Консультация для родителей «Формирование пространственных представлений»

Александра Соколова
Консультация для родителей «Формирование пространственных представлений»

«В понятие пространственная ориентация входит оценка расстояний, размеров, взаимного расположения предметов и их положение относительно друг друга и тела ориентирующегося». (А. А. Столяр)

Формирование представлений о пространстве – одно из основных направлений в работе с детьми-логопатами. От умения ориентироваться в пространстве зависит:

- правильное написание цифр, печатание букв, расположение их на листе бумаги;

- скорость и качество чтения;

- качество рисунков;

- усвоение правил дорожного движения;

- качество выполнения упражнений на музыкальных и физкультурных занятиях.

Игры на развитие пространственной ориентации – неотъемлемая часть математической подготовки ребенка к школе. У ребенка старшего дошкольного возраста должны быть сформированы пространственные представления о направлениях: влево, вправо, расположении вверху, внизу, впереди, позади, между, рядом.

Вначале ребенок будет соотносить направления с собственным телом и его расположением (сзади – за спиной, впереди – перед лицом, справа – там, где правая рука, слева – там, где левая рука) поэтому необходимо научить ребенка различать и правильно называть части своего тела. Поочередно назовите части тела, дотрагиваясь до них рукой сначала на себе, потом на самом малыше: голова, лицо, глаза, лоб, уши, нос, рот, подбородок, шея, спина, грудь, живот, руки, ноги. Обратите внимание ребенка на симметричные части тела, скажите, что они парные, обозначьте каждую словами правая, левая. «Каких частей тела у нас по две? Посмотрим: руки – правая и левая, ноги – правая и левая. Глаза – правый и левый, уши – правое и левое». Предложите ребенку самостоятельно назвать и указать на части тела, сначала своего, затем вашего. Пусть он назовет части тела кукол, на фотографиях и картинках с изображением людей, попросите проверить вас в тот момент, когда вы будете называть части тела и найти ваши «ошибки». Далее отрабатывайте с ребенком умение различать правую и левую стороны тела. Обратите внимание на функциональные различия правой и левой руки, вспомните и перечислите вместе с ребенком, что он делает правой рукой, а что левой: «Правая рука больше привыкла трудиться (у правшей, чем левая: правой мы держим ложку, а левой кусок хлеба, в правой руке находится карандаш, которым ты рисуешь, а левой ты придерживаешь лист бумаги». Закрепите полученные ребенком знания, используя несложные приемы – попросите малыша выполнить следующие упражнения: сделать шаг вперед с правой ноги, с левой, поднять вверх левую руку, затем правую, дотронуться правой рукой левого уха и наоборот, повернуться налево, повернуться направо. Предложите ребенку игры по ориентации в пространстве.

Регулировщик.

Пусть ребенок будет регулировщиком уличного движения. Дайте ему полосатый жезл регулировщика, который можно изготовить из свернутого в трубку листа картона. Вы возьмите в руки игрушечный руль и будете водителем автомобиля. Ребенок, стоя в центре комнаты, будет указывать вам направление жезлом и подтверждать его словесными командами: Налево! Направо! Вперед! Назад! По команде вы движетесь в заданном направлении, иногда допуская «ошибки», которые регулировщик должен отметить и исправить.

Далеко и близко, высоко и низко.

В эту игру можно играть дома и на прогулке. Попросите ребенка осмотреться и рассказать, что находится вокруг него. Помогайте ему наводящими вопросами: что перед ним, что сзади, что справа, что слева, что снизу, что вверху, что близко, что далеко. Попросите его развернуться на 90, 180 градусов. Что теперь находиться справа и слева, впереди и сзади?

Поиски.

Спрячьте в комнате какую-либо игрушку или вещь, и попросите ребенка найти ее, строго следуя вашим словесным указаниям: иди вперед, поверни вправо, сделай шаг назад, посмотри внизу, под столом, на полке, выше, ниже и т. д. Заранее продумайте маршрут.

Ход вслепую.

Нарисуйте мелом на асфальте лабиринт или разметьте маршрут кеглями. Предложите ребенку пройти лабиринт или маршрут с кеглями вслепую (закрыв глаза или с повязкой, под вашим руководством. Вы подаете команды, направляя движение ребенка : «Шаг вперед, два шага вправо, шаг назад, три шага вперед», а он должен четко следовать им, стараясь не заступить черту или не сбить кегли.

Все на месте.

