Лемента Татьяна
Консультация для родителей «Дисграфия и дислексия у младших школьников»
▼ Скачать + Заказать документы
Дислексия — частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера. Этот недуг, порой называемый «словесной слепотой», связывают с пониженной активностью мозга в определенной зоне левого полушария. Дислексией страдают от 12% до 34% детей младшего школьного возраста.
Алексия - полная неспособность овладения процессом чтения.
При таких нарушениях ребенок может путать числа 6 и 9 до более тяжелой формы, при которой ребенок не может запомнить и написать буквы.
Публикация «Консультация для родителей „Дисграфия и дислексия у младших школьников“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Дисграфия и дислексия. Профилактика и коррекция
- Консультации для родителей
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
1. Замена и смешение звуков при чтении, (х-ж, п-н, ш-щ, з-а и др.).
2. Побуквенное чтение-нарушение слияния звуков в слоги и слова, буквы называются поочередно.
3. Искажение слова, которые проявляются в пропусках согласных при чтении добавлениях, перестановках звуков, пропусках, перестановках слогов.
4. Нарушение понимания прочитанного
5. Аграмматизмы при чтении. проявляются нарушения падежных окончаний, согласование существительного и прилагательного, окончаний и др.
Дислексия вызывается несформированностью психических функций, осуществляющих чтение.
ДИСГРАФИЯ.
Дисграфия - частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звукослоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, граматика при письме, не способность писать, не запоминает буквы не может воспроизвести.
Письмо предполагает четкую фиксацию мыслей. Письмо – сложнейший вид речевой деятельности, в его формировании участвуют все отделы коры головного мозга. Психофизической основой письма является взаимодействие работы различных анализаторов – речедвигательного, слухового, зрительного, рукодвигательного. При письме происходит взаимодействие таких психических процессов как мышление, память, внимание, воображение, речь внешняя и внутренняя.
Процесс письма состоит из 5 компонентов
1. Акустический (услышать и выделить звук)
2. Артикуляционный (уточнить состав слова, установить последовательность звуков)
3. Зрительный (представление графического образа звука, перевод звуковой структуры в графические знаки)
4. Удерживание в памяти графических символов и их правильная пространственная организация.
5. Наличие устойчивого внимания, знание орфографических правил
Процесс письма проходит несколько стадий: понимание того, о чем будем писать, его программирование; графическое написание. Процесс письма фактически является обратным процессу чтения.
Написать слово значительно труднее, чем прочитать его. Трудности в овладении письмом обусловлены тем, что либо каждый из процессов, необходимых для написания слова, либо какая – то часть из них у ребенка нарушены. Недостаточность внимания затрудняет процесс разделения слов на составные части и препятствует точному распознанию каждого из выделенных звуков. Из-за недостатков произношения трудно производить звуковой анализ и синтез слов. Из-за нарушения моторной сферы (недостаточная координация соответствующих движений мышц пальцев, неустойчивость всей кисти руки и т. п.) наблюдаются ошибки в начертании букв, пространственной ориентировки на листе бумаги, строчке.
Начинать работу по профилактике дисграфии следует еще в дошкольном возрасте. Уже тогда у ряда детей могут иметься предпосылки к развитию в дальнейшем дисграфий.
6. Оптическая дисграфия
Миф 1. «Ребенок может перерасти, у старшего ребенка/папы было тоже самое». Это наиболее страшное заблуждение! Подобное убеждение приводит к тому, что родители обращаются за помощью, когда уже слишком поздно. Если диагноз поставлен ребенку в возрасте девяти-десяти лет, его еще можно научить читать, однако с большим трудом.
Миф 2. «Если у ребенка проблемы — значит он умственно неполноценный / отсталый». И родители начинают переходить на сторону обороны и даже агрессии, мы нормальные это вы плохо учите, найдите подход и тп. Ник то не говорит что ребенок умственноотсталый. Просто у ребенка нарушены некоторые функции которые можно восстановить путем работы со специалистами. Но! Если обратиться во время! Чем больше родители отрицают проблему, тем хуже. Она сама собой не решится. Вот у вас когда нога болит или зуб вы ведь идете к врачу? Здесь тоже самое. Есть проблема, надо ее не отрицать, а решать.
Вечный вопрос: что делать? Что делать, если у ребёнка обнаружилась дислексия? Прежде всего, не падать духом. Такие ребята вполне способны овладеть чтением и письмом если они будут настойчиво заниматься. На это могут понадобиться от полугода.
Коррекция письменной речи. Многолетняя практика показывает, что педагоги, родители детей, страдающих дислексией, обращаются за помощью логопеда тогда, когда с возникшими проблемами они сами не могут справиться. Логопеду приходится иметь дело с достаточно запущенной проблемой осложнённой неудачными попытками родителей и педагогов решить её самостоятельно. Как и при многих других расстройствах, ранняя диагностика и своевременное оказание помощи значительно повышают шансы на успех.
Если необходимые меры не принять вовремя, страдает самооценка ученика, который видит успехи своих одноклассников. Обычно дети шести-восьми лет уже свободно читают, в то время как некоторые ребята- безнадежно отстают от них, начинают сомневаться в своих силах и под различными предлогами стараются избежать посещения школы. Более того, они часто подвергаются насмешкам со стороны одноклассников, что еще более усугубляет ситуацию.