МААМ-картинки

Консультация для родителей «Формирование культурно-гигиенических навыков в период самоизоляции»

Петухова Л В
Консультация для родителей «Формирование культурно-гигиенических навыков в период самоизоляции»
▼ Скачать + Заказать документы

Уважаемые родители!

Сейчас, в непростое для нас время, в период самоизоляции, появилась уникальная возможность проводить время с семьей. Именно этот период можно использовать продуктивно, как наиболее благоприятный для воспитания и развития наших детей в семье.

Возможно, многие родители захотят уделить больше внимания познавательному, художественно-эстетическому, речевому развитию, что тоже немаловажно. Я же предлагаю нашим мамам и папам обратить внимание на физическое и социально-коммуникативное развитие детей, а именно, на соблюдение режима дня дома, на формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания.

Публикация «Консультация для родителей „Формирование культурно-гигиенических навыков в период самоизоляции“» размещена в разделах

Почему это так важно?

С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм культуры поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых. Нельзя этот процесс оставлять на потом - пусть пока ребёнок останется ребёнком, а приучить его к правилам можно и позже. Это неверное мнение!

Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.

Вряд ли найдется хоть один родитель, который захочет видеть своего ребенка неуверенным в себе, постоянно прибегающим к помощи родителей. А ведь именно с раннего возраста начинают формироваться волевые черты характера: упорство, настойчивость, терпение, дисциплина, которые так необходимы при формировании навыков самообслуживания и соблюдении режима дня.

Соблюдение режима дня для детей раннего возраста

Большое значение для здоровья и физического развития детей имеет режим дня - постоянное время для еды, сна, прогулок, игр и занятий. Основные требования к режиму – это точность во времени и правильное чередование, смена одних видов деятельности другими.

Все физиологические процессы в организме, имея свой биологический ритм, подчиняются единому суточному ритму — смене дня и ночи. В течение суток активность и работоспособность ребенка неодинаковы. Их подъем отмечается от 8 до 12 ч и от 16 до 18 ч, а период минимальной работоспособности приходится на 14—16 ч. Если режим осуществляется правильно, то дети спокойны, активно занимаются, играют, хорошо едят, быстро засыпают и крепко спят.

Замечено, что отсутствие правильного режима дня в выходные дни дома отражается на состоянии детей в детском саду в понедельник: они становятся вялыми или, наоборот, возбужденными, начинают капризничать, теряют аппетит, плохо засыпают и спят беспокойно. Так как практика показала, что настроение и работоспособность малышей находятся в прямой зависимости от того, как организованы их деятельность и сон в семье, то не трудно себе представить поведение воспитанников при их длительном отсутствии в детском саду и не соблюдении режима дня дома.

Хотелось бы отметить, что в раннем возрасте дети легче привыкают к предлагаемому режиму. Малыши не умеют еще хитрить, придумывать отговорки, им и в голову не приходит, что можно отказываться идти спать, когда пришло время. Если они в 9 часов вечера легли и не позднее чем через полчаса крепко уснули, то утром их не приходится будить — они сами просыпаются бодрыми, веселыми. Главное, чтобы родители и дети следовали установленному порядку.

Помните! Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, предохраняет от переутомления.

И лишь в ваших силах, уважаемые родители, после длительного перерыва посещения детского сада помочь своим детям вновь успешно пройти адаптацию

Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания

Для начала ответим на вопрос: «Что включает в себя понятие «самообслуживание» для детей раннего возраста?».

Для ребёнка третьего года жизни самообслуживание включает в себя освоение следующих навыков :

- приёма пищи (есть ложкой, пить из чашки);

- раздевания и одевания (снимать, одевать шапку, варежки, обувь, шорты, колготки, брюки или юбку.)

- гигиена тела (мыть руки и лицо, вытирать их полотенцем, пользоваться носовым платком и салфеткой);

- опрятности (пользоваться горшком).

Эти навыки формируются под воздействием воспитания при определённом уровне развития у ребёнка некоторых психо-физических возможностей. К ним относятся:

- общей моторики (умение садиться, вставать, ходить, подниматься и спускаться по ступенькам);

- мелкой моторики (умение толкать, тянуть, переворачивать предмет, держать его и выпускать из рук, опускать предметы в отверстие в коробке, брать мелкие предметы двумя пальцами, играть при помощи предметов с водой, выполнять несложные пальчиковые игры);

- зрительно-слухового внимания (умение смотреть, откликаться и приходить, когда зовут, слушать сказки, отвечать на вопросы доступным способом);

- мышление (уметь узнавать предметы; выполнять простые указания, поручения; уметь имитировать, т. е. подражать действиям взрослых).

