Консультация для родителей. Фонематическое восприятие. Рекомендации по развитию фонематического восприятия в раннем возрасте

Виолетта Никулина
Консультация для родителей. Фонематическое восприятие. Рекомендации по развитию фонематического восприятия в раннем возрасте

Виолетта Никулина

Фонематическое восприятие. Рекомендации по развитию фонематического восприятия в раннем возрасте.

[/b]

Фонематическое восприятие — это способность воспринимать звуковой состав слова. Дети с хорошим фонематическим восприятием говорят чисто, так как они чётко воспринимают все звуки нашей речи. При этом у детей с недоразвитым фонематическим восприятием страдает не только звукопроизношение, но и понимание речи, так как они не могут разделить близкие по звучанию фонемы, и слова с этими фонемами для них звучат одинаково, например: сами-сани, почка-бочка, коза-коса и тому подобное. Правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия лежит в основе безошибочного усвоения письма и чтения в процессе школьного обучения. Восприятие и воспроизведение звуков – два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса. Для правильного произнесения звуков необходимо уметь различать их.

В процессе слушания основную роль играет процесс обработки слуховой информации, что, в конечном счете, дает нам возможность развивать когнитивные навыки и учиться. По сути, слышит наш мозг, а не уши. Уши улавливают и посылают «необработанную» информацию для дальнейшего анализа. Если все в порядке, то слуховые центры мозга производят расшифровку. Уровень интерпретации поступающей в мозг информации зависит от уровня навыков слуховой обработки. В возрасте до 3-х лет мозг является наиболее восприимчивым для развития языковых навыков. В этот период в языковых центрах мозга отображается информация, которая состоит из различных звуков и слов.

Для развития фонематического восприятия у ребенка можно заниматься по следующим направлениям:

• пробуждение интереса к звукам окружающего мира и звукам речи;

• дифференциация неречевых звуков;

• различение высоты, силы, тембра голоса

• умение определять направление и источник звука;

• различение слов, близких по своему звуковому составу;

• дифференциация слогов;

• дифференциация фонем;

• развитие навыков элементарного звукового анализа.

Что могут сделать родители для развития фонематического восприятия своего ребенка в раннем детстве?

- Обращайте внимание ребёнка на «домашние звуки»: шум холодильника, пылесоса, стиральной машины, скрип двери и т. д. Предложите воспроизвести их.

- Предлагайте прислушиваться, как идёт дождь, шумит ветер, гремит гром, едет машина, летит самолёт и т. п.

- Покажите ребёнку различные музыкальные инструменты (игрушки). Например, барабан, бубен, колокольчик. Продемонстрируйте, как они звучат. Затем предложите ребёнку отвернуться и догадаться, на каком инструменте вы играете.

- Обсудите, какие звуки издают разные животные.

- Учите ребенка определять направление звука в пространстве, например, игрой в «Жмурки».

- Используйте наглядный материал, чтобы показать важность различия в один звук. Например, используя карточки с изображением предметов, название которых отличается одной буквой: карточки «бочка» и «почка». Так ребенок формирует умение различать на слух минимальные пары – слова, различающиеся только одной фонемой.

- Играйте в рифмы - просите ребенка закончить стихотворение в рифму.

- Для развития умения слушать и вслушиваться в речь окружающих как можно раньше надо начинать читать детям.

Консультация для родителей. Фонематическое восприятие. Рекомендации по развитию фонематического восприятия в раннем возрасте
Публикации по теме:

Формы совместной деятельности воспитателя Дома ребенка с детьми по развитию речи в раннем возрасте Ранний возраст, по признанию специалистов всего мира, - уникальный период в жизни человека. Так в чём же его необыкновенность? Ребёнок.

Конспект НОД по развитию фонетико-фонематического восприятия в средней группе детей с ОНР «Знакомство со звуком [К]» Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематического восприятия в средней группе для детей с ТНР.

Консультация для родителей «Развитие фонематического слуха» Консультация для родителей «Роль фонематического слуха в развитии речи детей» Краткое описание: В данной консультации раскрывается значение.

Консультация для родителей «Творчество в детском возрасте» Одна из наиболее важных задач в воспитании ребенка- это развитие его творческих способностей, способствующих формированию творческой личности.

Методическая разработка по физическому развитию посредством подвижных игр в раннем возрасте Воспитание всесторонне развитой личности- главная задача педагогики сегодняшнего дня. Успешное решение ее во многом зависит от начального.

Планирование работы по развитию фонематического восприятия детей раннего возраста с ТНР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 «Лесная сказка» Планирование работы по развитию фонематического.

Предметная деятельность для развития личностных качеств ребенка в раннем возрасте Предметная деятельность в раннем возрасте В раннем возрасте ведущей является предметная деятельность, то есть деятельность, направленная.

Формирование фонематического восприятия для профилактики дисграфии у детей старшего дошкольного возраста Специалисты школ (логопеды, учителя) утверждают: «Всегда получаем дисграфию или ее элементы у детей с общим недоразвитием речи, с алалией.

Развитие сенсорных способностей посредством восприятия театрализованной деятельности в раннем возрасте В настоящее время образовательный процесс в рамках ФГОС рассматривается как процесс психолого-педагогической поддержки ребенка, его активности.

Конспект НОД по развитию фонематического восприятия для детей старшего дошкольного возраста с задержкой «Звук [С] и буква С» Конспект занятия по развитию фонематического восприятия для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития Тема.

Библиотека изображений:
  • Изучаем цвета
  • Изучаем цвета
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Консультация для родителей. Фонематическое восприятие. Рекомендации по развитию фонематического восприятия в раннем возрасте
Опубликовано: 2 декабря 2017 в 19:15
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 января. Праздник аквариумных рыбок на МААМ

Очередной тематический день посвящен одному из видов домашних питомцев — аквариумным рыбкам. Воспользуйтесь нашей подборкой интересных игр и занятий, чтобы вызвать у детей интерес к аквариумистике и...

16 января. День зимних деревьев на МААМ

За зиму деревья многократно преображаются, становясь необыкновенными и прекрасными. Укрытые снегом или инеем, в этом зимнем наряде они становятся похожими на заколдованную страну Снежной королевы. И это...

Логопедическое пособие для автоматизации звука [Л] «Новогодний крутящийся шар»
Предлагаю вашему вниманию пособие, которое я изготовила для работы по автоматизации [Л] в словах и предложениях. С помощью крутящегося шара можно провести...
В судоку играем — логику развиваем!
Игра своими руками на основе картинок из библиотеки МААМ. История создания судоку. Основу данной игры придумал знаменитый швейцарский математик...
Фотоотчет о развлечении в старшей группе «Святочные колядки»
Пришла коляда, Отворяйте ворота! Ворота отворяй И гостей принимай! Святки, или как их еще называют, Святые вечера – это зимний праздник, который...