Юлия Червякова
Консультация для родителей «Развитие речи у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей «Развитие речи у дошкольников»
Работа по звуковой культуре речи в детском саду ведётся, начиная с первой младшей и до подготовительной к школе группах. При этом используется принцип постепенного усложнения материала: от простого к сложному.
Проследим за своевременным появление в речи ребёнка различных звуков.
Публикация «Консультация для родителей „Развитие речи у дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Первая младшая группа (от 2 до 3 лет). Отчётливое произнесение изолированных главных и согласных звуков (кроме свистящих, шипящих и сонорных).
Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет). Внятное произношение гласных (а, у, и, о, э, и некоторых согласных звуков (п – б – т – д – к – г; ф – в – т – с – з – ц).
Средняя группа (от 4 до 5 лет). Правильное произношение гласных и согласных звуков, отработка произношения свистящих (с, з, ц, шипящих (ш, ж, ч, щ) и сонорных (р, л) звуков.
Старшая группа (от 5 до 6 лет). Правильное отчетливое произнесение звуков. Отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: с – з, с – ц, ш – ж, ч – ц, с – ш, ж – з, л –р.
Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет). Умение различать на слух и произносить все звуки родного языка.
Овладение правильным произношением речевых звуков является одним из важных звеньев становления у ребёнка речи. При этом звуки усваиваются не изолированно, не сами по себе, а в процессе постепенного овладения навыками произношения отдельных слов и целых фраз. На ранних этапах речевого развития слова и фразы произносятся ребёнком лепетно, с очень искажённым, неточным звуковым составом. Правильным произношением звуков речи ребёнок овладевает лишь постепенно.
После овладения правильным произношением звука ребёнок некоторое время неустойчиво использует его в своей речи. Новый звук начинает употребляться гораздо чаще, чем следует, временно как бы вытесняя близкие к нему по артикуляции звуки. Например, научившись правильно произносить звук Ш, ребёнок начинает употреблять его и вместо С, произнося слов СУМКА как ШУМКА или САША как ШАША. Здесь очень важно ненавязчиво помочь ребёнку окончательно овладеть звуком.
Таким образом, в начальный период овладения звуковой культурой речи часть звуков у детей полностью отсутствует или заменяется другими звуками.
Необходимым условием для овладения ребёнком звуков родного языка является правильная, отчётливая и неторопливая речь окружающих ребёнка взрослых людей. Это тот образец для подражания, которому ребёнок следует в нелёгком для него процессе овладения правильным произношением звуков. Если же такой образец отсутствует, то усвоение ребёнком правильной артикуляции звуков резко затрудняется или даже становится невозможным. Об этом свидетельствуют, например, случаи довольно широко распространённой «семейной картавости», которую ребёнок усваивает, подражая родителям и принимая её за норму.
С этой точки зрения вредно и длительное пребывание ребёнка среди неправильно говорящих сверстников, поскольку в этом случае также отсутствует образец правильного произношения звуков речи. И уж совсем недопустимо «сюсюканье» взрослых с ребёнком («Да ты мой дологой, холосый!»). Здесь ребёнок лишается не только правильного образца, но даже и стимула для улучшения своего звукопроизношения: ведь взрослым нравится его речь и оно сами подражают ей!
В моей практике есть ребёнок, мальчик четырёх лет. Слоги и слова в его речи отсутствуют. Изъясняется он только при помощи гласных и согласных звуков и если ему что-то надо, то тянет меня за собой и показывает рукой на какую-то игрушку, вещь. Другие дети (не все) начали подражать его звукам и поведению.
Для появления речи у человека необходимо как минимум два условия. Первое – надо родиться человеком. Даже если взять на воспитание детёныша человекообразной обезьяны, обучать и воспитывать его вместе с ребёнком человека, то даже в этом случае он не заговорит. Второе условие – среда, человеческое общество. Исключение одного из этих условий исключает и само появление речи. Пример детей – маугли наглядно показывает важность человеческого общения. Конечно, никто не станет специально изолировать ребёнка, чтобы доказать это. Но история доводит до нас примеры таких бесчеловечных экспериментов. Император Ф, Гогенштауфен, приобщаясь к науке, решил проверить гипотезу о врождённой способности к речи. На каком языке заговорят дети, если не общаться с ними и не учить их специально разговаривать? Детей изолировали. За ними сверхзаботливо ухаживали, исполняли их потребности и прихоти. Но пи этом всегда молчали. Результат оказался плачевным. Дети не заговорили вообще.
К 5 – 6 годам ребёнок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи. Если же этого не происходит и своеобразие в произношении звуков задерживается до более позднего возраста, то такая задержка свидетельствует о наличии каких-то особых причин, мешающих ребёнку своевременно овладеть правильным произношением звуков речи. Здесь уже приходится говорить о нарушениях, недостатках или дефектах звукопроизношения, требующих специальной логопедической помощи.
Речевой материал для упражнений.
Автоматизация звука С в слогах.
СА – СА – СА | АС – АС - АС
СО – СО – СО | ОС – ОС - ОС
СУ - СУ – СУ | УС – УС - УС
СЫ – СЫ – СЫ | ЫС – ЫС – ЫС
***
- са –са –са – летит оса
- со – со – со – носи песок
- су – су – су – лови осу
- сы – сы – сы – у сома усы
Автоматизация звука З в словах.
За-ря, за-бор, за-пор, за-бег, за-вал, за-дел, за-бой, за-бил, за-был, за-пил, за-вёл, за-дал, за-рок, зу-бы, ва-за, ба-за, ро-за, по-за, ко-за, ло-за, та-зы, ту-зы, во-зы, ба-зы, ко-зы, ро-зы, ва-зы, по-зы, ло-зы, зал, зад, зол, зов, зоб, зонт, зуб, зуд, зубр, зыбь, ба-зар, вок-зал, вя-зал, ма-зал, у-зор, до-зор, по-зор, над-зор, при-зыв, от-зыв, аз-бука.
Автоматизация звука Ц во фразах и словосочетаниях.
Цветы в цветнике. | Цементом цементируют.
Цветы цветут. | Цветы цветут в цветнике целое лето.
Огурцы цветут. | У целого огурца два конца.
Кольцо на пальце. | Птицу кольцевать – кольцо одевать.
У кольца нет конца. | Цапля – птица и курица – птица.
Автоматизация звука Ш в текстах.
У мышки – мышата,
У кошки – котята,
У ерша – ершата,
У лягушки – лягушата.
***
У маленькой мышки большие штанишки,
Большие штанишки у маленькой мышки.
***
Шёл я, шёл,
Мешок нашёл,
В мешке том шишки –
Привет от мишки.
Речевой материал на дифференциацию всех звуков.
Чиста и прозрачна вода ключевая,
Течёт она в речку, журча и играя.
***
Дождик шумит,
Ветер свистит,
Речка журчит,
А девочка спит.
***
Прочитай мне книжку
Про смешного мишку,
Про ежа с лягушкой
И с её подружкой.
***
Раскрасила яркими красками осень
Рябинки, берёзки в лесу,
Не тронула осень лишь елей и сосен –
Хранят они лета красу.
***
Журавли собираются в стаи
И курлычут, курлычут вдали –
Скоро, скоро они улетают,
Добрый, добрый вам путь, журавли!