Консультация для родителей: «Играем по дороге в детский сад». Лексико-грамматические игры и упражнения

Ольга Епонешникова
Консультация для родителей: «Играем по дороге в детский сад». Лексико-грамматические игры и упражнения

Играем по дороге в детский сад

Когда ребёнок приходит в начальную школу у него возникают трудности в овладении русским языком. Связано это с недостаточным развитием речи. Часто родители не обращают внимание на то, что ребёнок не умеет грамматически правильно построить предложение, у него бедный словарный запас. Но все эти недочёты проявляются на уроках в школе.

Чтобы избежать эти трудности, надо развивать речь ребёнка в дошкольном возрасте. Если родители не останутся в стороне, и будут дополнительно заниматься со своим малышом, то будет всё хорошо. Предлагаемые мною словесные игры не требуют какого-либо оборудования или наглядности. Их можно проводить по дороге в детский сад, на отдыхе, в транспорте, в ожидании приёма у доктора и т. д. Эти игровые приёмы не займут много времени, зато принесут пользу и приятное общение.

Назови одним словом

Яблоко, груша, апельсин, мандарин – это всё фрукты;

Сапоги, туфли, босоножки, кроссовки – это… (обувь).

Ромашка, колокольчик, василёк, одуванчик – это… (цветы).

Панама, кепка, шляпа, шапка – это … (головные уборы).

Диван, кресло, тумбочка, шкаф – это … (мебель).

Кастрюля, тарелка, сковорода, стакан – это … (посуда).

Дятел, ласточка, скворец, воробей – это … (птицы).

Четвёртый лишний

Из четырех слов, названных взрослым, малыш выбирает одно — лишнее слово, которое по значению не вписывается в заданный ряд, так как у него нет признака, общего для трех остальных.

Диван, стол, кастрюля, шкаф (Лишнее слово кастрюля, потому что это посуда, а всё остальное мебель).

Дуб, берёза, одуванчик, липа.

Орёл, ворона, сова, гусь.

Босоножки, тапки, панама, сапоги.

Жёлтый, красный, сильный, зелёный.

Смелый, храбрый, отважный, злой.

Один - много

Поиграйте с ребёнком, бросьте мячик и назовите слово в единственном числе. Ребёнок поймав, назовёт это же слово, но во множественном числе, и бросит его обратно. Затем можно называть слова в родительном падеже.

Образец: лимон - лимоны, берёза - берёзы, и т. п; лимон – много лимонов, берёза – много берёз, и т. п.

Назови ласково

Учим ребёнка образовывать новые слова с помощью суффиксов. Ребёнок предложенные ему слова называет ласково.

Образец: дом - домик, лист - листик, нос - носик и т. п. (В эту игру тоже можно играть, используя мяч).

Назови родителей

У щенка мама – … (собака, а папа – … (пёс).

У котёнка мама – … (кошка, папа – … (кот).

У телёнка мама – … (корова, папа – … (бык).

У жеребёнка мама – (лошадь, папа – … (конь).

У козлёнка мама - (коза, папа – … (козёл).

У ягнёнка мама – … (овца, папа – … (баран).

У крольчёнка мама – … (крольчиха, папа - … (кролик).

У цыплёнка мама - … (курица, папа - … (петух).

У утёнка мама – … (утка, папа – … (селезень).

У гусёнка мама – … (гусыня, папа – … (гусь).

Кто это? Что это?

Хитрая, рыжая, хищная… (лиса).

Кислый, жёлтый, сочный… (лимон).

Высокая, стройная, зелёная … (ель).

Мохнатый, большой, коричневый… (медведь).

Сладкий, сочный, крупный … (арбуз).

Назови действия

Что можно сказать о самолёте, что он делает? (летит, гудит, взлетает, садится, поднимается).

Что можно сказать о снеге? (летает, падает, кружится, идёт, блестит, скрипит, ложится, тает, переливается).

Что можно сказать о собаке? (лает, грызёт, виляет, спит, охраняет, бегает, ходит, крадётся, подпрыгивает, скулит).

Что можно сказать о солнце (светит, греет, восходит, заходит, печёт, сияет, ласкает).

Где и что можно делать?

Спросите у ребёнка, что можно делать в лесу? – гулять, собирать грибы, слушать птиц, отдыхать, наслаждаться красотой, дышать воздухом.

Что можно делать на реке? - … (купаться, нырять, ловить рыбу, кататься на лодке).

Что можно делать в детском саду? - (играть, общаться с друзьями, узнавать что-то новое, учиться, танцевать, петь, конструировать, лепить).

Что можно делать в магазине? - … (покупать, рассматривать, интересоваться, спрашивать продавца, встретить знакомых.

Какой? Какая? Какое? Какие?

Задайте ребенку вопрос: «Каким бывает мяч?» (или любой другой хорошо знакомый ему предмет). Предложите подобрать подходящие к предмету свойства: «Мяч бывает большим или маленьким, красным или синим, пластмассовым или резиновым.»

Белка – (пушистая, рыжая, шустрая, большая, маленькая, проворная, торопливая).

Дом -. (деревянный, каменный, высокий, низкий, двухэтажный, пустой, старый, новый, кирпичный).

Пальто - (красивое, тёплое, зимнее, короткое, длинное, старое, новое, дорогое, красное).

Облака - (пушистые, лёгкие, белые, воздушные, высокие, красивые).

Придумай рифму.

Предложите ребёнку подобрать пару созвучных слов: ночка – дочка, халат – салат.

Галка - (палка, скалка, скакалка).

Ёлка - … (пчёлка, тёлка, чёлка).

Рубашка - … (пташка, кашка, букашка).

Лягушка - … (подружка, попрыгушка, квакушка, кукушка, частушка).

Снежок - … (сапожок, кружок, флажок, дружок, бережок).

Скажи наоборот

Эта игра учит ребёнка подбирать слова противоположные по смыслу.

Этот дом высокий, а этот - низкий.

широкий – … (узкий);

больной – (здоровый);

мелкий – … (глубокий);

чистый – (грязный);

тонкий – … (толстый);

холодный – (горячий);

светлый – … (тёмный);

легкий – … (тяжёлый);

длинный – (короткий);

кислый – (сладкий);

смелый – (трусливый);

ленивый – (трудолюбивый);

медленный – (быстрый);

злой – … (добрый);

умный – … (глупый);

весёлый - … (грустный);

молодой – … (пожилой).

Собери слово

Предложить ребёнку «собрать два слова в одно».

Образец: Сад разводит – садовод.

По луне ходит - … (луноход).

По снегу ходит - … (снегоход).

Везде ходит - … (вездеход).

Овощи режет - … (овощерезка).

Мясо рубит - … (мясорубка).

Листья подают - … (листопад). Сам летит - … (самолёт).

Снег падает - … (снегопад).

Звёзды падают - … (звездопад).

Лес рубит - … (лесоруб).

Рыбу ловит – … (рыболов).

Трубы чистит - … (трубочист).

Часто в речи малыша можно услышать нелепые фразы и предложения, это говорит о том, что ребёнок ещё не чувствует многие смысловые оттенки слов, поэтому очень полезно поиграть в игры:

Образуй признак

Объясните ребёнку, что предметы могут быть сделаны из разных материалов и называться они будут по-разному.

Образец: Если чашка сделана из глины, то это – глиняная чашка.

Конверт из бумаги – … (бумажный конверт).

Кисель из клюквы – … (клюквенный кисель).

Суп из овощей – … (овощной суп).

Перчатки из кожи – … (кожаные перчатки).

Стакан из стекла – … (стеклянный стакан).

Варенье из малины – … (малиновое варенье).

Мяч из резины – … (резиновый мяч).

Деталь из железа - … (железная деталь).

Скамейка из дерева – … (деревянная скамейка).

Крепость из снега – … (снежная крепость).

Дом из кирпича – … (кирпичный дом).

Игра «Счет 1 – 5» (1-10)

В этой игре ребенок считает предметы с проговариванием слов, при этом взрослый внимательно слушает, правильно ли он говорит окончания. Затем можно потренировать обратный счёт.

Образец: Один дом_, два дома, три дома, четыре дома, пять домов; пять домов, четыре дома, три дома, два дома, один дом_.

Закончи предложение

Начните говорить предложение, но оборвите его на самом интересном месте и попросите закончить. Предложения могут быть такими:

На улице стало сухо, потому что выглянуло солнышко.

Начался дождь, поэтому …

Я надел теплую куртку, потому что.

Растения нужно поливать для того, чтобы …

Мы пойдём гулять, если …

Дети сели в лодку, чтобы.

Список используемой литературы:

1. Жукова Н. С., Мастюков Е. Н., Филичева Т. Б., Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - М., 1990 г.

2. Селевёрстов В. И. Игры в логопедической работе с детьми. - М.: Просвещение, 1987 г.

3. Шадрина Л. Г. Развитие речи-рассуждения у детей 5 – 7 лет. М.: Творческий центр «Сфера», 2012г.

4. Ресурсы интернета.

Публикации по теме:

Анкета для родителей. Формирование фонематического слуха. Развитие речи младших школьников Анкета для родителей по теме «Формирование фонематического слуха. Развитие речи младших школьников».(Для родителей второй младшей группы).

Логопед в детском саду (информационный стенд для родителей) Логопед в детском садуПрофессия особая, к фоненам приспособлена, Не педагоги и не медики, а синтез всех наук. С логопедией связаны, они.

Библиотека изображений:
  • ПДД
  • Игрушки
  • ПДД
Автор публикации:
Консультация для родителей: «Играем по дороге в детский сад». Лексико-грамматические игры и упражнения
Опубликовано: 27 декабря 2014 в 01:52
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 августа. День рождения знаменитой скульптуры «Русалочка»

Самый известный в мире памятник сказочному персонажу – знаменитая «Русалочка» –появился на родине Андерсена, в Копенгагене, 23 августа 1913 года. В последующие годы эта скульптура стала не только датской...

23 августа. Выставка игр с кубиками на МААМ

Даже у такой простой игры как игра в кубики есть своя история и ведется она с 17 века. Хотя и до этого дети веками играли с ними, но с 1693 года кубики стали не просто игрушкой, а образовательным...

Конспект итогового занятия «Осень»
Конспект итогового занятия "Осень" Задачи:  Закреплять знания детей об осени.  Уточнить знания детей о деревьях, о плодах деревьев,...
Картотека стихотворений о России и Дне России
К каждому празднику педагоги дают детям стихи для заучивания. У меня есть вот такая картотека стихотворений о России и празднике в честь Дня России. Может...
Фотоотчёт изобразительной деятельности по рисованию «Вот какой у нас арбуз...
Август. Созревают арбузы - любимое лакомство всех детей и взрослых. И сегодня, уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию фотоотчёт о том как мы рисовали...