Папки-передвижки

Консультация для родителей «Формирование и развитие познавательной и коммуникативной компетенции дошкольников»

Елена Матвеева
Консультация для родителей «Формирование и развитие познавательной и коммуникативной компетенции дошкольников»

Консультация для родителей

Современные семьи малочисленны, дети большую часть времени находятся в одновозрастных детских коллективах. Находясь преимущественно среди взрослых и сверстников, ребёнок не чувствует и не видит, что с ним скоро будет, не понимает что с ним происходит, не может оценить своё поведение, регулировать свои поступки и выражение эмоций.

Как помочь ребёнку выйти из этого кризиса, не развивая негативных качеств. Ребёнок должен выйти из кризиса с набором положительных качеств, главная задача родителей и педагогов – не допустить закрепления их крайних проявлений.

Публикация «Консультация для родителей „Формирование и развитие познавательной и коммуникативной компетенции дошкольников“» размещена в разделах

Как больно родителям, наблюдая за играми детей, видеть, что их ребёнок часто стоит в стороне, робеет, не решается подойти к детям, пугается взрослых, недоверчив и застенчив. Ничуть не легче выслушивать жалобы детей и взрослых, что ваше дитя всё время дерётся, спорит, мешает играть.

Нарушения в общении, конфликтность и обособленность – признаки слабой адаптации ребёнка к окружающему миру, причины серьёзных эмоционально – личностных проблем в будущем.

В жизни человека очень важно уметь понимать чувства других – это источник благополучного общения, бескорыстия и взаимности. В детях чувство эмпатии (понимание чувств другого, сопереживание) заложено изначально. Помните: дети чувствуют, кто их любит, и действительно редко ошибаются. Благоприятный психологический климат вокруг него поможет ребёнку, «как цветку, вырасти, благоухать и радовать окружающих».

Как вы считаете, нуждаются ли дети в помощи взрослого в процессе освоения диалогического общения со сверстниками? Да, чтобы дети могли содержательно общаться друг с другом, необходимы определённые условия для их совместной деятельности, для взаимодействия в играх, в повседневной жизни. Прежде всего, для общения детей необходимы материальные условия, т. е. развивающая среда (игровые комнаты для самостоятельной деятельности детей, мини-мастерские, мини-библиотека, мини-театр и т. п., возможность уединяться, выбирать занятия по интересам. Итак, чтобы общение детей было естественным, важно, чтобы они действовали и говорили под влиянием искренних чувств, по собственному побуждению.

Особую роль играет коммуникативная мотивированность действий и высказываний детей. Это и элементы ряжения педагога и детей, неожиданные и всевозможные сюрпризные моменты, прежде всего – неожиданные новые интересные действия педагога (рисование, внесение игрушек, новая организация пространства общения).

Особенно важной для развития речи является деятельность кооперативного типа, прежде всего творческая сюжетно-ролевая игра, в которой дети совместно создают предметно-игровую среду, придумывают тему и развивают сюжет, разыгрывают ролевые диалоги и по ходу их вступают в разнообразные реальные взаимоотношения. Сюжетно-ролевая игра как сфера коммуникативной самодеятельности детей предполагает их свободу в выборе партнёров, темы и игровых действий и допускает участие взрослого лишь в роли равноправного партнёра. Мы рассматриваем развитие сюжетно-ролевой игры как показатель коммуникативной компетенции детей.

Так же для активного влияния взрослого на коммуникативную деятельность детей, а значит, и совершенствование диалогической речи подходят театрализованные игры, народные подвижные игры и игры с правилами.

Опыт участия в организованных театрализованных играх дети используют в самодеятельных играх в театр, разыгрывая ролевые диалоги по мотивам сказок, используя куклы, костюмы, элементы декораций. При этом сюжет сказки и опыт совместного разыгрывания спектакля позволяют детям налаживать взаимодействие, подыскивать реплики для ролевого диалога, действовать согласованно и получать радость от общения друг с другом. Роль взрослого в организации совместных самостоятельных театрализованных игр не непосредственная, а опосредованная.

Народная педагогика знает много подвижных игр, которые строятся как игра-драматизация по готовому сюжету и включают в себя разнообразные диалоги персонажей.

Народные игры используют разные способы налаживания диалогического общения детей со сверстниками.

Первое. Ориентировка на партнёра, необходимость слушать и слышать его голос, речь, смотреть в глаза. Это игры типа «Угадай по голосу»; «Что изменилось?».

Так же созданы условия для ориентировки на партнёра в разнообразных хороводных играх, в которых дети говорят и двигаются в едином темпе, держась за руки (тактильный и слуховой контакт).

Второе. Установка на ответ, необходимость внимательно слушать речь партнёра и готовность вовремя быстро ответить ему. Например, игра «Садовник».

