Лучший педагог года

Консультация для родителей «Использование различных форм взаимодействия с семьей по развитию речи дошкольников»

Наталья Осадченко
Консультация для родителей «Использование различных форм взаимодействия с семьей по развитию речи дошкольников»

Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для его вхождения в мир социальных отношений, общественное дошкольное воспитание создано как институт помощи семье в воспитании и образовании ребенка.

В трудах педагогов Е. П. Арнаутова, В. М Иванова, В. П. Дуброва раскрываются причины трудностей, которые испытывает воспитатель в общении с родителями : низкий уровень социально-психологической культуры участников педагогического процесса; непонимание родителями самоценности периода дошкольного детства и его значения.

Публикация «Консультация для родителей „Использование различных форм взаимодействия с семьей по развитию речи дошкольников“» размещена в разделах

В настоящее время путь к диалогу этих двух социальных институтов осложнен тем, что произошла разбалансированность процессов воспитания в семье и детском саду. Нестабильность общества, социальная напряженность, экономическое давление передвинули воспитательные функции семьи на второе и третье места, а в МДОУ воспитание всегда стоит на первом месте.

Кроме того, современная семья переживает серьезный кризис, который выражается в углублении трудностей семейного воспитания: у молодых родителей отсутствует осознанное отношение к их роли, снижена социальная установка на воспитание и образование детей, как следствие отмечается противоречивость представлений о целях воспитания и закономерностях психического развития ребенка, отсутствует адекватное представление о серьезности речевой патологии у ребенка.

Проведенный анализ нормативных документов, регулирующих преемственность семейного и общественного воспитания, определил:

- в Законе РФ "Об образовании" указано, что педагоги и родители должны стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса. В статье 18 Закона РФ "Об образовании" говорится: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

- в "Концепции дошкольного воспитания" акцентировано внимание на следующем положении: "Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного, делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагога, что особенно необходимо при подготовке детей к школе".

Великий русский педагог К. Д. Ушинский считал, что родители постоянно должны читать педагогическую литературу, а также приобретать знания в общении с учителями.

Еще один известнейший русский педагог В. А. Сухомлинский полагал, что задачи воспитания и развития могут быть успешно решены только в том случае, если школа будет поддерживать связь с семьей и вовлекать ее в свою работу. Именно Сухомлинским был выделен и обоснован принцип непрерывности и единства общественного и семейного воспитания, основанный на отношении доверия и сотрудничества между педагогами и родителями.

Значение и сущность педагогической помощи семье в новой социокультурной ситуации, деятельность педагога дошкольного образовательного учреждения по повышению психолого-педагогической культуры родителей раскрыты в работах Н. М. Бутыриной, Г. В. Глушковой, Т. Н. Дороновой, Е. С. Евдокимовой, А. В. Меренкова. Авторы подчеркивают, что незнание родителями методов коррекционно-развивающей работы с ребенком отрицательно сказывается на развитии детей.

Одним из путей повышения педагогической подготовленности родителей видится в использовании разнообразных форм работы с семьей с целью максимального вовлечения родителей в процесс коррекционной работы с детьми. Необходимо, чтобы детский сад стал "открытой" системой, родители и педагоги должны строить свои отношения на психологии доверия, должны быть уверены в хорошем отношении педагога к ребенку. Поэтому педагогу необходимо видеть ребенка в развитии, создавать условия для проявления положительных черт и привлекать к ним внимание родителей. Доверие родителей к педагогу основывается на уважении к опыту, знаниям, компетентности педагога в вопросах воспитания.

В основе сотрудничества педагога с семьей в процессе коррекционного воздействия лежат следующие принципы:

• принцип сотрудничества между родителями, педагогами и ребенком;

• принцип взаимосвязи диагностики и коррекционно-развивающего процесса

• принцип учета интересов родителей;

• принцип информационного обеспечения;

• принцип комплексного подхода к сотрудничеству семьи и МДОУ.

Игры, рекомендуемые родителям по развитию речи детей.

"КОПИЛКА СЛОВ"

Традиция, направленная на расширение, закрепление, конкретизацию словаря ребенка. Она начинается в детском саду, затем привлекаются и родители.

"Я ДАРЮ ТЕБЕ СЛОВЕЧКО"

В подарок на день рождения, на праздники дети дарят друг другу слова (веселые, ласковые, которые заранее с родителями подбирают дома.

"ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ЗВУКА"

Восстановление звукопроизношения – это радостное событие для ребенка. Поэтому после постановки какого-либо звука у детей, воспитателями организуется праздник, где ребенок рассказывает стихотворение на данный звук, а дети дарят ему подарки (картинки, рисунки с данным звуком, игрушки, приготовленные дома.

"МОЙ БУКВАРЬ"

Дети рисуют, подбирают картинки на пройденный звук, украшая ими букву, ищут эту букву в печатном тексте из разных источников (газет, журналов, вырезают и приклеивают ее. Все члены семьи пишут данную букву. В конце года проводится выставка букварей и итоговый праздник "Путешествие в страну знаний". Каждая семья принимает в празднике активное участие (от украшения зала и до семейных соревнований).

