Консультация для родителей «Формирование фонематического слуха»

Марина Дмитриевна Алексеева
Консультация для родителей «Формирование фонематического слуха»

Умение различать и правильно произносить звуки родной речи – главное условие успешного обучения ребенка в школе.

Чтобы речевой аппарат и мышление малыша правильно развивались, нужно постоянно тренировать его фонематический слух.

Что такое фонематический слух.

Этот вид слуха более тонкий, именно он позволяет ребенку узнавать звук, систематизировать и различать разные звуки, а затем использовать эту информацию в собственной речи.

Если речь ребенка после трех-четырех лет невнятная, он заменяет или путает звуки в слогах, ему трудно произносить слова, состоящие более чем их двух слогов, можно говорить о неразвитости фонематического слуха.

Зачем развивать фонематический слух.

Что случится, если ребенок сам не справится с языковой нагрузкой, а своевременной помощи в развитии фонематического слуха не будет? Появится стойкое речевое расстройство из-за неправильного восприятия и произнесения слов. Нарушение норм произношения – это серьезный дефект, который в логопедической практике называется фонетико-фонематическим недоразвитием речи и автоматически делает ученика начальных классов потенциальным двоечником, максимум троечником по русскому языку.

Нужно ли развивать фонематический слух?

Ответ на этот вопрос очевиден. Причем начинать нужно не накануне поступления в первый класс, а раньше. Лучше начинать занятия с трех лет, а в дальнейшем постоянно уделять речевой практике как можно больше времени.

Как развить фонематический слух.

Нужно учить ребенка простейшим способам анализа слова:

- правильно ставить ударение;

- делить на слоги;

- понимать смысл и значение каждого звука в слове, их линейную последовательность;

- выделять согласные и гласные звуки.

Что же помогает развитию фонематического слуха?

Упражнения!

Узнавание слов – большая работа для мозга.

- «Правильно – неправильно». Приготовьте яркие картинки с изображением разных предметов. Показывайте их малышу и называйте, но неправильно, а заменяя первый звук слова другой. Например, вместо корова – борова, вместо стул – фтул, вместо чашка – кашка и т. д. Услышав правильное слово, ребенок прихлопывает в ладошки или притопывает ногой.

Учимся различать слоги. Тут важно дать первичное понятие о том, что такое слог. Начать можно с того, что слова могут быть короткими и длинными. Затем, хлопая в ладоши, с помощью интонации делить слова по гласным звукам на части. (Вспомним правило: в слове столько слогов сколько гласных букв).

- Ребенок сначала произносит слова вместе с мамой, затем пытается делить их на части самостоятельно.Говорим и хлопаем: ба-буш-ка, пал-ка, кош-ка, ма-ма, за-на-вес-ка, ло-пат-ка, кро-ват-ка и т. д. Как только ребенок ухватил суть, просим его «прохлопать» слова самостоятельно.

Простой для детского восприятия, но очень важный этап – правильное произнесение звуков. Можно ввести понятие «звук», рассказав, что каждое слово состоит из нескольких звуков. Звук мы говорим и слышим. А затем поиграть в них.

- «Кто звучит?». Для развития фонематического слуха самые простые упражнения – это имитации. Например,нужно воспроизвести звуки природы: жужжание комарика (ж-ж-ж, рычание тигра (р-р-р, пение сквозняка или ветра (с-с-с).

Самый высокий по сложности уровень – аналитический. Тут требуется собрать все знания, которые есть у ребенка.

- «Сосчитай звуки». Взрослый произносит один звук или сложное звукосочетание, а ребенку предстоит определить количество звуков (иии- 1 звук, дио – 3 звука).

- «Звук-потеряшка». Взрослый называет слово, пропуская один звук. Ребенку нужно найти пропущенный звук и назвать его (пти…ка, с…ол, мы…о).

- «Называем звуки в слове». Произносим слово целиком, а затем называем последовательно звуки, из которых состоит слово, загибая пальцы по одному (лук - [л, у, к], диван – [дь, и, в, а, н], клён – [к,ль,о,н]). Внимание! Звуки в словах произносим так, как они слышатся в слове, не буквы (не так как слово пишется!

Освоить приемы развития фонематического слуха не так сложно, как может показаться. Самые эффективные упражнения те, в процессе выполнения которых ребенок слушает, анализирует, действует (хлопает или топает) и сам произносит звуки.

Занимаясь с малышом с раннего возраста, родители предупреждают формирование речевых нарушений и готовят ребенка к освоению чтения и правильного письма.

Публикации по теме:

Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Разноцветный коврик»Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Разноцветный коврик» .

Дидактическая игра по развитию фонематического слуха «Построим пирамиду»Дидактическая игра по развитию фонематического слуха «Построим пирамиду» Задачи: -Развивать у детей фонематический слух. -Совершенствовать умение делить слова на слоги, определять их количество. -Чётко произносить.

Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Волшебные цветы»Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Волшебные цветы» Предлагаю дидактическую игру для развития фонематического слуха. Известно, что фонематический слух формируется к 5 годам. В этом возрасте.

Игры на развитие фонематического слухаИгры на развитие фонематического слуха Умение различать фонемы без визуализации букв, определение звукового состава слова называется фонематическим слухом. Этот навык лежит в.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Здоровье, гигиена
  • Насекомые и пауки
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Формирование фонематического слуха»
Опубликовано: 27 января 2021 в 12:24
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 марта. День экономии электричества

Очередной тематический день посвящен экономии электроэнергии. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы рассказать ребенку об электричестве и о необходимости экономно...

5 марта. День весенней капели на МААМ

Капель – один из самых первых и самых верных признаков наступления весны. Крыши домов украсились ледяными сосульками. Этому красивому, но опасному явлению природы мы и посвящаем наш очередной тематический...

Конспект занятия «Открытка для мамы»
Предлагаю вашему вниманию мастер-класс изготовления открытки для мамы. Для этого нам потребуется: крафт бумага, картон двусторонний, бумага цветная,...
Конспект НОД по лепке в подготовительной группе «Встреча Ивана царевича и...
Конспект НОД по лепке в подготовительной группе «Встреча Ивана царевича и Царевны-лягушки» Образовательная область: лепка. Интеграция с другими областями:...
Консультация «Как приобщить детей к традиционным играм дома и в детском саду»
В самом названии игр - традиционные - заложен их основной смысл, а именно передача того самого ценного, что есть в культуре каждого народа, - культурных...