог как средство развития речи»
Опубликовано: 7 августа 2020 в 10:00
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 апреля. День тапочек

«Они у порога нас преданно ждут, но только навстречу нам не бегут» — очередной тематический день посвящен домашним тапочкам. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы научить ребенка правильно...

18 апреля. День отпечатка пальца на МААМ

18 апреля 1902 года – день рождения дактилоскопии, универсального метода установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Это удивительно, но они сугубо индивидуальны, восстанавливаются при...


Горячие темочки