"МАСТЕРСКАЯ БУКВ"

Родители вместе с детьми работают над образом буквы (украшают силуэт букв).

"СОЧИНЯЕМ СКАЗКИ", "СОЧИНЯЕМ ЧИСТОГОВОРКИ"

Устраиваем конкурсы сказок, чистоговорок, сочиненных родителями вместе с детьми, затем оформляем их в книгу.

"КНИГА СКАЗОК"

Изготавливаем в группе или с родителями вместе с детьми сказки своими руками, а дома дети вместе с родителями их рассказывают.

ПАЛЬЧИКОВЫЙ ИГРОТРЕНИНГ

Упражнения 1 комплекса

• "Ножницы". Указательный и средний пальцы правой руки имитируют стрижку ножницами.

• "Колокол". Скрестив указательный и безымянный пальцы обеих рук, тыльные стороны, обратив вверх, опустить средние пальцы правой и левой руки и свободно вращать ими.

• "Дом". Соединить наклонно кончики пальцев правой и левой руки.

• "Бочонок с водой". Слегка согнуть пальцы левой руки в кулачок, оставив сверху отверстие.

• "Пожарные". Используется игрушечная лестница, указательный и средний палец бегают по ней.

• Потешка "Прятки". Сжимание и разжимание пальцев рук в ритм стихотворения:

В прятки пальчики играли

И головки убирали,

Вот так, вот так –

И головки убирали.

Упражнения 2 комплекса

• "Птички летят". Пальцами обеих рук производить движения вверх – вниз.

• "Птица, высиживающая птенцов". Пальцы одной руки прижаты и согнуты; другая рука покоится между большим и указательным пальцем.

• "Птички клюют". Большой палец поочередно соединять с остальными пальцами.

• "Полет птицы". Пальцы рук прогибаются назад и сгибаются вперед.

ИГРЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА

Это особый вид игр, который помогает лучше "разговориться". Такие игры помогают подготовить артикуляционный аппарат, выработать правильное дыхание и выход воздушной струи.

• ВОЛНЫ. Приготовить небольшой тазик с водой. Разместить в нем плавающие предметы (лодочки, пробки). Взрослый вместе с ребенком по очереди или одновременно дуют на плавающие предметы, стараясь передвинуть их от одного берега к другому. Важно, чтобы воздушная струя во время выдоха была длинной, равномерной по силе.

• ФУТБОЛ. Взрослый и ребенок садятся за стол напротив друг друга. Ставятся "футбольные ворота" из двух кубиков, ластиков, спичечных коробков. Нужно одновременно дуть на ватный шарик, пытаясь с помощью воздушной струи на выдохе забить мяч в ворота.

• СОЛОМИНКА И ВОРОНКА. На кухне отыскивается пищевая воронка, В нее вставляется изогнутая трубочка для коктейля. В воронку кладется шарик из ваты, поролона или пенопласта. Необходимо долго и безотрывно дуть в трубочку, пока шарик не начнет подниматься над воронкой.

• ВОЛШЕБНЫЕ ФЛАКОНЧИКИ. Подбираются различные флакончики от напитков. Все участники начинают одновременно дуть в выбранный флакончик, возникают различные по тембру звуки. Эта игра помогает выработать правильное дыхание.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ.

Основу для таких игр составляет обычная речь. Ребенок получает полезный опыт свободной и грамматически правильной разговорной речи. Игры полезны для стимуляции положительных эмоций, если ребенок отгородился, замкнулся, обиделся.

• УМЕЛЫЕ РИФМОПЛЕТЫ. Полезно обращаться к такой игре при обиде на сверстника, брата или сестру.

Мирись, мирись, мирись и больше не дерись, а если будешь драться, без друга тебе оставаться.

Эй, рука, трясись, трясись, только больше не дерись.

Расслабляйся рука, расслабляйся и больше не щипайся.

Ой, рука приклеилась! Руку отпускаю, за туловище хватаю.

Хорошее называешь, руку отпускаю.

Игровые рифмы, помогающие пережить чувство обиды.

Прочь обида – все равно ты забыта,

Беги во двор, перелезь через забор,

Садись на коня, скачи от меня.

РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА

С ПОМОЩЬЮ ИГРЫ

Данные игры помогают развивать у детей грамматические способности без зубрежки букв алфавита, без унылого чтения слогов по книжке.

ЗАПОМИНАЕМ БУКВЫ.

Цель: помочь ребенку запомнить буквы алфавита, опираясь на слуховую, зрительную, мышечную память.

1. Взрослый обводит букву по контуру, называя ее, а ребенок штрихует букву карандашом или закрашивает красками.

2. Взрослый выводит контуры задуманной буквы в воздухе, ребенок пытается угадать и назвать ее. Аналогичным способом взрослый рисует букву на спине ребенка.

3. Буква вылепливается из пластилина, конструируется из спичек, счетных палочек, семечек.

4. Взрослый с ребенком по очереди называют сходство какой – либо буквы с предметами из окружающего мира.

ПРЯТКИ С БУКВАМИ.

Цель: тренировать сообразительность, воображение, умение узнавать в графических контурах знакомые буквы.

На листе бумаги, на песке, на асфальте рисуется незамысловатый узор. Нужно, внимательно присмотревшись к нему, увидеть в его линиях очертания букв и показывать их в узоре по контуру по очереди.

ИГРЫ СО СКАЗКАМИ

В домашних условиях в таких играх могут участвовать все члены семьи.

ОТГАДАЙ НАЗВАНИЕ СКАЗКИ.

Все участники поочередно бросают друг другу мяч и называют первое слово или слог задуманной сказки. Тот, кто поймал мяч, отгадывает и произносит полное название.

Сивка… Заюшкина…

Конек… Гадкий…

Мороз… Царевна…

Гуси… Мальчик…

Красная… Крошечка…

Дюй… Цветик…

Аленький… Золотой…

Бременские… Доктор…

ЧТО ЛИШНЕЕ?

Один из игроков называет несколько слов, которые встречаются в задуманной сказке, а одно не относится к этой сказке. Другие игроки угадывают сказку и называют лишнее слово.

Лиса, заяц, избушка, дворец, собака, петух (сказка "Лиса и заяц").

Дед, бабка, внучка, репка, огурец (сказка "Репка").

Машенька, утки, Ванюша, Баба Яга, гуси – лебеди (сказка "Гуси – лебеди").

Емеля, старик, щука, сыновья, лебедь, Марья – царевна (сказка "По – щучьему веленью").

Старик, рыбка, старуха, стиральная машина, корыто ("Сказка о рыбаке и рыбке").

ВЕСЕЛОЕ АЗБУКОВЕДЕНИЕ.

Эта группа игр помогает детям узнать много нового из жизни слов, пополнить словарный запас, знания о языке.

ИГРА С МЯЧОМ "СКАЖИ НАОБОРОТ".

Зима – лето.

Жара – холод.

Правда – ложь.

Богач – бедняк.

Горький – сладкий.

Полезный – вредный…

"ВОЛШЕБНАЯ ПАЛОЧКА ФЕИ СЛОВАРИНЫ"

Для игры необходима "волшебная" палочка. Один конец палочки уменьшает, а другой – увеличивает.

Взрослый игрок называет слово, затем касается одного из детей палочкой. Ребенок называет данное слово либо уменьшительным, либо увеличивающим в зависимости от конца палочки, которой дотронулись до ребенка.

Дом – домик – домище

Мост – мостик – мостище

Дождь – дождик – дождище

Кот – котик – котище…

Таким образом, развитие речи детей не должно ограничиваться рамками программы воспитания и обучения в дошкольном учреждении и сводиться лишь к подаче знаний ребенку в процессе занятий. Только творческое сотрудничество совместно с семьей даст положительный результат.

Публикации по теме:

Использование активных форм и методов работы с родителями для активизации взаимодействия в ДОУ и семьи (1слайд) Взаимоотношения с детьми и родителями стали сегодня многообразнее и интереснее и требуют от педагогов больше эрудиции, гибкости,.

«Использование инновационных форм взаимодействия с семьями воспитанников в условиях групп компенсирующей направленности» На современном этапе уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, партнерства семьи и образовательного учреждения,.

Использование инновационных форм взаимодействия с родителями Закон «Об образовании в Российской Федерации» статья 44 гласит, что родители являются первыми педагогами, а дошкольное учреждение оказывает.

Клуб заботливых родителей, как одна из форм взаимодействия с семьей.Клуб заботливых родителей, как одна из форм взаимодействия с семьей. Детский сад строит работу с родителями разными формами,которые не буду перечислять,так как всем это знакомо и не ново. Работа клуба для родителей.

Консультация для родителей «Добро и во сне хорошо!» Приложение 4 к проекту «Использование малых форм фольклора» Консультация для родителей Тема : «Добро и во сне хорошо!» Уважаемые родители,.

Конспект интерактивного мероприятия взаимодействия с семьей. Практикум для родителей Контрольная работа «Конспект интерактивного мероприятия взаимодействия с семьей» Практикум для родителей «Игры направленные на развитие.

Педсовет «Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников» Цель: Активизация форм повышения квалификации педагогов ДОУ. Систематизация знаний педагогов об особенностях современных форм и методов.

План самообразования «Использование активных инновационных форм взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2» Программа по самообразованию на 2016-2017 учебный год воспитателя.

Самообразование по теме: «Внедрение активных форм взаимодействия педагогов и родителей в интересах ребенка» Одним из первых образовательно-воспитательных учреждений является детский сад. В детском саду родители должны получать первые системные.

Вовлечение родителей в единое образовательное пространство путем современных форм взаимодействия с семьями Здравствуйте хочу поделиться опытом своей работы с родителями за 2015-2016 учебный год. Основной целью работы педагога в целом,является.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Использование различных форм взаимодействия с семьей по развитию речи дошкольников»
Опубликовано: 9 января 2017 в 15:40
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД