Наталья Чернышева
Консультация для родителей «Как научить ребенка ориентироваться в пространстве»
▼ Скачать + Заказать документы
КАК НАУЧИТЬ РЕБЁНКА ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В ПРОСТРАНСТВЕ
Как подготовить малыша к школе без перегрузки для него?
Для дошкольника самый благодатный материал - игра: дидактическая, ролевая, подвижная с правилами. Например, как тренируется такая важная для человека способность, как ориентировка в пространстве?
Публикация «Консультация для родителей „Как научить ребенка ориентироваться в пространстве“» размещена в разделах
Ориентировка в пространстве - основа пространственного мышления (звуковой анализ слова, математика, химия, физика как минимум, а если посмотреть шире - основа способности выживать и адаптироваться. У части людей быстрая скорость реакции и ориентировка в пространстве - врождённые качества. Но и развивать их тоже можно в широких границах. Особенно эффективно ориентировка в пространстве может быть развита в детстве.
Виды пространственной ориентировки :
1. ориентировка в схеме тела,
2. ориентировка в пространстве,
3. ориентировка на плоскости.
Ориентировке в схеме тела можно учить рано. Самая простая ориентировка - "покажи глазки, ушки" и так далее - уже в раннем возрасте. В 3-4 года с малышом можно осваивать не только схему тела, но и некоторые навыки ориентировки в пространстве. Самое простое - "вверху-внизу", "впереди-позади" и, менее очевидное, "справа-слева". Четырёх-пятилетний ребёнок осваивает ориентировку в пространстве, соотнося предметы и стороны корпуса: вверху - где голова, внизу - где ноги. Ребёнок сам и есть точка отсчёта. Поэтому полезно твёрдо выучить с ребёнком правую и левую стороны тела. Если малышу трудно запомнить это, то надо создать какие-то "якоря".
"Якоря" для ориентировки в пространстве
Часто таким "якорем" становится ведущая рука. Ребё нку говорят: "Ты держишь ложку (карандаш, ножницы, допустим, в правой руке. Значит, другая рука будет левая".
Можно повязать на правую руку ребёнка шерстяную ниточку и носить её до тех пор, пока ребёнок не запомнит «правое и левое». Девочке вместо нитки можно надеть браслетик.
Ещё одним "якорем" для детей предшкольного возраста может стать сердце. Этот приём я подсмотрела у логопеда. Мы говорим малышу: "Положи ладошку на грудь и найди, где стучит сердце. Запомни, сердце всегда слева. Рядом с ним левая рука, левая сторона тела".
Ориентировка в пространстве с помощью игр
Игра «Далеко - близко»
В эту игру на ориентировку в пространстве можно играть в любом месте. Гуляя, рассматривайте предметы вокруг и определяйте, что далеко (высоко, впереди, слева, а что близко (низко, позади, справа). Для детей постарше игру усложним: что изменится, если повернуться на 90, 180 градусов.
Игра "Дотронься до. "
Популярная у многих логопедов игра на ориентировку в схеме тела. Игра малой подвижности, поэтому играть можно практически в любых условиях. Ведущий даё т такие задания:
1. дотянись правой рукой через голову до левого уха,
2. погладь левой рукой правое колено,
3. почеши левой рукой левую ногу,
4. надуй правую щёку и т. д.
Задания трудные, несмотря на кажущуюся лёгкость. Не каждый взрослый сможет быстро сориентироваться. Но такая тренировка полезна, так как развивается не только ориентировка в пространстве, но и разные стороны внимания
Игра «Весёлая зарядка»
Пусть дети под вашу команду выполняют задания вроде "Правая (левая) рука (нога) в сторону (вверх, вперёд) и т. д. " Далее следуют шаги: "Шаг назад, два шага вперёд, шаг вправо, четыре шага влево". Шаги можно заменить прыжками. Кроме ориентировки в пространстве дети учатся чётко выполнять команды. А если играть с группой, то дети научатся синхронизировать свои действия.
Игра "Куда змея ползёт"
Детям надо стать "змейкой". Ведущий даёт команды, а "змейка ползёт" в указанном направлении. Поменяйте "змейку" на другой движущийся предмет, и для ребёнка это будет новая игра. Малыши, например, любят "ездить в автомобиле".
Игра "Найди клад"
Детей очень увлекает игра на поиск предмета в комнате. Это должна быть вещь, которая нравится ребё нку: предмет одежды, игрушка, любимая книжка. Спрячьте предмет, а затем подсказывайте сыну или дочке, куда надо идти, чтобы его найти.
Спрячьте игрушку в комнате. Нарисуйте на листе бумаги план комнаты и место, где вы спрятали игрушку, отметьте, например крестиком. От входа в комнату до места, где спрятана игрушка, нарисуйте стрелочками путь.
Или можно не обозначать место, где лежит «клад», а объяснить, как до него добраться. Например, «от двери (от дивана, от телевизора) 4 шага вправо, 2 шага назад, 3 шага влево, 8 шагов вперёд» и т. д. (или изобразить этот путь с помощью стрелок и цифр). Будет веселее, если на пути придётся преодолевать препятствия (пролезть под столом, пройти по дивану и пр.)
Когда ребёнок научится играть в эту игру, предложите ему самому нарисовать такую «карту» для вас (и спрятать «клад», естественно) А вы уж постарайтесь найти (только не слишком быстро!
Все дети любят искать клады. Ищите клад вместе, объясняя: надо пойти прямо, затем на лево, потом на право, отойдите на три шага назад и так далее. Вы весело проведете время, а главное с пользой.
Игра "Поставь игрушки, как я скажу"
Удобнее всего использовать небольшие игрушки. Инструкция: "Поставь игрушки так, как я тебе скажу". Примеры заданий.
1. Поставь на столе перед собой собачку.
2. Справа от собачки поставь мишку.
3. Позади мишки поставь машинку и т. д.
Частое явление, когда ориентировка в пространстве вроде уже крепко усвоена, но в зеркальном отражении ребёнок продолжает путаться. Как это преодолеть?
Игра «Лицом друг к другу»
Цель: упражнять детей в умении ориентироваться на собственном теле, и стоящего напротив товарища, при словесном обозначении активно использовать соответствующие пространственные термины.
Стоя попарно лицом друг к другу, определить сначала у себя, затем у товарища, левый глаз, правое ухо, левое колено и т. д.
Игра «Зеркало»
В этой игре ребёнок закрепляет умение ориентироваться в схеме собственного тела, учится понимать положение предметов относительно себя и других. Покажите ребёнку какую-либо позу и попросите её повторить (отразить, как в зеркале). Если ребёнок легко справляется с заданием, попробуйте поиграть в «неправильное» зеркало: теперь ребёнку нужно в точности повторить то, что вы показали (если у вас поднята правая рука, то и он поднимает свою правую). Сначала он может стоять рядом с вами, а по мере освоения – напротив. Также можно предложить ответить на вопросы : что находится справа от тебя? А справа от меня? Где расположен стол по отношению к тебе? А по отношению ко мне? (Кстати, играть в эту игру можно не только дома, но и на автобусной остановке, в очереди)
Кроме этих игр, помогают ребёнку научиться ориентироваться в пространстве и на листе бумаги и другие (наверняка известные вам с детства) : лабиринты, мозаика, рисование под диктовку по клеточкам (одна клетка вверх, две клетки вправо, одна клетка вниз, две клетки вправо и т. д., самые разные конструкторы, «Морской бой» (вообще клад, а не игра, и даже старые добрые «Крестики-нолики». Главное, чтобы ребёнку было не только полезно, но и интересно!