Третье. Поддержание диалога через обмен высказываниями (вопросы, комментарии, побуждения). Это разнообразные диалоги внутри игр, в которых заложены ритуалы приветствия, прощания, обхождения.

Широкие возможности для налаживания диалогического общения детей предоставляют совместная изобразительная деятельность, конструирование, ручной труд. И даже тогда, когда ребёнок выполняет индивидуальную работу, он комментирует свои действия, обращается к соседям с восклицаниями, возгласами, выражая широкую палитру чувств и находя отклик в виде аналогичных проявлений партнёра. Занятия по изобразительной деятельности создают у детей чувство сопричастности к прекрасному, интересному, волнующему, пробуждают эстетические чувства и создают условия для обмена этими переживаниями.

Изобразительная деятельность как форма художественного творчества предполагает индивидуальное проявление образного мышления, образного видения, эмоций, личностную позицию каждого ребёнка.

Дидактические игры, или игры с правилами, могут оказать большое положительное влияние на развитие диалогического общения детей со сверстниками в том случае, если при их организации внимание обращается не только на усвоение познавательного содержания, но и на формы взаимодействия детей друг с другом.

Особое значение для развития диалогического общения со сверстниками имеют словесные дидактические игры. Правила побуждают слушать и слышать партнёра, задавать ему вопросы, давать поручения, указания, высказывать согласие или несогласие с игровыми и речевыми действиями партнёра, аргументировать высказывание, рассуждать, соблюдать очерёдность, отвечать на высказывания собеседника. При этом очень важно, чтобы дети начали играть друг с другом самостоятельно. Только в этом случае возникает взаимодействие со сверстником.

Учитывая особенности развития речи детей, освоения языка как средства общения, необходимо создать условия для установления между детьми социальных контактов с помощью всех доступных им средств – речевых и несловесных.

Обучение общению должно включать в себя диалог воспитателя с детьми, дидактические, подвижные, народные игры, инсценировки, игры-драматизации, занятия изобразительной деятельностью, конструированием, имитационные упражнения, обследование (рассматривание) предметов (игрушек, картин). То есть разворачиваются такие виды деятельности, в которых речь выступает во всех своих многообразных функциях, несёт основную нагрузку при решении практических и познавательных задач.

Для того чтобы помочь детям быстрее и легче адаптироваться в новом коллективе, наладить контакты со сверстниками и педагогами, родители должны помогать детям, поддерживать их, проявлять интерес к их деятельности. Совместная работа воспитателей и родителей научит детей жить дружно, сплотит их, поможет чувствовать других, поддерживать и сопереживать друг другу, общаться со всеми свободно, без конфликтов.

Публикации по теме:

Формы, методы и средства развития коммуникативной компетенции дошкольников «Формы, методы и средства развития коммуникативной компетенции дошкольников» «ВАШ УСПЕХ – ВАША РЕЧЬ!» 1. Требования к качеству речи педагога.

Формирование грамматического строя речи у старших дошкольников «Консультация для родителей» ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Консультация для родителей. Дошкольный возраст – это наиболее сензитивный.

Формирование социальной компетенции у старших дошкольников в условиях социально-коммуникативного развития Введение В общественном сознании людей 21 века получили широкое распространение равнодушие, индивидуализм, цинизм, агрессивность. Долгое.

Консультация для родителей «Формирование речевого общения у младших дошкольников в процессе организации речевых игр»Консультация для родителей «Формирование речевого общения у младших дошкольников в процессе организации речевых игр» Консультация для родителей: «Формирование речевого общения у младших дошкольников в процессе организации речевых игр» Воспитатель: Репина.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики, как средство формирование речи детей младшего дошкольного возраста» Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики, как средство формирование речи детей младшего дошкольного возраста» Цель: познакомить.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у дошкольников» Для чего нужно развивать точность движений пальцев рук (мелкую моторику? Учеными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с.

Консультация для родителей «Развитие познавательной активности ребёнка дошкольника через игровую деятельность» Вопрос развития познавательной активности волнует многих родителей. Каким же образом мы можем стимулировать познавательную активность у.

Консультация для родителей «Развитие связной речи у дошкольников» Связная речь представляет собой развернутое, законченное, грамматически оформленное высказывание, состоящее из ряда логически связанных.

Консультация «Влияние личностно-ориентированной модели общения на развитие познавательной активности дошкольников» Отличительная особенность современной России – её устремлённость в будущее, которое невозможно без высокоразвитых, творческих членов общества.

Консультация для родителей «Развитие мышления у дошкольников» Развитие мышления у детей старшего дошкольного возраста (рекомендации родителям) Аннотация. В данной статье дано понятие мышления, рассмотрены.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Формирование и развитие познавательной и коммуникативной компетенции дошкольников»
Опубликовано: 9 января 2018 в 16:28
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД