Консультация для родителей Формирование самооценки у детей дошкольного возраста

Cветлана Рубцова
Консультация для родителей Формирование самооценки у детей дошкольного возраста

Самооценка является одной из важнейших характеристик личности. Через отношение к себе человек воспринимает и других людей, и весь окружающий мир. Интересно, что самооценка начинает формироваться уже в очень раннем возрасте — в 34 года, поэтому этот вопрос никак нельзя оставить без внимания.

Роль и составляющие самооценки

Взрослые часто преуменьшают значение самооценки в жизни дошкольников, ошибочно предполагая, что в этот период важнее получать знания и осваивать навыки, которые пригодятся в школе. Однако именно самооценка во многом определяет и социализацию ребенка в коллективе, и его активность и амбиции.

Психологи выделяют две составляющие самооценки — интеллектуальную и эмоциональную. Интеллектуальная часть представляет собой результат самоанализа, определения своих слабых и сильных сторон, сравнения с окружающими и их способностями. Эмоциональная составляющая формируется под влиянием мнения членов семьи, друзей, преподавателей и т. д. У детей до 6 лет доминирует эмоциональный компонент, поэтому отношение родителей к успехам, достижениям, поведению ребенка в это время необычайно важно.

Формируем адекватную самооценку

В трехлетнем возрасте ребенок входит в фазу своего первого личностного кризиса. В этот период он начинает осознавать себя как личность, проявлять свое «Я» в коллективе и семье, добиваться самостоятельности. При этом огромную роль по-прежнему играет оценка окружающих, в особенности родителей, которая и является определяющей в формировании детской самооценки.

Ребенок, собрав конструктор, слепив снеговика, убрав игрушки или даже почистив самостоятельно зубки, ищет одобрения у мамы и папы. Если родители его хвалят, он, довольный собой, возвращается к своим делам. Если же в его адрес звучат даже незначительные замечания, ребенок сразу же идентифицирует их как критику. Причем характеристику своих действий он напрямую связывает с собой — если родители посчитали его рисунок не очень красивым, значит, и он сам плохой.

Мамам и папам нужно понимать, что формирование адекватной самооценки у детей зависит от умения правильно оценивать результаты их деятельности. Проигнорируете или раскритикуете — самооценка будет падать, незаслуженно похвалите или будете льстить — неоправданно взлетит. Адекватная самооценка сформируется только при адекватной оценке окружающих, а также при четком разграничении понятий «деятельность» и «личность».

Советы родителям

Для ребенка 36 лет наиболее авторитетной, как правило, является оценка мамы и папы. Тем не менее, дети прислушиваются и к словам других людей — ребят в детском саду, воспитателей, бабушек и дедушек, учителей и т. д. Нередко критика окружающих приводит к тому, что у ребенка формируется заниженная самооценка, которая заставляет его сомневаться в своих способностях. Или, наоборот, чрезмерная любовь друзей и родственников убеждает ребенка в его исключительности и совершенстве. Задача родителей — выстроить воспитание таким образом, чтобы похвалы и критика в адрес ребенка способствовали адекватному развитию самооценки. Сделать это помогут простые правила поведения в семье:

• Будьте честны с ребенком. Оценивать действия нужно по заслугам, но с учетом возраста. Ожидать от 3-летнего ребенка шедевральную картину или рекордную скорость во время бега не стоит. Однако в любом случае нужно похвалить его за старания и при этом аккуратно указать на моменты, над которым еще стоит поработать.

• Не используйте откровенную критику и лесть. Регулярно критикуя ребенка, вы демонстрируете свое разочарование в нем, а это очень серьезно бьет по еще не сформированной детской самооценке. Необоснованные похвалы приводят к тому, что у ребенка чересчур повышается уверенность в себе, и он может вести себя надменно в кругу друзей.

• Умейте признавать свои ошибки. Ребенок должен видеть наглядный пример — как его мама и папа готовы признать, что сделали что-то недостаточно хорошо, но при этом не расстраиваются и не бросают дело. Такая реакция наилучшим образом демонстрирует умение адекватно оценивать свою деятельность.

• Научитесь характеризовать деятельность ребенка, не давая при этом характеристику его личности. Если у него не получился рисунок, избегайте слов «Ты плохой художник», лучше помогите исправить недостатки — это полезно и для самооценки, и для развития навыка.

В целом, в семье следует создать дружелюбную атмосферу, где ценятся честность, старания и поддержка друг друга. Помните, что дети с адекватной самооценкой быстрее вливаются в коллектив, легче переживают неудачи и охотнее двигаются к поставленной цели. И, являясь очень важным человеком для ребенка, вы можете корректировать его самооценку и создавать, тем самым, важную базу для личностного развития.

Публикации по теме:

Формирование адекватной самооценки у детей дошкольного возрастаФормирование адекватной самооценки у детей дошкольного возраста Самооценка - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. От самооценки зависят взаимоотношения.

Формирование адекватной самооценки у детей дошкольного возраста через оптимизацию общения со сверстниками Детство – это уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Одной из.

Консультация для родителей «Формирование усидчивости у детей дошкольного возраста со сложными нарушениями» Консультация для родителей дошкольников со сложными нарушениями "Формирование усидчивости у детей дошкольного возраста со сложными (комбинированными).

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Межличностные отношения детей дошкольного возраста в группе»Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Межличностные отношения детей дошкольного возраста в группе» «Межличностные отношения детей дошкольного возраста в группе» Подготовила: Унагаева Л. М., Общение и отношения с людьми является одной из.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Здоровье, гигиена
  • Тело, организм, эмоции
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация для родителей Формирование самооценки у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 17 октября 2018 в 09:44
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
ООД по художественной — эстетическому развитию «Заборчик для цыплят» в группе раннего...
Задачи: систематизировать знания детей о домашних птицах. Развивать умение кисточкой рисовать прямые линии. Воспитывать желание заботиться о цыплятах....
Занятие со второй младшей группой по восприятию окружающего мира «Путешествие к...
Цели: 1. Вызвать интерес к истории возникновения жизни на земле. 2. Формировать игровые, речевые и социальные навыки. Задачи: • Систематизировать...
Фотоотчет «День города Барнаула»
Экскурсия в городскую детскую библиотеку посвящена "Дню города Барнаул". Слушали про город, как он возрождался. Какие достопримечательности были. Какие...
Конспект НОД «Путешествие в страну геометрических фигур»
Конспект НОД «Путешествие в страну геометрических фигур». Программные задачи. Обучающие: -закреплять знания детей о геометрических фигурах: круг, квадрат,...
Мастер-класс «Поздравительная открытка ко Дню матери «Подарок на ладошках»
Поздравительная открытка ко Дню Матери «Подарок на ладошках». Мастер-класс. Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю вариант изготовления...