Людмила Череменова
Консультация для родителей «Смысловая нагрузка современных мультфильмов»
▼ Скачать + Заказать документы
Смысловая нагрузка современных мультфильмов
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение
детский сад № 45 г. Саров, Нижегородской области
«Смысловая нагрузка современных мультфильмов»
подготовила воспитатель
первой квалификационной категории:
Череменова Людмила Кирилловна
г. Саров, 2017г
Консультация для родителей
Публикация «Консультация для родителей „Смысловая нагрузка современных мультфильмов“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мультфильмы для детей. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2017
«Смысловая нагрузка современных мультфильмов»
Современные мультипликационные фильмы имеют, важное значение в жизни дошкольника. На сегодняшний день их смысловая нагрузка, диалог героев и аниматорство не соответствует цели и задачам развития ребенка, в частности дошкольного возраста. В связи, с этим как правило возникает необходимость корректировки детских мультфильмов в психолого-педагогической экспертизе. Речь идет об оценке соответствия формы и содержания мультфильмов психологическим особенностям дошкольников.
Можно составить примерный алгоритм классификации признаков мультфильмов не несущих смысловой нагрузки, то есть вредные мультфильмы.
На основе данного алгоритма взрослые могут сориентировать и самостоятельно определить, вреден мультфильм для дошкольника или нет. Наличие одного или нескольких составляющих вредного мультфильма обуславливается тем, чтобы не показывать это мультипликационное кино ребёнку :
Невозможно определить положительного героя мультика. В поведении всех героев прослеживается жестокость. Персонажи мало говорят и больше совершают агрессивные поступки, калечат друг друга, причиняют вред и при этом злорадно смеются.
Негативное поведение героев в сюжетной линии не переосмысливается другими персонажами, а остается безнаказанным и ведет к следующим негативным, жестоким действиям. Происходит восхваление жестокости во всех её проявлениях, силы. Данные действия приобретают популярность, получают признание и по сюжету мультфильма, именно благодаря таким агрессивным действиям герои заводят себе новых друзей.
В данном сюжете происходит следующее: «Опасные ситуации представлены как само собой разумеющееся и побуждающее к исполнению и попытки его повторения в реальной жизни, что естественно является опасным для здоровья и жизни ребёнка.
Зачастую в мультфильме присутствуют ситуации, которые показывают неуважение по отношению к окружающим будь – то природный мир, мир людей или мир неживой природы. Если герой слабый и нуждается в поддержке и помощи, то, к такому персонажу не проявляется толерантность, а окружающие его по сюжету герои высмеивают и издеваются.
Все персонажи, как правило, имеют нестандартную внешность, а именно: «Большая голова, несоразмерные на лице глаза, нос, губы», что является не типичным для облика нормальных людей и сказочных героев, которые должны нести позитив и формировать чувство прекрасного.
Для правильного формирования восприятия у дошкольника, что «хорошо», а что «плохо», необходимо, чтобы положительный персонаж был не только приятным на внешний вид, но и совершаемые им действия можно было классифицировать как пример доброты, толерантности к окружающим. Тогда у ребенка, выработается некий алгоритм, основываясь на который, он будет понимать, кому из героев следует подражать, а какому нет.
Некоторые сюжеты мультфильмов пропагандируют праздный образ жизни, где всё достаётся не трудом, а приобретается лёгкой наживой за счёт того, что отбирается у других более слабых на тот момент персонажей. Формируется идеология «жизнь – непрекращающийся калейдоскоп приятных сюрпризов и подарков». Политика ухода от сложных ситуаций, где требуется подумать, проанализировать ситуацию, сделать выводы, чтобы достигнуть определённых целей. В данных мультфильмах предлагается легкий путь, без труда или даже мошенничеством.
В продукте бесцеремонно высмеиваются и обсуждаются с негативной точки зрения ценностные ориентиры нашего общества (семья, родственные отношения, сострадание и т. д.). Главные персонажи входят в конфликт с близкими для себя людьми, представленные как недалёкие и смешные персонажи, над которыми можно смеяться и глумиться. Восхваляется идеология Я – уникален, и значит мне всё можно. Происходит отказ от традиций семьи, от традиций своего народа. Сюжетная линия построена так, что высмеиваются, жизненные постулаты, всё, что связано с семейным воспитанием ребёнка, а так же рождением. Символ материнства представлен неприглядно без уважения и почитания в соответствии с традициями народа.
Перечисленные выше компоненты являются показателем нежелательного для просмотра детьми дошкольного возраста таких мультфильмов, как: «Адббодики» «Телепузики», «Покемоны», «Губка Боб», «Аниме», «Гриффины», «Футурама», «Южный парк («Саус парк», «Винкс» и ….
Таким образом, мультфильмы нужно, отбирать основываясь на таких критериях, как «развивающие мышление, обогащающие словарный запас, дающие познание об окружающем мире, формирующие основы традиций семьи и чувства долга и патриотизма к своей родине» Основополагающим компонентом является обсуждение с детьми, просмотренного в мультфильме. Озвучивать комментарии на нравственную и безнравственную стороны поступков персонажей; Довести до понимания детей в доступной форме с примерами из из жизненного опыта, что хорошо, а что плохо и почему. Надеюсь, что я помогла составить алгоритм по отбору мультфильмов для просмотра детей.
Список используемой литературы
1. «Дружные ребята» / Р. С. Буре и д. р. – М. : Просвещение, 2002
2. Абраменкова В. Во что играют наши дети? Игрушка и АнтиИгрушка. - М. : Яуза, Эксмо, Лепта книга, 2006 год.
3. «Наследие» / М. Ю. Новицкая – М. : Линка – Пресс, 2003
4. «Одарённый ребёнок» / Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко и др. – М., 1995
5. Ребенок и компьютер. Сборник материалов– Клин. Христианская жизнь, 2009 год.
6. Детство под угрозой. Вредные мультфильмы. Брошюра подготовлена проектом «Научи хорошему», 2015 год.
7. «Открой себя» Е. В. Рылеева, Издательсьво, Линка – Пресс, 2001
8. Буре Р. «Основные положения программы воспитания гуманных чувств и отношений у дошкольников. Дошкольное образование: история, традиции, проблемы и перспективы развития». Сборник научных трудов. – М., 1997
9. Гриценко З. «Пришли мне чтения доброго…». Методические рекомендации по детской литературе. М., 1997
10. Ерофеева Т. «Изучение возможностей интеллектуального развития ребёнка в семье» // современная семья : Проблемы и перспективы. – Ростов – на – Дону, 1994