Светлана Курносова
Консультация для родителей «Использование наглядности для формирования связной монологической речи»
«Использование наглядности для формирования связной
монологической речи»
Подготовил воспитатель:
Курносова С. А.
МДОУ «Детский сад № 116 комбинированного вида» г. о. Саранск.
Публикация «Консультация для родителей „Использование наглядности для формирования связной монологической речи“» размещена в разделах
Формирование связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи является важнейшей задачей, ибо монологическая речь таких детей характеризуется пропуском смысловых звеньев, нарушением логической последовательности, длительными паузами, большим числом ошибок в построении предложений.
Занимаясь с детьми надо использовать способы, облегчающие процесс становления связной речи, прежде всего наглядность. Рассматривание картин, иллюстраций, схем, способствует стремлению детей называть характерные признаки представленные на них объектов, рассказывать о них; при этом очень важно, чтобы все элементы на схеме, рисунке и т. д. были расположены в нужной для развёрнутого высказывания последовательности.
Использование наглядных средств, отражающих план последовательного рассказа, помогает добиться хороших результатов.
Можно использовать схемы, иллюстративные панно при обучении детей не только составлению описательных рассказов, но и пересказу, которому принадлежит особая роль в формировании связной речи. При пересказе совершенствуются структура речи, её выразительность, произношение, углубляется умение строить предложения и текст в целом.
организуя занятия по обучению пересказу необходимо придерживаться строгого плана:
1. организационная часть (цель - помочь детям сконцентрировать внимание, подготовить их к восприятию текста);
2. чтение текста (без установки на пересказ);
3. разбор текста в вопросно-ответной форме;
4. повторное чтение текста (с установкой на пересказ);
5. пересказ текста детьми (с опорой на наглядный материал);
6. упражнения на закрепление языкового материала;
7. анализ детских рассказов.
Не к любому художественному произведению можно составить схему или панно. Необходимо, чтобы в тексте присутствовали повторяющиеся сюжетные моменты, чтобы события развивались в логической последовательности, чтобы обязательно был центральный герой, вступающий во взаимодействие с несколькими по очереди появляющимися персонажами.
На иллюстративном панно- схеме дети видят всех действующих лиц, причём в их связях друг с другом, поэтому при пересказе они могут основное внимание концентрировать на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи тех слов и выражений, характерных для произведения, которое они пересказывают.
Иллюстративное панно просто необходимо при обучении детей пересказу.
На последующих занятиях иллюстративные панно можно заменить моделированием сюжета произведения с помощью условных схем, которые помогают детям учиться составлять план пересказа. На более поздних этапах можно использовать простые рисунки-схемы, которые составляют сами дети.
Наглядность (детские схемы-рисунки, панно, условные схемы) можно использовать не только при обучении пересказу и составлению описательных рассказов, но и при автоматизации звуков в связных текстах, заучивании стихотворений.
Текст, необходимый для автоматизации тех или иных звуков, запоминается легко, если его последовательность наглядно предоставляется ребёнку.
Положительные результаты обучения детей связной речи и пересказу свидетельствуют об эффективности использования данных приёмов.