Консультация для родителей «Как сохранить зрение ребёнка?»

Мария Сутугина
Консультация для родителей «Как сохранить зрение ребёнка?»

Роль зрения в отражении человеком окружающего мира исключительно велика. Разумеется, зрение не является единственной структурной единицей чувственного познания, правильно отражающей окружающий мир, однако, писал С. Л. Рубинштейн, «зрение даёт нам наиболее совершенное подлинное восприятие предметов. Зрительные восприятия – наиболее «опредмеченные», объективные восприятия человека. Именно поэтому они имеют очень большое значение для познания и практической деятельности».

По скорости и полноте восприятия глаз превосходит все органы чувств человека. Зрительная информация составляет около 90% от поступающей информации в кору больших полушарий мозга через все остальные органы чувств человека.

И. М. Сеченов писал о том,что глаз различает 8 категорий признаков: цвет, форму, величину, удаление, направление, телесность, покой и движение, что позволяет зрению адекватно отражать действительные пространственные отношения.

Существенные ограничения получения зрительных стимулов (без медицинского воздействия и психолого-педагогической коррекции) может повлечь за собой отклонения в развитии.

С первых дней жизни ребёнка зрение тесно связывается с осязанием, слухом, обонянием и другими видами чувствительности. В результате образуются сложные динамические системы связей, являющиеся чувственной основой всей психической деятельности. Поэтому существует полная необходимость развития сохранных анализаторов, которые будут компенсировать частично утраченные зрительные функции.

Нарушения зрения влекут за собой не только сенсорную (зрительную) депривацию, но и депривацию эмоциональную и социальную.

Л. С. Выготский указывал, что «недостаток глаза. означает., прежде всего, выпадение серьёзных социальных функций, перерождение общих связей, смешение всех систем поведения».

Нарушение функций зрения отражается и на физическом развитии, что обусловлено сложностью пространственной ориентации и вызванное этим, иногда, ограничение в свободе передвижения. Малоподвижный образ жизни в свою очередь может вызвать мышечную вялость, деформацию скелета и т. д. Поэтому роль двигательной активности в развитии малыша с нарушением зрения – велика.

В течение первых двенадцати лет жизни ребенка идет интенсивное развитие его органов зрения. В этот период глаза особенно подвержены негативному влиянию многочисленных факторов, таких как повышенные нагрузки (компьютер, чтение, телевизор, травмы, инфекции, неблагоприятная экология, и многих других.

Как же можно помочь формирующемуся детскому организму противостоять подобному влиянию внешней среды и предотвратить ухудшение зрения у малыша?

- Любая двигательная активность помогает глазкам малыша лучше работать. Заставляйте ребенка больше двигаться, играть в подвижные игры.

- Обязательно следите за осанкой ребенка. Ведь если ребенок сидит с «кривой» спиной, у него нарушается кровоснабжение головного мозга, которое, в свою очередь, провоцирует проблемы со зрением.

- Не допускайте, чтобы ребенок подолгу, не отрываясь, сидел перед телевизором или компьютером. При этом помните, что сидеть перед экраном лучше всего не сбоку, а прямо напротив. Нельзя также смотреть телевизор в темной комнате, так как глаз вынужден будет постоянно менять фокус и напрягаться, адаптируясь к свету. Это может привести к достаточно неприятным последствиям.

- Для тренировки зрения малышу полезно играть с яркими, подвижными игрушками, которые вертятся, прыгают и катаются.

- Регулярно проводите с ребенком гимнастику для глаз. Превратите это в ежедневную увлекательную игру!

Гимнастика для глаз ребенка.

Физические упражнения в сочетании со специальными упражнениями мышц глаза являются эффективными для профилактики нарушений зрения, а также для развития подвижности глаз и восстановления бинокулярного зрения.

Если ребенок трет ладошками глазки и жалуется на усталость, а также через каждые 7-10 минут активной зрительной работы, проведите с ним несложную гимнастику для глаз.

Пример простых упражнений для зрительной гимнастики:

• Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно секунд 5.

• Крепко зажмурить глаза на несколько секунд, открыть их и посмотреть вдаль.

• Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами (голова неподвижна) за медленными движениями указательного пальца (можно использовать цветные ориентиры - резинку для волос, шарик, колпачок из бумаги, колокольчик и т. п.): влево - вправо, вверх-вниз.

• В среднем темпе сделать 3-4 круговые движения глазами (голова неподвижна) вправо, затем влево.

• Сидя, поставить руки на пояс, повернуть голову вправо и посмотреть на локоть левой руки, и наоборот.

