Лобкова Елена Сергеевна
Консультация для родителей «Как развить наглядно-образное мышление у детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей : «Как развить наглядно-образное мышление у детей старшего дошкольного возраста»
Почему так важно развивать у ребенка пяти-шести лет наглядно-образное мышление? Психологами доказано, что уже в дошкольном возрасте ребенок способен представлять предмет, держа его в руках. Это говорит о том, что у дошкольника начинает развиваться этот тип мышления. Восточная пословица гласит: «Скажи мне и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай прикоснуться — и я пойму». В этом высказывании раскрываются психологические особенности ребенка, который изучая мир пытается: посмотреть, понюхать, пощупать, проверить на прочность, и попробовать на «зуб». Не случайно дошкольников называют исследователями и почемучками, ведь мир кажется им таким большим и неузнанным. Поэтому помочь в познании окружающего поможет такая наука, как эйдетика.
Публикация «Консультация для родителей „Как развить наглядно-образное мышление у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
По научному определению эйдетика — это игровая система, которая опирается на способность ребенка, ярко представлять себе предмет, которого нет в поле его зрения, то есть разновидность образной памяти. Подготовить лучше ребенка к будущему обучению в школе помогут игры и упражнения, в которые можно поиграть дома, на даче, в дороге. Вот некоторые из них:
— «Сложи предмет». Ребенку предлагается собрать предмет (шкафчик для одежды) или игрушку (машинку) из конструктора, мозаики по памяти или по схеме. Схему можно нарисовать самому;
— «Дополни рисунок». Эта игра эффективно развивает образное мышление. Смысл игры заключается в том, что ребенку предлагается готовый рисунок, например, стол с подносом, малыш должен дорисовать детали (овощи и фрукты на подносе, вазу с цветами на столе)
— «Логическая цепочка». Следующая задача, которую можно предложить ребенку — составление рассказа по картинкам. Малыш учится анализировать, мыслить, выражать свои мысли;
— «Найди лишнее». Заинтересовать ребенка можно такой творческой задачей. Ребенку нужно выбрать тот предмет, который не имеет ничего общего с остальными. Например, такой: пять картинок с изображением диких животных и одной птицы. После того, как малыш пересмотрит картинки и сделает свой выбор, попросите его объяснить, почему нужно исключить именно эту картинку;
— «Интересные паровозики». Логические цепочки с изображением овощей и фруктов помогут ребенку составить цепочку из одинаковых предметов. Паровозики могут быть как из продуктов питания, так и из одежды, мебели, животных;
— «Речевые головоломки». Будущие школьники успешно разгадывают загадки и несложные головоломки. Можно попробовать с малышом продолжить стихотворение, но не дочитав последнее слово, нужно сделать так, чтобы ребенок, пользуясь рифмой и логикой, смог предложить свой вариант завершения стихотворения.
— «Ассоциации». Предложите малышу отгадать слово-секрет. Чтобы ребенку было легче его отгадать назовите какую-то подсказку о заданном объекте или явлении. Например, это неодушевленный предмет, круглой формы, зеленого цвета (ребенок делает предположение). Если еще трудно отгадать, добавьте еще какую-то подсказку: его можно катить, отбивать от земли. Тем может быть множество.
— «Волшебный мешочек». Возьмите любой мешочек, или непрозрачный пакет. Расскажите, что там лежит игрушка. Дайте ребенку выбрать игрушку на ощупь и рассказать о своих догадках, что это за игрушка, из чего она изготовлена, чем украшена и так далее.
— «Цветные ассоциации». Нужно взять разноцветную бумагу и спросить, что может быть такого же цвета. Например, синий (небо, кубик, свитер и т. д.)
— «Вкусовые ассоциации». Необходимо взять фрукты, овощи, ягоды по вашему выбору (вишня, лимон, груша, яблоко). Какой вкус ты почувствовал, смотря на вишню, лимон, грушу, яблоко. Что услышал в словах: синий, сладкий, кислый (слышен свист, шипение).