Лариса Суслова
Консультация для родителей «Готовьте ребенка к школе»
Каждый родитель искренне желает, чтобы его ребенок хорошо учился, был прилежным и организованным. К этому надо готовить ребенка заранее, задолго до поступления в школу и проводить эту работу систематически, проявляя терпение и настойчивость.
В подготовке к школе большое значение имеют знания детей об окружающей их жизни. Это знания о нашей стране (как она называется, какой город является столицей, как называется город, где мы живем, что есть замечательного в нем, где работают взрослые, о своей улице (адрес, о семье, о школе, где ребенок будет учиться, о правилах уличного движения и др.
У ребенка к 7 годам должен быть уже накоплен опыт наблюдения за явлениями природы. На прогулках, поездках за город, в труде по уходу за растениями, домашними животными дети получают ясные представления о пользе домашних животных, деревьях, травах, цветах и птицах. Учите детей наблюдать и сравнивать, чувствовать красоту природы, например, как выглядит дерево летом и осенью, чем отличается ель от сосны, береза от тополя и т. д. Знания о природе, событиях окружающей жизни являются хорошим подспорьем в учебе.
Важно поощрять детскую любознательность: обстоятельно отвечать на детские «почему?» «зачем?». Нередко родители, не вникнув в суть детского вопроса, отвечают «не мешай, мне некогда». Такими ответами они гасят детскую любознательность. По возможности, надо отвечать на детские вопросы правильно, подробно. А также самим задавать вопросы детям, требующие размышления «почему так думаешь», «как ты узнал» и т. д.
Важной предпосылкой успешного обучения в школе является развитие устной речи. Необходимо, чтобы к поступлению в 1 класс ребенок произносил все звуки в словах, т. к. неправильное звукопроизношение может явиться серьезной помехой в выработке навыков грамотного письма. Хорошо, если до поступления в школу ребенок научится связно рассказывать сказку, небольшой рассказ, стихотворение. До прихода в школу ребенок должен знать на память несколько небольших стихотворений, загадок, пословиц, поговорок.
В дошкольный период необходимо развивать мышление ребенка, сообразительность. Организуйте дома с детьми занятия, поиграйте в школу. Упражняйте их в счете конкретных предметов (кубиков, палочек, орехов и др.) в пределах 10-20, в устном прямом и обратном счете в пределах первого десятка; учите решать простые задачи, лучше на наглядном, конкретном материале. В ходе игры, дети могут наблюдать, что одни предметы больше, длиннее, другие меньше, короче, что находится ближе, дальше, слева, справа.
Известно, что труднее всего дети овладевают письмом. Подготовкек письму помогут разнообразные занятия: ребенок может рисовать, лепить из глины и пластилина, выполнять штриховки, вырезать из бумаги, изготавливать игрушки из картона, природного и бросового материала.
При занятиях за столом очень важно следить за позой ребенка: ноги устойчиво стоят на полу, поясница опирается на спинку стула, локти лежат на столе.
К 5-6 годам у детей возникает желание познакомиться с буквами, складывать слоги, читать.
Ребенок будет успевать в школе, если у него воспитана опрятность, дисциплина, навыки самообслуживания, уважение к взрослым и своим товарищам.
Помните, что подготовка к школе решается на протяжении всего дошкольного возраста, а не одним годом!