• Указательными пальцами поделать легкие точечные массирующие движения верхних и нижних век.

Потребность в двигательной активности у детей дошкольного возраста велика. Ограничение активности в этот период может привести к задержке психического и речевого развития ребёнка. Важно поощрять (если нет временных или постоянных противопоказаний врача)различные формы двигательной активности: подвижные и спортивные игры, упражнения на развитие жизненно важных движений (ходьба, бег, ползание, лазание, метание, упражнение в равновесии).

Средствами для развития двигательных навыков в домашних условиях являются: утренняя гимнастика, физкультурные паузы во время различных видов деятельности ребёнка, прогулка, подвижные игры. Со второго года жизни ребёнка, утренняя гимнастика должна быть ежедневной процедурой (продолжительностью 10 минут). Комплекс утренней гимнастики должен состоять из 5-6 упражнений. Родителям лучше делать упражнения вместе с ребёнком, показывая их последовательность и способ выполнения движений.

Подвижные игры для детей с нарушением зрения имеют огромное значение не только как средство развития сохранных функций, навыков ориентировки в пространстве, совершенствования движений. В процессе игры ребёнок учится добиваться успеха, подчинять свои желания правилам игры. Эффективное решение задач игры способствует преодолению дефектов зрения, его компенсации. Специальных игр для детей с нарушением зрения нет, они играют в обычные игры. Но существует ряд показаний по выполнению отдельных упражнений, движений, их следует учитывать при организации подвижной игры (возрастные особенности детей, физическую подготовленность, зрительную патологию,.)

Советы: - в момент объяснения игры, ребёнку лучше находиться в том положении, с которого игра начинается; - нельзя стоять лицом к солнцу, окнам, зеркалу (яркий свет «слепит» ребёнка, его внимание рассеивается,.

Кроме того, современные психологи говорят о важности для формирования здоровой психики ребёнка и укрепления семьи использование семейных «ритуальных игр» (пример такой игры вы все знаете «Рельсы, рельсы» см. далее).

Утренняя гимнастика (пример)

Зарядка

По ровненькой дорожке

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки,

Раз-два, раз-два. Ходьба с высоко поднятыми коленями по ровной поверхности (возможно по линии).

По камешкам, по камешкам,

По камешкам, по камешкам,

Раз-два, раз-два Ходьба по неровной поверхности (коррекционная дорожка из природного материала, пуговиц, ребристая доска и т. п.).

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке. Ходьба по ровной поверхности.

Устали наши ножки, Устали наши ножки. Присесть на корточки.

Вот наш дом,

В нём живём. Сложить ладони, поднять руки вверх над головой.

Физкультурная пауза (физкультминутка) (пример)

Хлоп-раз

Руки вверх мы поднимаем,

А потом их опускаем,

А потом их разведём

И скорей к себе прижмём.

Хлоп раз, ещё раз,

Мы похлопаем сейчас,

А теперь скорей, скорей

Хлопай, хлопай веселей! Движения выполнять по содержанию текста.

Подвижная игра (пример)

Вот так!

-Как живёшь?

-Вот так! Показать большие пальцы обеих рук, направленные вверх.

-Как идёшь?

-Вот так! Маршировать

- Как бежишь?

-Вот так! Бег на месте

-Ночью спишь?

-Вот так! Ладони соединить и положить на них голову (щекой)

-Как берёшь?

-Вот так! Прижать ладонь к себе

-Как даёшь?

-Вот так! Выставить ладошку вперёд

-Как шалишь?

-Вот так! Надуть щёки и кулачками мягко ударить по ним

- Как грозишь?

-Вот так! Погрозить пальцем

К дереву - беги

Взрослый рассказывает о задуманном объекте, находящемся неподалёку, не называя его (например: «У нас во дворе растёт очень красивое дерево. На нём краснеют гроздья ягод»). Затем даётся команда «Раз, два, три к дереву - (.) беги (иди, пропрыгай, пройди на носочках и т. п.). Ребёнок должен подбежать к рябине. Кто ошибся и подбежал не к тому объекту, должен отыграть ошибку (например: мяукнуть как кошка, назвать три вида растения, пять раз подбросить мяч и т. п.)

Рельсы-рельсы (пример «ритуальной семейной игры)

Рельсы-рельсы, Взрослый совершает продольные движения рёбрами ладоней по спине ребёнка от середины линии спины вверх.

Шпалы-шпалы, Поперечные движения рёбрами ладоней по спине ребёнка -от середины линии спины вверх.

Ехал поезд запоздалый. Лёгкое поколачивание по спине от середины линии спины вверх.

