МААМ-картинки

Консультация для родителей «Использование художественной литературы в развитии познавательных и речевых способностей детей»

Галина Сильнова
Консультация для родителей «Использование художественной литературы в развитии познавательных и речевых способностей детей»

Цель: формирование будущего большого «талантливого читателя», культурно образованного человека.

Задачи: воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него;

Публикация «Консультация для родителей „Использование художественной литературы в развитии познавательных и речевых способностей детей“» размещена в разделах

- формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы : о жанрах (проза, поэзия, об их специфических особенностях; о композиции; о простейших элементах образности в языке;

- воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения; улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов;

- развивать поэтический слух.

Принципы работы: тщательный, обусловленный возрастными возможностями детей, отбор материала;

- интеграция различных направлений воспитательной работы с разнообразными видами деятельности детей (развитие речи, коммуникативные способности, различные игры);

- активное включение детей в повседневную деятельность;

- максимальное использование развивающего потенциала художественной литературы в создании речевой среды.

Методы ознакомления с художественной литературой : чтение книги или передача текста наизусть;

рассказывание - относительно свободная передача текста (дает большие возможности для привлечения внимания детей);

инсценирование (метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением);

заучивание наизусть (выбор способа передачи произведения зависит от жанра произведения и возраста слушателей).

В младшей группе ознакомление с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров. Круг чтения у младших дошкольников составляют главным образом произведения русского фольклора. Это детский фольклор – частушки, потешки, песенки, игры. Эти произведения наилучшим образом соответствуют потребностям младшего дошкольника, так как сочетают в себе слово, ритмику, интонацию, мелодию и движения.

В средней группе детям необходимо слушать сказки, рассказы, короткие стихотворения, произведения русских и советских писателей. Детям этого возраста сказки можно не читать, а рассказывать и даже разыгрывать их, передавая действие в лицах, в движении. Для развития мышления детей наиболее эффективны народные сказки в классических обработках (как русские, так и народов мира).

В старшей группе для детей необходимы более объемные книги, требующие чтения с продолжением, имеющие многоходовой сюжет, большое количество действующих лиц, сложные художественные приемы.

Важнейшими источниками развития выразительности детской речи и познавательных способностей являются произведения устного народного творчества. Для совершенствования дикции можно использовать специальные упражнения - заучивание скороговорок, чистоговорок, потешек. Через пословицы и поговорки дошкольники учатся лаконично выражать свои мысли, развивать мастерство слова. Отгадывание загадок учит детей видеть признаки предметов, данных в особой, предельно сжатой, образной форме. Через сказку ребята получают понятие о зле, добре. Сказка помогает детям в развитии связной речи, формируется способность пересказывать сказку, составлять рассказ о предмете, почувствовать себя героем этой сказки. Народные песенки, частушки, пестушки, колыбельные, заклички дают представления о народных традициях и явлениях природы.

Художественная литература развивает и формирует : социальный опыт дошкольника; правильное отношение к природе; умение бережно обращаться с живыми существами; положительное отношение к труду; знания о труде взрослых, об организации трудовой деятельности.

Для решения задач всестороннего воспитания средствами художественной литературы, формирования личности ребенка, его художественного развития существенную роль играет правильный отбор произведений литературы как для чтения и рассказывания, так и для исполнительской деятельности.

В процессе ознакомления дошкольников с художественной литературой : дети учатся тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка; в речи активизируются имена прилагательные и глаголы; обогащается словарь за счет эпитетов, сравнений, эмоционально-оценочной и сказочной лексики; улучшается звуковая культура речи; раскрываются творческие способности; формируется нравственность и культура поведения; формируются представления о жизни, труде, об отношении к природе; развивается социальный опыт и трудовая деятельность дошкольника. Художественная литература является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей, прививает любовь к истории и культуре нашей Родины, позволяет передавать опыт речевого поведения.

Публикации по теме:

Использование художественной литературы для воспитания нравственных качеств детей 4–5 лет 1 слайд: «Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь- в годы отрочества.

Использование проектного метода обучения и воспитания дошкольников для развития их познавательных речевых способностей Ход педсовета Использование проектного метода обучения и воспитания дошкольников для развития их познавательных речевых и творческих способностей».

Консультация для родителей. Чтение художественной литературы дома в 3–4 года Трёхлетний возраст является очень важным этапом в интеллектуальном развитии малыша. Психологи считают, что за первые три года ребёнок усваивает.

Консультация для родителей «Развитие творческих и познавательных способностей у детей с ОВЗ использованием техники Эбру»Консультация для родителей «Развитие творческих и познавательных способностей у детей с ОВЗ использованием техники Эбру» В настоящее время использование разнообразных арттерапевтических технологий приобретает все большее значение в сфере реабилитационной и.

Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Многие мамочки в период ожидания.

Консультация для родителей «Роль экспериментирования в развитии познавательных способностей детей дошкольного возраста» Мир глазами ребёнка удивителен и разнообразен и чтобы познать явления окружающего мира и удовлетворить свое любопытство, у детей возникает.

Памятка для родителей «Использование художественной литературы на занятиях по ИЗО деятельности для старших дошкольников» .

Роль художественной литературы в речевом развитии детейРоль художественной литературы в речевом развитии детей Роль художественной литературы в речевом развитии детей (из опыта работы) Прекрасна речь, когда она как ручеек, Бежит среди камней - чиста,.

Роль внимания в развитии познавательных способностей детей с тяжёлой речевой патологией Роль внимания в развитии познавательных способностей детей с тяжёлой речевой патологией. 1.1 Психологическая характеристика тяжёлой речевой.

Значение художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста Великие о значении литературы в жизни человека:«Литература даёт нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Использование художественной литературы в развитии познавательных и речевых способностей детей»
Опубликовано: 13 августа 2019 в 18:09
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД