Разиева Зарлият Бакировна
Консультация для родителей «Формирование культурно-гигиенических навыков»
▼ Скачать + Заказать документы
Культурно гигиенические навыки.
С раннего детства ребенку необходимо прививать навыки ухода за собой, своими вещами, игрушками. Начиная с самых элементарных навыков, постепенным их усложнением и предоставлением малышу большей самостоятельности.
Культурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. С первых дней жизни при формировании этих навыков идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения ребенка в мир взрослых.
Публикация «Консультация для родителей „Формирование культурно-гигиенических навыков“» размещена в разделах
- КГН, гигиена. Консультации для родителей
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Консультации для родителей
- Темочки
Наиболее благоприятный период для формирования культурно-гигиенических навыков – это ранний возраст.
В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. Поэтому, задача родителей и педагогов в игровой форме и с учетом возрастных особенностей развивать, формировать и закреплять культурно-гигиенические навыки детей с раннего детства, используя различные виды деятельности.
Основой полноценного физического развития ребенка младшего возраста является приобщение его к основам здорового образа жизни.
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. Формирование культурно–гигиенических навыков – процесс длительный, в связи с этим одни и те же задачи могут многократно повторяться. Поэтому воспитание культурно – гигиенических навыков необходимо планировать в режиме дня.
Режим дня - это четкий распорядок жизни в течение суток. Культурно–гигиенические навыки связаны не только с игрой. Они лежат в основе первого доступного ребенку вида трудовой деятельности – труда по самообслуживанию.
Одновременно с привитием навыков самообслуживания, учите ребенка вежливости: «Здравствуйте, до свидания, спасибо, пожалуйста, извините» - все эти слова должны стать для него привычными.
Гигиенические навыки – это неотъемлемая часть культурного поведения.
Гигиеническое воспитание – это часть общего воспитания.
Содержание работы по формированию культурно-гигиенических навыков включает следующие задачи:
1. Учить детей под контролем взрослого, а затем самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.
2. Формировать умение с помощью взрослого приводить себя в порядок.
3. Формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком).
4. Во время еды учить детей правильно держать ложку.
5. Обучать детей порядку одевания и раздевания. При небольшой помощи взрослого учить снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках); в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду; правильно надевать одежду и обувь.
6. Воспитывать у детей желание выглядеть чистыми, аккуратными и опрятными.
7. Воспитывать культуру поведения.
8. Развивать предпосылки трудовой деятельности.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ КГН.
- разъяснение необходимости выполнения режимных моментов, гигиенических процедур;
- создание воспитывающих ситуаций;
- поощрение (помогает ребёнку поверить в свои силы,
- музыкальная игра «где же наши чистые ручки»,
- разучивание потешки «Водичка, водичка».
- рассматривание картины «Девочка умывается».
- чтение потешек во время умывания, приема пищи, одевания.
- рассматривание с детьми предметных картинок по данной теме;
- беседы с детьми на тему культурно-гигиенические навыки;
- чтение художественной литературы детям;
- подвижные игры;
- использование народного фольклора (потешки, запевки, стихи);
- игры с водой;
- дидактические игры.
- показ и объяснение.
- упражнение, приучение и контроль.
- пример взрослых.
- игровые приёмы.
- единство требований со стороны взрослых.
Гигиеническое воспитание на приобщение ребёнка направляют к следующим гигиеническим навыкам :
• мыть руки перед едой и после каждого загрязнения;
• умываться после сна;
• мыться с мылом;
• пользоваться носовым платком по мере надобности в помещении и на прогулке.
(У детей дошкольного возраста преобладает конкретное, наглядно образное мышление. В связи с этим, для успешного формирования у них гигиенических навыков, нужно прибегать к показу и объяснению).
При умывании, выполняем следующие действия.
1. Закатать рукава одежды.
2. Включить воду.
3. Взять мыло и намылить ладони малыша до образования пены, потереть ими друг о друга.
4. Смыть мыло под струёй воды.
5. Вымыть лицо.
6. Ещё раз обмыть руки водой.
7. Закрыть воду.
8. Сделать «замочек» - отжимаем с рук водичку.
9. Снять полотенце.
10. Насухо вытереть лицо и руки.
11. Повесить полотенце на свой крючок.
Учимся пользоваться расчёской.
1. Знать свою расчёску и место, где она лежит.
2. Показать назначение расчёски и формировать навык её использования.
3. Учить спокойно, относиться к процедуре причёсывания, повторять её по мере надобности (после сна, после прогулки, после пользования головным убором).
4. Позволять ребёнка проявлять, исходя из его желания (Я сам).
5. Исключить возможность пользоваться чужой расчёской.
(Все свои действия сопровождаются оживлённым разговором с детьми).
В процессе организации одевания и раздевания стоит задача не только научить детей самостоятельно снимать одежду и обувь, знать последовательность одевания и раздевания, аккуратно вешать снятые вещи на стульчик или в шкафчик, застегивать и расстегивать застежки.
Также важными задачами являются:
- ознакомление детей с необходимостью бережно относиться к вещам, игрушкам;
- учить доводить дело до конца, преодолевать небольшие трудности;
- благодарить за помощь.
Обучением детей правилам есть ложкой и закреплением полученного навыка. Очень важно при формировании навыка обеспечить удобную посадку за столом. Это важно для формирующейся осанки. Нужно обращать внимание на красоту правильного сервированного стола, вызывая ответный эмоциональный отклик.
На столе должны быть:
- скатерть,
- блюдце для хлеба (дети учатся брать хлеб самостоятельно,
- салфетница (дети учатся вытирать губы, подбородок).
Все это привлекает внимание детей и повышает аппетит.
Ознакомление детей с правилами поведения за столом (на столе всегда порядок).
-не должен быть накрошен хлеб,
-рассыпаны кусочки пищи,
-за столом сидим с чистыми руками и лицом,
-правильно пользуемся столовыми приборами и салфетками,
-обязательно благодарим за еду.
Необходимо стремиться к тому, чтобы дети были активными участниками всего процесса, а не пассивными наблюдателями.
Эффективным средством формирования культурно-гигиенических навыков является художественная литература.
Художественное слово, фольклор воздействуют на чувства и разум ребенка, развивают его восприимчивость, эмоциональность, сознание и самосознание, формируют мировоззрение. Рассматривание иллюстраций, картин уточняют представления детей о том, как надо выполнять тот или иной навык. Поэтому в работе по формированию культурно-гигиенических навыков используется народный фольклор: потешки, пословицы, поговорки.
На начальной стадии навыка особенно важен контроль. Отсутствие должного контроля приводит к появлению у детей неверных навыков : он может неправильно держать ложку, забывать пользоваться носовым платком и т. д. В воспитании культурно-гигиенических навыков огромную роль играет оценка, поэтому своевременно хвалите, подбадривайте ребенка, добиваясь положительного эмоционального отношения его к гигиеническим процедурам и осознанного их выполнения. Одобрение поддерживает в детях желание в дальнейшем поступать так же, сделать еще лучше.
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ.
Постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду.
Таким образом, мы стремимся к тому, чтобы соблюдение правил личной гигиены стало для детей естественной потребностью, такой же, как потребность в пище, сне, отдыхе, игре, а навыки гигиены постепенно совершенствовались и становились привычными.