Елизавета Склярова
Консультация для родителей «Гиперактивный ребенок. Как ему помочь?»
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время мы все чаще слышим понятие «гиперактивный» ребенок. Какой он? Каковы причины гиперактивности ребенка?
Гиперактивность обычно включает в себя склонность быстро отвлекаться, находиться в постоянном беспокойном состоянии, в неспособности долго концентрировать свое внимание.
В переводе с латинского языка "активный" значит деятельный, действенный, а греческое слово "гипер" указывает на превышение нормы. В возникновении гиперактивности, по мнению большинства специалистов, важнейшую роль играют те факторы, которые сказываются на развитии головного мозга в период беременности, родов и младенчества. Симптомы гиперактивности почти в четыре раза чаще проявляются у мальчиков, чем у девочек. Такие дети зачастую бывают одаренными и яркими. Их интеллект развит сильнее, чем у сверстников, но природная импульсивность и неусидчивость очень мешают раскрытию возможностей.
Публикация «Консультация для родителей „Гиперактивный ребенок, Как ему помочь?“» размещена в разделах
Как же помочь гиперактивному ребенку?
Целесообразность медикаментозного лечения синдрома гиперактивности до сих пор находится под вопросом. Одни специалисты считают, что без него никак не обойтись, другие же придерживаются мнения, что помочь ребенку способны психологическая коррекция, физеопроцедуры и комфортная эмоциональная обстановка. Как правило врачи назначают успокаивающие и способствующие улучшению обменных процессов в мозге препараты. Однако помогают они не всегда, чаще снимают симптомы на период приема таблеток.
В идеале лечение ребенка должно быть комплексным и включать наблюдение у психолога, невролога, выполнение рекомендаций специалистов и поддержку родителей.
В последнее время родители и педагоги всё чаще сталкиваются с детьми, двигательная активность которых выходит за рамки представлений о просто подвижном ребёнке. С такими детьми трудно наладить контакт. Взрослые жалуются на то, что ребёнок не даёт им покоя – он постоянно вмешивается в разговоры с ним всё время что-то случается, а для того чтобы добиться послушания, приходится повышать голос, но замечания не приносят результатов
.
Признаки гиперактивного ребенка:
- У него часто меняется настроение.
- Многие вещи его раздражают, выводят из себя.
- Обидчив, но не злопамятен.
- Может решительно отказаться от еды, которую не любит.
- Часто отвлекается на занятиях.
- Когда кто-то из ребят на него кричит, он тоже кричит в ответ.
- Может нагрубить родителям.
- Временами кажется, что он переполнен энергией.
- Это человек действия, рассуждать не умеет и не любит.
- Похвала и порицание действуют на него сильнее, чем на других
- Вспыльчив, часто повышает голос
Полезные советы родителям:
- Гиперактивный ребенок зачастую сложен в общении. Родители такого ребенка должны помнить, что малыш не виноват. Строгое воспитание не подходит гиперактивным детям. Нельзя кричать на ребенка, сурово наказывать, подавлять. Общение должно быть мягким, спокойным, без эмоциональных всплесков как положительных, так и отрицательных. Не стоит перезагружать ребенка дополнительными занятиями. Но и нельзя позволять все такому ребенку, иначе он быстро начнет манипулировать родителями. Стоит поощрять ребенка даже за незначительные достижения. Следите, чтобы ребенок не переутомлялся.
- Старайтесь по возможности сдерживать свои бурные эмоции.
- Эмоционально поддерживайте детей во всех попытках конструктивного, позитивного поведения.
- Избегайте категоричных слов и выражений, жестких оценок, упреков, угроз.
- Избегайте слов «нет», «нельзя», «прекрати».
- Следите за своей речью, старайтесь говорить медленно спокойным голосом.
- Выражая недовольство, не манипулируйте чувствами ребенка и не унижайте его.
- Играйте с ребенком в подвижные игры, заинтересуйте занятием спортом. Хорошо бы отдать ребенка в спортивную секцию. Показаны такие виды спорта, где ребенок учится соблюдать правила, контролировать себя, взаимодействовать с другими игроками. Это командные игры. Такие как, хоккей, футбол, баскетбол.
- Используйте эмоциональные воздействия, содержащиеся в голосе, мимике, жестах. Обращайте внимание и реагируйте на любые проявления позитивного поведения детей, как бы незначительны они ни были. Кто ищет хорошее, тот обязательно его находит. Правила поведения, которые предлагаются ребенку, должны быть простыми и понятными, предусматривать определенное время на их выполнение.
- Отличайте формы поведения, которые вам не нравятся, от личностных качеств своего ребёнка. Например, советую говорить так: «Я тебя люблю, но мне не нравится, что ты растаскиваешь грязь по всему дому». В воспитании ребенка с гиперактивностью родителям необходимо избегать крайностей: проявления чрезмерной мягкости, с одной стороны, и предъявления повышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с педантичностью, жесткостью и наказаниями - с другой.
- Не опускайте руки! Любите вашего норовистого ребенка. Не жалейте усилий на то, чтобы сформировать у ребенка навыки послушания, аккуратности, самоорганизации, способность доводить до конца начатые дела; развить у него чувство ответственности за собственные поступки.
Уважаемые родители, помните, гиперактивные дети нуждаются в строгом режиме, и вся их деятельность должна носить максимально регулярный характер.
Чтобы такие дети охотно занимались и добивались успеха там, где прежде терпели только неудачу, им нужна частая похвала, одобрение. Обычно по мере роста и взросления симптомы гиперактивности ослабевают.
Кстате, часто гиперактивные дети талантливы. Признаки гиперактивности наблюдались у множества известных людей, например, у Томаса Эдисона, Линкольна, Сальвадора Дали, Моцарта, Пикассо, Диснея, Эйнштейна, Бернарда Шоу, Ньютона, Пушкина, Александра Македонского, Достоевского.