Из последнего вагона просыпался горох. Отрывистые касания подушечками пальцев спины малыша.

Пришли куры, Поклевали, поклевали. Более ощутимые касания подушечками пальцев спины малыша.

Пришли гуси, Пощипали, пощипали. Пощипывание пальцами спины малыша.

Пришли кони, Поскакали, поскакали. Отрывистые касания спины четырьмя пальцами одной руки.

Пришёл слон, Потопал, потопал, Пришла слониха, Потопала, потопала, Пришёл слонёнок, Потопал, потопал. Кулаком с усилием касаться спины ребёнка в такт словам. Всё тоже, только с меньшим усилием. Те же движения, только более отрывистые и с меньшей силой.

Пришёл зайчик, Поскакал, поскакал. Одновременно двумя пальцами одной руки совершать отрывистые движения по спине малыша.

Прибежали мышки, Побегали, побегали. Поочерёдно двумя пальцами одной руки слегка прикасаться к спине ребёнка.

Прибежали змеи, Поползли, поползли. Поглаживающие безотрывные движения всей ладонью по спине ребёнка.

Пришёл дворник И всё размёл, размёл. Поглаживающие отрывистые движения всей ладонью по спине ребёнка

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Как правильно организовать сон ребёнка» «Как правильно организовать сон ребёнка» Правильная организация сна - одна из важнейших задач физического воспитания маленьких детей. Ложиться.

Берегите зрение ребенка. Консультация для родителей Зрение – одна из важнейших функций нашего организма. Удивительный механизм – наши глаза! Именно благодаря глазам мы с вами получаем 70%.

Консультация для родителей «Как часто хвалить ребёнка?» Детей надо хвалить часто -но не бездумно. Уместная похвала должна не только доставлять ребёнку радость, но и воспитывать его. Когда хвалишь.

Консультация для родителей «Как уложить ребёнка спать» Если у вашего малыша есть проблемы со сном - вечером сложно уложить, утром тяжело разбудить… или ребёнок никак не желает спать в своей кроватке,.

Консультация для родителей «Как научить ребёнка слушаться» Искусство воспитания состоит не в том, чтобы побеждать ребенка, а в том, чтобы боя как такового не возникало, а у ребенка не сформировалась.

Консультация для родителей «Как приучить ребёнка к порядку» Внимание малыша переключается с одного предмета на другой, и ему попросту не приходит в голову, что прежде чем взять новую игрушку предыдущую.

Консультация для родителей «Как приучить ребёнка прибирать игрушки?» Проблема разбросанных по всему дому игрушек и детей, не желающих убирать их на место, актуальна для многих родителей. Ребёнок начинает помогать.

Консультация для родителей «Как сохранить зрение у детей» Орган зрения — играет значительную роль в процессе восприятия окружающей среды, та как он один из главных органов чувств. В разнообразной.

Консультация для родителей «Как приучить ребёнка к книге?» Консультация для родителей на тему: «Как приучить ребёнка к книге?» В последнее время очень часто родители обращаются с вопросом – как.

Консультация «Как сохранить здоровой психику ребёнка?» Каждый день ставит перед детьми новые проблемы, решение которых зависит, в том числе, и от их душевного равновесия, умения справляться с.

Автор публикации:
Консультация для родителей «Как сохранить зрение ребёнка?»
Опубликовано: 11 января 2018 в 14:10
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 января. Праздник аквариумных рыбок на МААМ

Очередной тематический день посвящен одному из видов домашних питомцев — аквариумным рыбкам. Воспользуйтесь нашей подборкой интересных игр и занятий, чтобы вызвать у детей интерес к аквариумистике и...

16 января. День зимних деревьев на МААМ

За зиму деревья многократно преображаются, становясь необыкновенными и прекрасными. Укрытые снегом или инеем, в этом зимнем наряде они становятся похожими на заколдованную страну Снежной королевы. И это...

Логопедическое пособие для автоматизации звука [Л] «Новогодний крутящийся шар»
Предлагаю вашему вниманию пособие, которое я изготовила для работы по автоматизации [Л] в словах и предложениях. С помощью крутящегося шара можно провести...
В судоку играем — логику развиваем!
Игра своими руками на основе картинок из библиотеки МААМ. История создания судоку. Основу данной игры придумал знаменитый швейцарский математик...
Фотоотчет о развлечении в старшей группе «Святочные колядки»
Пришла коляда, Отворяйте ворота! Ворота отворяй И гостей принимай! Святки, или как их еще называют, Святые вечера – это зимний праздник, который...