Папки-передвижки

Консультация для родителей «Как сделать речь ребёнка красивой»

Наталья Олейникова
Консультация для родителей «Как сделать речь ребёнка красивой»
▼ Скачать + Заказать документы

Что мы подразумеваем, говоря о хорошо развитой речи? Конечно, умение рассказывать и правильно выговаривать звуки.

Речь не является врождённой способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребёнка, в общении с окружающими его взрослыми. В процессе общения проявляется его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает всю психику ребёнка, позволяет ему воспринимать явления более осознанно и произвольно. Поэтому важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание её чистоте и правильности. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности и познания, содержательнее и полноценнее взаимоотношение с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие. Дети, плохо говорящие начинают осознавать свои недостатки, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, чрезвычайно возбудимыми.

Публикация «Консультация для родителей „Как сделать речь ребёнка красивой“» размещена в разделах

Что же нужно делать, чтобы повысить качество речи наших детей?

Для нормального становления речи необходимо, чтобы были достаточно развиты органы чувств ребёнка-слух, зрение, обоняние, осязание, а также хорошее психофизическое состояние ребёнка, которое зависит от окружающей среды и людей с которыми общается ребёнок (мама, папа, сестра, брат, бабушка, дедушка, воспитатели, и именно эти люди должны создавать благоприятную обстановку для правильного развития.

Это спокойная обстановка в семье, в которой ребёнок получает достаточное количество внимания (совместные игры, чтение книг, рассказывание сказок). Необходимо отгородить ребёнка от негативного влияния телевизора (речь идёт о передачах, которые не соответствуют данному возрасту, от бесконечного "просиживания" перед компьютером, от игры с сотовыми телефонами, от шумных игр и громкой музыки. Особое внимание хочется уделить игрушкам, выбирайте игрушки в соответствии с возрастом, не покупайте игрушки которые будут раздражать психику ребёнка (большое количество автоматов, пистолетов, комиксов.

Давайте рассмотрим из чего состоит правильная и красивая речь.

1. Голос. Далеко не каждый человек может им владеть. Мы все учились и слышали разных преподавателей. Кто-то рассказывает умные вещи ровным, монотонным голосом, но нам через 10 минут захочется спать. Другой использует мимику и жесты, говорит то повышая, то понижая голос и мы слушаем его, не уставая. При помощи голоса говорящий способен донести гораздо больше информации, полнее выразить свою мысль. Голос делает речь музыкальной, певучей, неповторимой, оказывает эмоциональное воздействие.

Чему же мы должны учить детей? Менять высоту и тембр голоса, длительность и силу его звучания (громкость). Дети должны знать и понимать, что громкость голоса зависит от того, в какой ситуации и где мы находимся. В помещении мы говорим тише, чем на улице, где нашу речь заглушают различные звуки. Но! Послушайте, как кричат дети на прогулке, а ведь голосовой аппарат ребёнка находится в стадии формирования. У девочек его формирование заканчивается в 13-14 лет, а у мальчиков-в 15-16!

Обязательным условием для нормального развития голоса является хороший фонематический слух. Только те дети у которых фонематический слух хорошо развит способны улавливать различные оттенки и изменения голоса и точно воспроизводить все тонкости звучащей речи. Плохо развитый фонематический слух также может являться причиной нарушения звукопроизношения у ребёнка, т. к ребёнок не может на слух различить произношения некоторых звуков, которые он взаимозаменяет в речи, например: балка-палка, удочка-уточка.

2. Речевое дыхание. Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из лёгких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Речевое дыхание осуществляется через рот, вдох совершается быстро, выдох замедлен. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания нормальной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонации.

3. Мелкая моторика и координация движений пальцев рук. Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее от пальцев. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, звукопроизношение, связная речь. Как же в домашних условиях развивать мелкую моторику? Наша современная жизнь даёт большие возможности, это конструирование, лепка (пластилин, глина, солёное тесто, аппликации, оригами, пазлы, мозаика, бисероплетение, вязание, рисование, шнурование, пальчиковая гимнастика. Существует много кружков, занятия в которых направлены не только на приобретение навыков, но и на развитие моторики рук.

4. Звукопроизношение. Минимальной речевой единицей является звук. Существуют следующие группы звуков:

- сонорные (л,р,й)

-свистящие (с,з,ц)

-шипящие (ш,ж,ч,щ)

-заднеязычные (к,г,х)

В 4года ребёнок должен правильно произносить все звуки за исключнием шипящих и сонорных.

К 5-ти годам нормой является неправильно произносимые звуки Р и Л.

Принято считать, что формирование речи у ребёнка заканчивается к 5-ти, в редких случаях к 6-ти годам.

5. Артикуляционная моторика. Чтобы научить ребёнка правильно произносить тот или иной звук, необходимо знать как он произносится и какие движения артикуляционных органов необходимо отработать. Чтобы ребёнок правильно умел произносить звуки, его артикуляционные органы должны быть достаточно подвижны для этого. Артикуляционная гимнастика-это комплекс упражнений направленный на выработку подвижности языка, губ, нижней челюсти.

6. Лексика, грамматический строй речи, связная речь.

Красивая речь-это не только правильное звукопроизношение, а также грамотное построение предложений, правильное употребление склонений, падежей, предлогов во время высказывания. Необходимо также знание лексических тем (соответствующих возрасту, например: "Овощи", "Фрукты", "Мебель", "Дикие и домашние животные", "Цветы" и т. д.

Особое внимание хочется уделить чистоте речи, это отсутствие в ней лишних слов, слов-"сорняков", слов-"паразитов". Засоряющими речь они становятся из-за частоты неуместного их употребления, когда почти в каждой фразе слышим: значит, понимаете, так сказать, вот, короче, собственно, видите ли, да так и др. От немотивированного употребления этих слов нужно избавляться. Строго контролируйте свою речь, речь своего ребёнка и окружающих.

С уважением,

учитель-логопед МКДОУ ЦРР Д/С №12 "Сказка"городского округа город Фролово

Олейникова Наталья Сергеевна

Публикации по теме:

Логопед в детском саду (информационный стенд для родителей) Логопед в детском садуПрофессия особая, к фоненам приспособлена, Не педагоги и не медики, а синтез всех наук. С логопедией связаны, они.

Презентация: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста» «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста» …Чтобы научиться говорить, надо говорить. " М. Р. Львов Человек не может жить, трудиться,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Как сделать речь ребёнка красивой»
Опубликовано: 30 января 2014 в 19:25
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Как сделать речь ребёнка красивой»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Олейникова (УИ 174574) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД