Ирина Клюева
Консультация для родителей «Игры наших детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Игры наших детей
Ранее детство-период интенсивного физического и психического развития. Дети раннего возраста отличаются повышенной эмоциональностью, впечатлительностью, внушаемостью. Маленький ребенок - уникальная личность, и наша задача - ценить его уникальность, поддерживать и развивать ее. Дошкольное детство – это период игры. Игра в детские годы преобладает над всеми другими занятиями и является ведущим видом деятельности.
Публикация «Консультация для родителей „Игры наших детей“» размещена в разделах
«Игра пронизывает всю жизнь ребенка, это норма даже тогда, когда малыш делает серьезное дело. У него есть страсть, и её надо удовлетворить. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра». Эти простые истины нам, взрослым, напоминает известный педагог А. С. Макаренко. Малышам нравится играть в семейном кругу. Участие в игре взрослых помогает им лучше проникнуть в мир интересов ребенка.
Что нужно ребенку для полноценной игры? Конечно же, это среда, в которой разворачивается игровая деятельность. Она должна быть безопасной, экологичной и экономичной, т. е. не допускающей пресыщения ею. К примеру, большое обилие игрушек не является плюсом. Всегда необходимо оставлять для ребёнка возможность что-то желать, о чем-то мечтать. Или найти то, чем можно заменить недостающую игрушку. А может быть и сделать её своими руками.
Какие игрушки необходимы для ребенка до трех лет:
-для нанизывания предметов, имеющих сквозное отверстие (разл. пирамидки); для проталкивания предметов различных форм в соответствующие отверстия;
- для развития мелкой моторики рук и навыков самообслуживания (с застежками, пуговицами, кнопками, шнурками, липучками, молнией)
- поролоновые подушки разных размеров, форм и цветов, которые в детской деятельности могут выполнять самые разнообразные функции.
-игрушки-забавы и театральные игрушки, от имени которых говорит ребенок;
- атрибуты для костюмирования ( взрослая одежда: юбки, шляпы, сарафаны, фартуки и проч.);
- игрушки, отражающие быт взрослых (посудка, инструменты, парикмахерская, больница)
- предметы – заместители (палочки, крышечки, колечки от пирамидок);
- природный и бросовый материал (шишки, пластмассовые крышки)
- атрибуты для развивающих, подвижных и других видов игр (лото, разрезные картинки, электронные, настольно-печатные игры разной тематики);
- кроме того, как у девочек, так и у мальчиков в игровом арсенале должны быть куклы. Ведь именно кукла является прообразом человека, и игры с нею формируют у ребенка определенные человеческие качества: у мальчиков – мужественность, заботливое отношение к девочкам, «отцовские чувства»; у девочек – «материнские» чувства и бытовые качества (аккуратность, хозяйственность и проч.).
Что такое хорошая игрушка?
Прежде всего, это игрушка безопасная, соответствующая возрасту ребёнка. Чем разнообразнее игрушки. Тем интереснее игра малышей. Но разнообразие не означает их изобилие.
Прежде, чем сделать очередную покупку, неплохо спросить малыша, как он с ней будет играть. Если 90% игры приходится на долю ребёнка и только 10% на долю игрушки, то это хорошая игрушка. Прекрасной игрушкой для малыша может стать пустая картонная коробка, в которую можно забраться. Она может быть и кораблём, и крепостью, и ракетой. Такая игрушка стимулирует и фантазию и воображение. Её можно использовать такой, какая она есть. А можно прорезать в ней дырки – иллюминаторы, разрисовать. Игрушки-самоделки имеют большое воспитательное значение.
Если вы видите, что ваш ребёнок затеял сюжетную игру, но сюжет очень примитивный, некоторые игрушки используются не по назначению, что вы будете делать?
Самое главное, не пытайтесь ворваться в сюжет игры, с целью всё изменить, научить его играть правильно. Показывая, что он неуспешен в данной деятельности, вы погубите желание ребёнка не только приглашать вас в игру, но и вообще играть. Здесь взрослый должен быть как можно мудрее и деликатнее.
Чем меньше ребенок, тем большая помощь взрослых требуется ему в игре. Поэтому взрослый должен уметь на время стать ребенком и играть увлеченно, с интересом.
Тактично, но не навязчиво предложите свою помощь в создании игровой среды: «А хочешь, я помогу тебе сделать гараж для твоей машины?», «Может быть, тебе понадобится кастрюля для приготовления супа?».
Проявляйте инициативу и выражайте искреннее желание участвовать в игре.
Получив согласие ребенка, поинтересуйтесь своей ролью («А кем буду я?») и безоговорочно, с благодарностью принимайте её. Помните, в семье вы занимаете главенствующие позиции, а в игре появляется уникальная возможность для ребёнка самому побыть главным.
Стимулируйте речевую активность детей, включая в сюжет игры различные игрушки, побуждая детей от их лица осуществлять ролевой диалог. Игра – это не простое манипулирование предметами, а способ проиграть многие жизненные ситуации. Поэтому, через игру вам проще научить ребенка быть добрым, вежливым, заботливым, научить различать что хорошо, а что плохо. Например: «Кукла Катя, ты забыла сказать мишке волшебное слово за то, что он тебя угостил конфеткой. Ты не знаешь волшебных слов? Сейчас мы тебе подскажем!», «Куколка очень хочет поиграть с остальными, но не знает, как попроситься в игру. Давай её научим?». Проговорив всё это в игровой ситуации, ребёнку будет проще применить это в реальных ситуациях со сверстниками.
Как вмешаться в игру?
«Ну, хватит возиться со своим кораблём. Иди сейчас же обедать! Сколько тебя ждать?»
«Когда пароход подойдёт к пристани, пусть капитан идёт обедать». Такое подключение взрослого к игре даст гораздо лучшие результаты, чем грубые окрики.
в) Что делать, если вы устали от шума, который поднимает малыш? Вам хочется тишины, да и ребёнку неплохо бы успокоиться перед сном.
Ваш малыш активен и подвижен. Это хорошо. Так и должно быть. Но уже сейчас он может научиться играть тихо, если только вы его этому научите. Попробуйте поиграть с ним в тишину. Малыши любят всё, что называется игрой, ведь играть – это самое интересное занятие в жизни.
Кроме того, не забывайте, что это только для нас, взрослых, играть – это очень просто. А для ребёнка, это очень даже нелегко. Поэтому прежде чем говорить, «Да ты и играть то не умеешь!» подумайте, а научили ли вы его пользоваться той или иной игрушкой/игрой? Знает ли ребёнок правила игры, способы действия и т. д. Купив новый набор, к примеру, для игры в больницу, рассмотрите каждый предмет, расскажите, что это, и как этим пользуются взрослые, попробуйте проиграть способы действия с игрушкой, чтоб ребёнок мог пользоваться ей правильно и осознанно. И только потом можете дать этот набор для самостоятельной деятельности. Но даже в этом случае нужна будет помощь и подсказка, чтоб ребёнок не ограничился парой простых манипуляций.
Сейчас в магазинах огромное количество игр и игрушек военной, боевой тематики (пистолеты, солдатики, мечи, и т. д.). Большой соблазн накупить чаду этого добра, тем более, если он так этого просит. Но не спешите этого делать. Подумайте – какую развивающую, обучающую или воспитательную функцию несут эти игрушки? Что почерпнёт из таких игр ваш ребёнок? Сцены насилия, побоев, военных действий итак заполонили экраны наших телевизоров. И если мы не можем полностью защитить детей экранных образов, то оградить их от копирования жестокости в их играх мы вполне способны. Купите ему лучше новый большой конструктор. Всей семьёй вы проведёте много приятных вечеров за этим увлекательным и полезным занятием!
Где хранить игрушки?
Когда разговор заходит о том, куда убирать игрушки, взрослые обычно жалуются на недостаток места. Все игрушки не должны быть в поле зрения ребёнка. Часть их можно убрать и оставить на виду только те, которые нужны ему для игры сейчас. Само их расположение в детском уголке придумано так, чтобы подсказать малышу игру.
Собранную пирамидку поставьте на низенький столик, игрушечного мишку посадите на машину. Куклу усадите за столик, строительный материал положите в коробку.
Книги, пластинки, карандаши – не игрушки. Выделите для них особое место.
Для хранения игрушек хорошо иметь открытые полки.
Как видите, правила совместных игр с детьми не так уж и сложны. Нужно лишь искренне любить и хотеть играть со своим малышом. Ведь времени для этого у вас, дорогие родители, отмерено очень и очень мало. Лет через 5 вы захотите поиграть с вашим сыном или дочкой, а в ответ услышите: «Мам, ко мне друзья пришли, пойди в свою комнату, посмотри телевизор!»
Так давайте же не будем терять драгоценные моменты!