Именно с развития этих несложных умений начинается путь к освоению более важных, в практическом отношении, навыков самообслуживания. Поэтому и начинать надо именно с них.

К двум годам общая моторика у детей развита намного лучше, чем мелкая моторика.

Чтобы не терять время зря, вот несколько вариантов игр и занятий для детей, которые можно организовать дома для развития ручек малыша.

Полезные советы

• Предложите ребёнку из одной миски в другую шары, орехи, фасоль или бусины сначала рукой (каждую отдельно, затем ложкой (начиная с большой столовой или деревянной, потом переходите на чайную, потом можно с помощью пинцета.

• Позвольте ему отвинчивать и завинчивать крышки на пластиковых бутылочках, банках. Давайте ему проталкивать предметы в отверстия (например, монеты в копилку, нанизывать предметы на шнурок (например, бусы из крупных макарон с отверстиями для мамы или бабушки, переливать воду пипеткой (например, игрушка заболела, надо накапать ей лекарство, пускать кораблик в тазике с водой, или в ванной, создавать руками волну, прибивая кораблик то к одному краю, то к другому, ловить мыло в воде.

• Поиграйте с малышом в сюжетные игры «Кукла Маша идёт в магазин» (используйте кошельки и сумки с различными типами застё жек: на липучке, на молнии, на кнопке, на пуговице, на завязках,

«Постираем кукле платье» (развешиваем кукольную одежду и закрепляем прищепками, «Кукла просыпается, кукла умывается» (надеваем кукольную одежду, имитируем процесс умывания).

Для формирования культурно – гигиенических навыков используйте в своем общении с детьми фольклор: песенки, потешки, прибаутки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, дразнилки, кричалки, заклички, пестушки. Он поможет решить многие педагогические задачи, обогатит социально-игровой опыт детей, разовьет их фантазию. То, что заложено в детстве, будет питать человека на протяжении всей его жизни. Поэтому так важно окружить детей теплом и наполнить их детство настоящими сокровищами народной мудрости.

Под потешки дети с удовольствием умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами. Жизнь ребенка становится ярче, интереснее. Из нее уходят скука, однообразие, монотонность. У ребенка при этом развиваются память, внимание, мышление и речь, а если он выполняет определенные движения, то дополнительно развивает координацию и ловкость.

Полезные советы

Варианты использования фольклора в повседневной жизни ребенка дома для формирования культурно – гигиенических навыков.

1) Доброе утро:

Б. Белова С ДОБРЫМ УТРОМ!

Почему, встречаясь утром,

Говорим мы:

«С ДОБРЫМ УТРОМ»?

Потому что утром — солнце,

Темной ночи больше нет,

И свободно в окна льётся

Добрый-добрый,

Мирный свет.

С добрым утром, люди,

Взрослые и дети!

Радостно и дружно

Будем жить на свете! А. Кузнецова

Кто умеет утром сам,

Просыпаться по часам?

– Я умею по часам,

Просыпаться утром сам!

Я умею на кроватке

Простыню расправить гладко.

И у скомканной подушки

Кулачком задвинуть ушки.

2) «Умывание» :

Утром звери просыпались,

Чисто звери умывались.

Лишь Медведь не умывался,

Неумытым он остался.

Стали мы его купать,

С головою окунать.

Плачет Мишенька: - Простите!

И меня вы отпустите!

Я большой,

Я буду сам -

Умываться по утрам! Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

3) «Расчесывание» :

Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти, косынка до пят –

Все волосыньки в ряд.

Расти, коса, не путайся –

Маму, дочку, слушайся. Под окном лиса поёт,

Петушка гулять зовё т:

"Петя, Петя, петушок,

У тебя есть гребешок,

Приходи на мостик,

Расчеши мне хвостик»

4) «Приятного аппетита» :

В. Берестов

А у нас есть ложка

Волшебная немножко.

На тарелочке – еда.

Не оставит и следа!

Кликнем ложку нашу –

Подберет всю кашу!

Это - ложка,

Это - чашка.

В чашке - гречневая кашка.

Ложка в чашке побывала -

Кашки гречневой не стало! Ю. Кушак

Прискакала к Маше,

Попросила каши.

