Получи документы

Консультация для родителей «Игры со звуками и буквами при обучении дошкольников чтению»

Ольга Городишенина
Консультация для родителей «Игры со звуками и буквами при обучении дошкольников чтению»

«Мама, почитай! Папа, почитай! Почитай, поиграй, бабушка!» - упрашивает дошкольник взрослых. А почему он не читает сам?

Если родители будут делать это правильно, то им самим можно научить читать ребёнка. Идея успешного обучения в следующем : сначала нужно научить выделять звуки в слове, а затем – заменять звук соответствующей буквой. Чёткое и осознанное различение звуков и букв, знание законов перехода от звучащей речи к буквенной записи – это, конечно, дело школьного обучения. Но если дошкольник хотя бы интуитивно не ощущает, что слова «сложены» из звуков, учить его грамоте трудно.

Публикация «Консультация для родителей „Игры со звуками и буквами при обучении дошкольников чтению“» размещена в разделах

Дети старшего дошкольного возраста чувствительны к звуковой стороне речи, поэтому не составит особого труда научить их слышать звуки, складывать их в слоги, а затем в слова. Важно делать это в игровой форме и находить для этого время.

Оказывается, играть с ребё нком можно везде: в транспорте, на автобусной остановке, в супермаркете, ожидая приёма у врача. Даже готовя ужин на кухне, можно поиграть со звуками. Начинать лучше с тех, что легко произносятся: [а], [у], [о], [и], [ы], [п], [т], [к], [м], [н], [б]. Естественно, следует избегать звуков, которые ребёнок не выговаривает.

Предлагаем самые простые игры со звуками. Спросите у ребё нка: «С какого звука начинается слово а-а-аист?». Слегка «потяните» первый звук. Дождавшись ответа, спросите: «А есть ли звук [а] в словах «арбуз», «жук», «лук»?

В каких еще словах есть звук [а]?».

Подбирайте слова вместе с ребёнком. Чтобы сделать игру интереснее, установите порядок: за правильный ответ ребёнок получает фант, за ошибку - отдает фант.

А вот игра чуть сложнее: вы называете

слово, ребенок отвечает словом, начинающимся на тот же звук. Потом

называет слово, а вы, отвечая, «ошибаетесь». Пусть он обнаружит ошибку, дайте ему за это фант.

Еще сложнее: вместе с ребёнком составляйте цепочку из слов, начинающихся с последнего звука предыдущего слова. Например, «мяч» - «чемодан» - «нос» - «санки» - «игла» и т. д.

А как любят дети играть со Звукоедиком! Познакомьте ребёнка с ним. Скажите: «У звуков есть враг – Звукоедик. Он питается звуками. Вот и

у нас на кухне Звукоедик съел первые звуки в некоторых словах. Отгадай в каких (к)ран,

(ш)каф, (с)тул и т. д.». В следующий раз Звукоедик может съесть последний звук в словах : «сто (л)», «сту (л)», «тарелк (а)» и т. д. Каждый раз придумывайте новую историю. Звукоедик может попасть в огород, в магазин, на улицу, в цирк. Играйте так до тех пор, пока ребёнок не научится легко выделять первый и последний звуки в словах. И только после этого учите его слышать и находить звуки в середине слова, а также определять их последовательность в словах сначала из трех, а затем из четырех – пяти звуков.

Поможет вам игра «Дом звуков».

Нарисуйте дом с тремя окошками. Скажите: «В этом доме живет слово «сок». У него три комнатки, в каждой по окошку. Все звуки слова «спят» отдельно. Давай уложим спать слово «сок». Какой звук будет спать в первой комнатке?». Дайте ребенку фишку синего цвета (согласный звук) : «Это первый звук. Позови его спать». Ребенок зовет: «с-с-с, - и кладет фишку в первое окошко. Дайте красную фишку (гласный звук, пусть ребенок зовет спать звук [о] во вторую комнату. Если он теряет его и второй фишкой «ловит» звук [к], удивитесь: «Разве здесь живет «ск»? Я думала, что здесь живет с-о-о-о-к (звук о-второй звук)».

В третьей комнатке будет спать звук [к]- ребенок кладет в третье окошко синюю фишку.

Усложняйте игру, предлагая слова из четырех и пяти звуков. Пусть ребенок «расселяет» в домики всех своих знакомых, животных, одежду, мебель.

Все эти игры настольные. Если же ваш ребенок предпочитает подвижные игры, с ним можно поиграть в «Эстафету звуков». Расположите три игрушечные машины (вместо них можно взять картофелины, чашки или другие предметы) на небольшом расстоянии друг от друга и скажите, что в каждой машинке лежит звук, а все вместе они везут какое – то слово. Возьмите первую машину и, медленно двигаясь по направлению к другой машине, произносите: «С-с-с». Доехав до второй машины, везите её и тяните второй звук «Ы-ы-ы».