Попросите ребенка помочь вам навести порядок дома. Попросите его разложить вещи на места. Руководите его действиями: поставь слева, положи на верхнюю полку, убери в нижний ящик и т. п.

Репка.

Рассмотрите вместе с ребенком картинку к известной сказке «Репка». Расспросите ребенка, какое место на картинке занимает каждый из героев сказки по отношению к другим? Кто (что) находится впереди (позади) деда, бабки, внучки, жучки, кто между кем, кто к кому ближе, дальше.

Гномик и великан.

Игра заключается в том, что вы произносите поочередно слова «великан» и «гномик». На слово «великан» ребенок должен подняться на носки и поднять руки вверх, а на слово «гномик» - присесть и вытянуть руки вперед. Продемонстрируйте, как надо делать эти движения. По вашей команде выполняйте их вместе с ребенком. Он должен следить за вами и стараться не повторять вашу «ошибку», если вы на слово «великан» присядете, а на слово «гномик» вытянетесь вверх.

Одной из составляющих ориентировки в пространстве является микроориентировка, в том числе на листе бумаги. Наиболее успешно дети осваивают ее в процессе выполнения графических упражнений («диктант»)

Приступать к выполнению диктанта можно только после ознакомления с пространством бумажного листа – с его сторонами (правая, левая, верхняя, нижняя, серединой, или центральной частью, углами (верхние, нижние, правые, левые, правый верхний, левый верхний, правый нижний, левый нижний).

Если дети научатся справляться с такими заданиями, им будет легче учиться в школе.

Задание 1. Найди середину листа, нарисуй там круг, закрась его любым цветом, другим фломастером проведи прямые горизонтальные линии наверху и внизу листа, возьми другой фломастер и от круга в центральной части листа проведи прямые вниз и вверх до конца, а также вправо и влево. Вспомни и расскажи, что ты делал. (Примечание: последняя часть завершает каждое задание, далее не называется).

Задание 2. Найди середину листа и нарисуй там круг, закрась его, справа от круга нарисуй крест, а слева прямоугольник, закрась его, в верхней части листа проведи прямую линию, а в нижней – волнистую, соедини круг и прямоугольник.

Задание 3. Проведи в верхней части листа красную линию, в нижней – синюю, справа зеленую, слева желтую, оранжевым фломастером нарисуй квадрат в центре и закрась его, сосчитай, сколько линий получилось.

Задание 4. Нарисуй один квадрат в середине листа, два квадрата слева, три круга справа, два внизу, проведи в середине верхней части листа четыре вертикальные линии, соедини прямыми линиями все квадраты и все кружочки.

Задание 5. Слева нарисуй в столбик круги сверху донизу, справа – треугольники, сверху по всей ширине листа прямоугольники, а снизу овалы, в центре прямоугольников поставь крестики, в центре кругов – точки.

Задание 6. Нарисуй три ромба в центре листа, шесть квадратов слева, два прямоугольника снизу, пять овалов сверху, раздели все ромбы пополам горизонтальной линией.

Публикации по теме:

Игры по формированию ориентировок в пространстве Очень важно детей как можно раньше научить ориентироваться в пространстве. Пространственные представления являются для детей сложным предметам.

Проект: «Развитие оптико-пространственных представлений и графо — моторных навыков у старших дошкольников». Цель – овладение пространственным восприятием, представлениями и ориентировкой, формирование графо – моторных навыков у детей дошкольного.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Здоровье, гигиена
  • Математика
Автор публикации:
Консультация для родителей «Формирование пространственных представлений»
Опубликовано: 6 октября 2014 в 18:42
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 октября. День колоса на МААМ

«Зерно в землю пало — колосом стало» – такой путь каждый раз проходит маленькое зернышко, чтобы стать колосом. У всех народов хлебные колосья считаются символом плодородия и достатка. Колос, полный спелых...

15 октября. День даров Фрёбеля на МААМ

Немецкий дошкольный педагог XIX века Фридрих Фрёбель придумал сам термин «детский сад». Это название стало частью его мировоззрения: что ребёнок похож на цветок, который надо заботливо выращивать,...

Детский мастер-класс по ручному труду «Зонтик для Осени»
Детский мастер – класс по ручному труду «Зонтик для Осени» ребята выполняли в смешанных техниках – аппликация и природный материал – разноцветные...
Наш цветник в детском саду
Трудно представить себе детский сад летом без цветочных клумб. Они способны преобразить даже самый скучный участок и добавить в него ярких, радующих глаз...