Наталья Кабитова
Консультация для родителей. Характеристика речевого развития детей 4-го года жизни
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей. Кабитова Наталья Алексеевна
Характеристика речевого развития детей 4-го года жизни.
В этом возрасте накапливается определенный словарный запас, содержащий все части речи, где самое большое количество представляют существительные и глаголы, обозначающие предметы ближайшего окружения и их действия, постепенно появляются прилагательные и наречия.
Публикация «Консультация для родителей, Характеристика речевого развития детей 4-го года жизни» размещена в разделах
Количество слов которыми оперирует ребенок, составляет 1900. Совершенствуется словопроизношение.
Начинает формироваться обобщающая функция слов. Дети овладевают грамматическими формами (множественное число, винительный и родительный падежи имен существительных, изменение основы глагола и тд). Дети осваивают навыки разговорной речи, выражая свои мысли предложениями, как простыми так и сложными, им доступна простая форма диалогической речи, но чаще эта речь ситуативна.
Дети подводятся к составлению связных высказываний, к пересказыванию хорошо знакомых сказок с помощью взрослого («Курочка ряба», «Колобок»).
К четырем годам при нормальных условиях развития ребенок осваивает звуковую систему языка: произносит многие звуки, слова, его речь становиться понятна окружающим.
Исследованиями установлено, что правильное произношение звуков очень важно для формирования полноценной личности, для подготовки к школе, а в дальнейшем и для выбора профессии.
Ребенок с хорошей речью легко вступает в контакт со сверстниками и взрослыми, может понятно выразить свои мысли, желания. Дефекты в произношении затрудняют контакт со сверстниками и взрослыми; часто у детей с дефектами в произношении наблюдается задержка в психическом развитии Развитие правильного звукопроизношения очень важно при поступлении ребенка в школу.
Наблюдаются следующие особенности произношения:
- согласные произносятся смягченно («зюк» - жук, «сярик» - шарик);
- свистящие звуки «С», «З», «Ц» произносятся недостаточно четко, часто вообще не произносятся («абака» - собака, заменяются: «С-Ф» («фонце» солнце, «З-В» («ваяц – заяц, «Ц-Ф» («фапля» - цапля, «С-Т» («тобака» -собака, «З-Д» («донт» - зонт, «Ц-Т» («тветок» - цветок);
- шипящие звуки «Ш», «Ж», «Ч», «Щ» произносятся недостаточно четко, часто заменяются свистящими: «Ш-С-Ф» («сапка», «фапка» - шапка; «коска», «кофка» - кошка, «Ж-З-В» («зук», «вук» жук, «Ч-ТЬ-Ц» («оцки», «отьки» - очки, «Щ-СЬ-ТЬ» («сетка», «тетка» щетка);
- звуки «Л», «Р» пропускаются или заменяются на другие («лямпа»; «ямпа» - лампа, «ыба», «лыба» - рыба).
Имеются особенности и в словопроизношении, к которым относится:
- сокращения («тул» - стул; «весипед» - велосипед);
- перестановки («шапля» - шляпа; «корвик» - коврик);
- уподобление одного звука другим («бабака» - собака);
- слияние («Мафеда» вместо Мария Федоровна);
- добавление звуков («реблята» - ребята).
Показатели развития звуковой культуры речи.
Ребенок к концу 4-го года должен : - правильно и четко произносить гласные звуки «А», «О», «У», «Ы», «И» изолированно, в словах и фразовой речи;
- правильно и четко произносить согласные звуки «М-МЬ», «Б-БЬ»,»П-ПЬ», «Т-ТЬ», «Ф-ФЬ», «В-ВЬ», «Л», «С», «З», «Ц» изолировано, в словах и фразовой речи;
- произвольно регулировать силу голоса, темп речи, речевое дыхание; - использовать выразительные средства речи – темп и ритм, паузы, разнообразные интонации;
- понимать значение терминов «звук» и «слово»;
- выполнять упражнения для пальцев и кистей рук;
- рисовать прямые вертикальные и горизонтальные линии, округлые линии, штриховать несложные фигуры.