- Ты не жмурься,

А ложку возьми,

Да себя и меня покорми:

Маше ложечка,

И мне немножечко!

Маше ложечка,

И мне немножечко!

Приятного аппетита!

Приятного аппетита!

Приятного аппетита!

6) «Спать пора» :

Л. Мей Баю-баюшки-баю…

Баю-баюшки-баю,

Баю Машеньку мою.

Что на зорьке-то заре,

О весенней о поре,

Пташки вольные поют,

В темном лесе гнезда вьют.

Соловей-ка соловей,

Ты гнезда себе не вей:

Прилетай ты в наш садок,-

Под высокий теремок,

По кусточкам попорхать,

Спелых ягод поклевать,

Солнцем крылья обогреть,

Маше песенку пропеть.

Баю-баюшки-баю,

Баю Машеньку мою! П. Воронько Спать пора

Спать пора.

Наступает ночка.

Ты устала, дочка.

Ножки бегали с утра,

Глазкам спать давно пора.

Ждет тебя кроватка.

Спи, дочурка, сладко.

Помните!

В раннем возрасте дети особенно склонны к подражанию, поэтому в формировании навыков большую роль играет личный пример взрослых. Именно пример родителей и близких людей является главным для малыша.

Не забывайте давать положительную оценку действиям ребёнка! Любая похвала положительно влияет на достижение хорошего результата.

Публикации по теме:

«Маленький  Мойдодыр»  как средство формирования культурно-гигиенических навыков у детей«Маленький  Мойдодыр»  как средство формирования культурно-гигиенических навыков у детей Наблюдая за детьми, часто замечала, что выходя из туалета или перед едой дети забывают мыть руки. Они моют чаще после напоминания воспитателя.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы. Актуальность проекта. Выбранная тема показалась мне интересной и актуальной.

Фотоотчёт о воспитании у детей младшего дошкольного возраста культурно-гигиенических навыковФотоотчёт о воспитании у детей младшего дошкольного возраста культурно-гигиенических навыков «Ну, что за неряха!» - в сердцах восклицает иной родитель, будто и не причастен к тому, что ребёнок таков. А ведь опрятность и аккуратность.

Конспект занятия по формированию культурно-гигиенических навыков в младшей группе «Мойдодыр в гостях у ребят»Конспект занятия по формированию культурно-гигиенических навыков в младшей группе «Мойдодыр в гостях у ребят» Цель: формирования позитивного отношения к культурно-гигиеническим навыкам. Задачи. - Усвоение элементарных знаний о навыках здорового образа.

Консультация для родителей младшей группы «Освоение культурно — гигиенических навыков детьми трёх — четырех лет» Консультация для родителей младшей группы «Освоение культурно – гигиенических навыков детьми трёх – четырех лет». В 3 года дети многое умеют.

Лэпбук «Наш друг — Мойдодыр» по формированию культурно-гигиенических навыков для детей 3–4 летЛэпбук «Наш друг — Мойдодыр» по формированию культурно-гигиенических навыков для детей 3–4 лет Лепбук «Наш друг - Мойдодыр» по формированию культурно-гигиенических навыков, для реализации во второй младшей группе детского сада. Лепбук.

Методическая разработка проекта по формированию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возрастаМетодическая разработка проекта по формированию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста Актуальность. Личная гигиена — это совокупность навыков и привычек, которые приобретаются уже в дошкольном возрасте и применяются в течение.

Перспективное планирование «Формирование культурно-гигиенических навыков» в старшей группе (февраль — май) ФЕВРАЛЬI неделя Тема: «Как умываются животные» Цель: Продолжать учить детей правильно мыть руки и умывать лицо. Воспитывать наблюдательность.

Перспективное планирование «Формирование культурно-гигиенических навыков» старшая группа (сентябрь-январь) СЕНТЯБРЬI неделяТема: «Как нужно ухаживать за собой» Цель: Повысить осведомленность ребенка в вопросах ухода за собой. Воспитывать привычку.

Семейный клуб «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста»Семейный клуб «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста» С раннего детства нужно прививать ребенку навыки, которые впоследствии превратятся в привычку культурного поведения. Если ребенка постоянно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Формирование культурно-гигиенических навыков в период самоизоляции»
Опубликовано: 6 апреля 2020 в 18:04
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Формирование культурно-гигиенических навыков в период самоизоляции»» (включая файлы) размещена пользователем Петухова Л В (УИ 1264375) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД