Елена Черепова
Консультация для родителей «Как организовать труд детей в природе»
«Как организовать труд детей в природе»
«Радость труда в природе –могучая воспитательная сила. В годы детства каждый ребенок должен пережить это благородное чувство».
В. А. Сухомлинский
Публикация «Консультация для родителей „Как организовать труд детей в природе“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Природа, планета Земля, экология
- Трудовое воспитание. Консультации
- Трудовое воспитание. Хозяйственно-бытовая деятельность
- Темочки
Труд в природе позволяет познакомить детей и уточнить их знания о растениях и животных, способствует развитию наблюдательности, любознательности, воспитывает у них интерес к сельскохозяйственному труду и уважение к людям, которые им занимаются.
Также труд в природе оказывает большое влияние на личность ребенка: он воспитывает не только гуманные качества (доброту, отзывчивость, любовь и бережное отношение ко всему живому, но и волевые –самостоятельность, организованность, ответственность, настойчивость (привычку прилагать трудовые усилия для достижения цели); а также создает благоприятные условия для физического развития, совершенствует движения.
Ребенка среднего дошкольного возраста приучают к выполнению простейших поручений взрослых: под контролем взрослого поливать комнатные растения, вытирать большие листья, сеять крупные семена цветов, сажать лук, рыхлить землю, поливать растения на грядках, помогать старшим убирать урожай на огороде, с помощью взрослых кормить рыб, птиц, черепашку, хомяка, котенка.
Большое место должен занимать совместный труд ребенка и взрослого. В процессе совместного труда взрослый учит ребенка, показывает ему, как надо действовать, разъясняет, для чего это нужно.
Детей необходимо приучать работать во все времена года. Осенью дети могут помогать собирать овощи, семена растений, сгребать опавшие листья, участвовать в посадке деревьев и кустарников. Зимой убирать снег с дорожек, подкармливать зимующих птиц. Весной рыхлить землю, сеять семена. Летом ухаживать за растениями на огороде, в саду, в цветнике.
Ребенок почувствует пользу труда только тогда, когда он активно пройдет через все трудовые процессы и достигнет в конечном счете намеченного результата, например вырастит цветы из семян и от цветков вновь получит семена.
В процессе этих занятий дети получают первоначальные сведения о жизни растений, узнают, какие условия нужны для выращивания, приобретают необходимые трудовые навыки и умения.
Позаботьтесь о том, чтобы дети испытывали радость от труда. Важно формировать у детей привычку работать по собственному желанию, а не только по предложению родителей, выполнять работу старательно, аккуратно, беречь материалы и предметы труда, убирать их на место после работы.
Труд в природе имеет специфику. Это единственный вид производительного труда, доступный детям дошкольного возраста. Конечная цель— вырастить овощи, ягоды, цветы и результаты труда конкретны и понятны ребенку, но они не могут быть достигнуты быстро, как это имеет место в ручном труде (сделал игрушку — можешь играть). Цель отдалена во времени и требует от ребенка длительных физических и умственных усилий, повседневной кропотливой работы.
Как создать у детей устойчивое положительное отношение к повседневной, однообразной, но столь необходимой работе? Одно из условий эффективности всякой работы —правильная организация труда. Ребенка нужно научить правильно пользоваться лопаткой, совком, граблями, лейкой. Все инструменты для работы должны быть маленькими, детскими.