Третья машина рокочет по своему: «Р-р-р». Спросите: «Какое слово везут машины?». Ребё нок угадывает: «Сыр».

Одновременно со звуковыми играми начинайте знакомить ребёнка с буквами. Показывая начертание буквы, произносите не её название, а тот звук, который эта буква обозначает. Например, покажите букву и скажите : «Саша, твое имя начинается вот с этой буквы – «С». Спойте: «С-с-с, с-с-с, Саша», но не говорите «эс». И еще – знакомьте детей только с печатными буквами. Для

запоминания правильного начертания букв хорошо, если вы будете искать их в тексте, лепить из пластилина, рисовать на песке или снегу палочкой.

Если ребёнок знает буквы и умеет выделять в словах звуки, это еще не значит, что он может читать. Ему предстоит

сделать еще одно открытие: научиться сливать согласный звук с гласным. Здесь поможет игра «Дом букв». Сам дом можно вырезать из картона и вставить в его окна картонные полоски с буквами так, чтобы их можно было

свободно двигать. В первом окне зафиксируйте любую согласную, а во втором окне протягивайте полоску с гласными. Помогайте ребё нку читать слоги: са, су, со, сы.

Итак, вы научили ребёнка читать слоги – можно начинать читать односложные слова: «сон», «сук», «сын». После каждого прочитанного слова выясняйте, понимает ли ребёнок его смысл.

Учить детей, играя, нужно попросту, без затей, но весело, толково и интересно. В гости к ним могут приходить сказочные герои: добрый и заботливый Айболит, умный и находчивый Петрушка, любознательный и непоседливый Незнайка. У них всегда припасено много историй, сказок про звуки и буквы, которые откроют для дошкольников разнообразный и увлекательный мир звуков, букв и слов, помогут и разовьют детскую любознательность, фантазию, интерес к чтению.

Публикации по теме:

Дидактические игры со звуками и буквами для старших дошкольниковДидактические игры со звуками и буквами для старших дошкольников Возраст: 5-7 лет. Дидактическая игра «Как зовут ребят?» Цель: продолжать учить детей выделять первый звук в словах и составлять из них.

Игры с буквами для старших дошкольниковИгры с буквами для старших дошкольников Очень важно «зажечь» в ребятишках – дошкольниках огонек желания знать буквы родного алфавита, и научить этими буквами пользоваться. Наверное,.

Игры с буквами и словами для дошкольников и детей младшего школьного возраста. Буква АИгры с буквами и словами для дошкольников и детей младшего школьного возраста. Буква А I. Игра "Пропала буква" Из слов убежали все буквы А. Нужно найти их и поставить на свои места, чтобы получились слова. РК, МСК, БРБН,.

Игры с буквами и словами для дошкольников и детей младшего школьного возраста «Буква М» БУКВА М1. Загадки Все отгадки начинаются на букву М 1. За домом у дорожки висит пол-лепёшки (месяц) 2. Какой это мастер на стены нанёс И.

Игры с буквами и словами для дошкольников и детей младшего школьного возраста «Буквы «Н», «С»Игры с буквами и словами для дошкольников и детей младшего школьного возраста «Буквы «Н», «С» БУКВА НВикторина "Книжкино царство" Все ответы начинаются с буквы Н. 1. Волшебная шапка, делавшая всех невидимыми. 2. Герой произведений.

Консультация для родителей «Сидим дома. Использование игры со звуками для детей среднего дошкольного возраста 4–5 лет»Консультация для родителей «Сидим дома. Использование игры со звуками для детей среднего дошкольного возраста 4–5 лет» Ирина Боткарёва Консультация для родителей «Сидим дома. Использование игры со звуками для детей среднего дошкольного возраста 4-5лет. На.

Консультация для родителей в детском саду на тему: «Роль дидактической игры в обучении детей». Консультация для родителей в детском саду на тему: " Роль дидактической игры в обучении детей". Как известно, дидактическая игра одна из.

Консультация «Игры и математика при обучении дошкольников английскому языку» Оптимальным возрастом для изучения английского языка является дошкольный возраст. Именно, в этом возрасте внимание детей неустойчиво, они.

Консультация «Обучение чтению. Знакомство с буквами» для детей 4–5 летКонсультация «Обучение чтению. Знакомство с буквами» для детей 4–5 лет Дети в возрасте 4 - 5 лет начинают проявлять интерес к буквам, а в старшем дошкольном возрасте – и к чтению. Процесс обучения чтению у каждого.

Опыт организации предметной среды для ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с буквами и звукамиОпыт организации предметной среды для ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с буквами и звуками Хочу поделиться небольшим опытом организации предметной среды для ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с буквами и звуками.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Игры со звуками и буквами при обучении дошкольников чтению»
Опубликовано: 21 марта 2022 в 09:39
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД