Мария Егорова
Консультация для родителей «Кризис трёх лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Кризис ребенка 3-х лет — это важный этап в развитии ребенка, обозначающий переход на новую ступеньку детства. Если вы увидели, что Ваш ребенок резко изменился, и не в лучшую сторону, то не пугайтесь, а дайте ему почувствовать и насладиться своей самостоятельностью. Расширяйте права и обязанности ребенка, но в пределах разумного. Знайте, что ребенок не просто не соглашается с вами, он испытывает ваш характер и находит в нем слабые места, чтобы воздействовать на них при отстаивании своей независимости. Он по нескольку раз в день перепроверяет у вас - действительно ли то, что вы запрещаете ему, запрещено, а может быть - можно. И если есть хоть малейшая возможность "можно", то ребенок добивается своего не у вас, так у папы, у бабушек, дедушек.
Публикация «Консультация для родителей „Кризис трёх лет“» размещена в разделах
Не сердитесь за это на него. А лучше сбалансируйте правильно поощрения и наказания, ласку и строгость, не забывая при этом, что «эгоизм» ребенка наивный.
етство.
В трехлетнем возрасте ролевая игра становится ведущей деятельностью. Малыши практикуют игры, в которых они изображают взрослое окружение и подражают ему.
Детские кризисы могут иметь неблагоприятные последствия, такие как увеличенная мозговая чувствительность к влиянию среды, ранимость ЦНС вследствие нарушений в перестройке метаболизма и преобразовании эндокринной системы. Другими словами, кульминационная фаза кризиса 3 лет у ребенка представляет собой комбинацию из прогрессивного эволюционного скачка и функционального дисбаланса, который неблагоприятен для детского здоровья.
Такой дисбаланс подпитывается также активным ростом физического тела крохи соответственно и его внутренних органов. Вследствие чего адаптационные возможности и компенсаторный потенциал детского организма снижаются, малыши становятся более подверженными различным недугам, особенно нервно-психического характера.
Кризис 3 лет у ребенка — как с ним справиться? Можно судить о привязанностях малышей, выявив, на кого устремлен его кризис. В основном, таким объектом оказывается мать. Поэтому ответственность за грамотный благоприятный выход малыша из кризиса возлагается, в первый
черед, на нее. Нужно понимать, что дитя само страдает от кризисных проявлений.
Кризис 3 лет психология утверждает, что один из наиболее значимых периодов психического развития ребенка, который знаменует его переход на еще одну ступеньку детства вверх. Именно поэтому рекомендуется родителям, если они стали замечать резкие изменения в поведении собственного чада, постараться выработать правильную стратегию во взаимодействии с ним, стать более лояльными в мерах воспитательного характера, расширить права и круг обязанностей крохи, дать вкусить ему самостоятельности в пределах разумного, чтобы он смог насладиться ею.
Нужно понимать, что малыш не соглашается с родителями не из простого упрямства, он пытается испытать характер взрослых и отыскивает слабые места в нем, чтобы в дальнейшем при отстаивании собственной независимости воздействовать на них. Поэтому малыш может перепроверять несколько раз за день родительские запреты. И если он замечает хотя бы малейшую возможность, при которой «нельзя» трансформируется в «можно», то добьется своего, если не у родителей, то уж точно у бабушек дедушками. Сердиться за подобное поведение на него все же не рекомендуется. Необходимо просто грамотно сбалансировать систему поощрений и порядок наказаний, соблюдать последовательность действий всеми участниками семейных отношений. Ведь это взрослые родственники с момента появления крохи на свет систематически приучали его к пониманию того, что желания крохи являются законом для близкого окружения. Поэтому не следует удивляться, когда малыш не обращает внимания на взрослые запреты. Ребенок не может понять, почему это вдруг изменилась система требований. Поэтому он в отместку будет твердить родителям «нет». Обижаться на кроху за это не следует.
В ситуациях, когда желания крохи значительно превосходят его реальные возможности, необходимо найти выход из ситуации через ролевую игру.
Если родители заметили кризис 3 лет у ребенка и как с ним справиться – это насущный вопрос, то им рекомендуется сделать все возможное, чтобы малыш ощущал себя равным своему близкому взрослому окружению.
Выделяют следующие симптомы кризиса
1. Негативизм – это непросто непослушание или нежелание выполнять указания взрослого, а стремление делать все наоборот, вопреки просьбам или требованиям старших. При негативизме ребенок не делает чего-то только потому, что его об этом попросили. Часто такое стремление наносит ущерб и собственным интересам ребенка. При яркой форме негативизма ребенок отрицает все, что говорит ему взрослый. Как только взрослый соглашается с ним, он тут же меняет свое мнение на противоположное. Ребенок как бы опробует в общении слово «нет». Он осваивает более широкий спектр человеческих отношений.
2. Строптивость – этот симптом является центральным для кризиса 3 лет. от негативизма строптивость отличается тем, что она безлична. Негативизм всегда направлен против взрослого, который сейчас побуждает ребенка к тому или иному действию, а строптивость направлена против норм воспитания, установленных для ребенка, бунт направлен против сложившегося образа жизни, даже против интересовавших прежде игрушек. Ребенок вдруг резко меняет отношение к игрушкам, замахивается на них, как будто они живые, отказывается играть с ними. Вы будите слышать его вызывающие, недовольное «Да ну!» буквально по отношению ко всему, с чем имел дело ребенок раньше. В лексиконе появляются слова, которые обозначают плохое, и это плохое относится к вещам, которые сами по себе опасности не несут.
3. Упрямство – это когда ребенок настаивает на своем не потому что он этого действительно хочет в данный момент, а просто из прихоти. Малыш как бы проверяет, может ли он что-то потребовать и выполнят ли это. Еще одним мотивом упрямства является то, что ребенок ни за что не хочет отступать от первоначального решения.
4. Своеволие – это когда ребенок хочет делать все сам, отказывается от помощи взрослых и стремится к самостоятельности, там где еще мало что умеет.
5. Протест – это когда поведение ребенка таково, будто он находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними. Частые ссоры с родителями в этом возрасте являются обычным делом.
6. Обесценивание ребенком личности близких. Малыш может начать обзывать мать или отца бранными словами, которые раньше никогда не употреблял.
7. Деспотизм или ревность - это двойственный симптом обнаруживается в разных семьях по- разному. В семье с единственным ребенком встречается стремление к деспотизму. У ребенка появляется желание проявить деспотическую власть по отношению к окружающим. Так, мать не должна уходить из дома, она должна сидеть в комнате, как он этого потребует. По мнению малыша ему должны достать все, что он хочет. Ребенок старается вернуть то состояние, которое было в раннем детстве, когда исполнялись практически все его желания.
Попытайтесь показать ребенку его поведение, приписав егокому-тодругому. А малыша подтолкните к тому, чтобы он стал в позицию противника такого поведения. Тогда он больше не будет так себя вести.
Обсудите с ним с разных сторон последствия его решения. Дайте малышу возможность задуматься, увидеть ситуацию с неожиданной стороны. И пусть решение принимает он сам.