МААМ-картинки

Консультация для родителей «Формирование навыков самообслуживания и социально — бытовой ориентации для детей с ДЦП»

Ольга Махалкина
Консультация для родителей «Формирование навыков самообслуживания и социально — бытовой ориентации для детей с ДЦП»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: дать родителям информацию о том, как сформировать навыки самообслуживания у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Игра - активатор «Связующая нить». Необходимо встать в круг и охарактеризовать своего ребёнка по первой букве его имени, предавая по кругу клубок ниток.

Здравствуйте, уважаемые родители. Очень много вопросов от вас уже поступило. В рамках работы нашего родительского клуба мы постараемся дать ответы на некоторые из них. Многие родители в частности задали вопросы о том, как же сформировать навыки самообслуживания у детей с ДЦП. Ведь самостоятельно, по их мнению, дети не могут ни умываться, ни одеваться… а может быть мы взрослые просто слишком многое делаем за наших детей и не даём им возможности самим научиться чему-либо. В ходе сегодняшней встрече мы хотели бы немного рассказать вам о том, как же сформировать навыки самообслуживания у детей с ДЦП. Надеемся, что наши простые советы будут вам полезны.

Публикация «Консультация для родителей „Формирование навыков самообслуживания и социально — бытовой ориентации для детей с ДЦП“» размещена в разделах

Дети с церебральным параличом испытывают особые трудности при овладении навыками самообслуживания (умение самостоятельно есть, одеваться и раздеваться, общегигиеническими навыками). Нарушения двигательного и психического развития при ДЦП, трудности, которые испытывают дети в повседневной практической жизни, гиперопека со стороны родителей - все это снижает мотивацию к овладению навыками самообслуживания и социально – бытовой ориентировки.

Несформированность мотивации к самообслуживанию может стать причиной бездеятельного образа жизни, фактором, тормозящим дальнейшее овладение трудовыми и профессиональными навыками. При формировании навыков самообслуживания и бытовой ориентации необходимо учитывать наличие у детей с церебральным параличом целого ряда нарушений общей моторики и функциональных движений кисти и пальцев рук, речи, познавательной деятельности, в частности недостаточность пространственных представлений. Задачи, которые решаются в процессе обучения и воспитания детей с ДЦП при формировании навыков самообслуживания и социально – бытовой ориентации следующие:

Младший возраст.

• Воспитывать привычку самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом.

• Умение пользоваться носовым платком, расческой.

• При кашле и чихании отворачиваться, прикрывать рот и нос носовым платком.

• Умение аккуратно принимать пищу; пищу брать немного, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой).

• Полоскать рот после еды.

• Раздеваться и одеваться с небольшой помощью взрослых.

Старший возраст.

• Быстро и правильно умываться, насухо вытираться, чистить зубы, полоскать рот после еды, чистить зубы, мыть перед сном ноги.

• Пользоваться носовым платком и расческой.

• Следить за своим внешним видом.

• Быстро раздеваться и одеваться вешать одежду в определенном порядке.

• Следить за чистотой одежды и обуви.

• Умение аккуратно и правильно пользоваться столовыми приборами.

• Обращаться с просьбой, благодарить.

Обучение должно быть максимально индивидуализировано в зависимости от двигательных возможностей ребенка. Важно, чтобы двигательные умения включались в повседневную жизнь и практическую деятельность, постоянно развивались и постепенно становились автоматизированными навыками. Все бытовые умения и навыки отрабатываются в пассивно - активной форме (с помощью педагога и родителей, постепенно роль взрослого уменьшается и, наконец, ребенок, по возможности, овладевает самостоятельным выполнением различных действий.

Педагоги и родители должны быть предельно внимательны к ребенку и часто хвалить его даже за самые небольшие достижения. Не следует постоянно указывать ребенку на его ошибки и неправильные движения. Если взрослый, пытаясь обучить ребенка, нервничает, спешит, тот быстро теряет интерес к деятельности, которая вызывает у него затруднения, и долго будет требовать, чтобы его кормили, одевали, причесывали, умывали.

Одна из важных задач при развитии навыков самообслуживания является обучение самостоятельному приему пищу. Одной из главных причин, затрудняющих формирование этого навыка, является недостаточное развитие у детей зрительно - моторной координации, схемы движения «глаз – рука» и «рука - рот». Эти схемы движения необходимо развивать, начиная с самого раннего возраста.

Чтобы сформировать хороший навык, очень важно правильно «наращивать» цепочку действий. Для начала нужно определить, что может самостоятельно сделать ребенок и что ему еще не под силу, затем разбить процесс на составляющие компоненты или небольшие шаги, обучение которым приведет ребенка к освоению навыка в целом.

Следующий шаг - определить оптимальную последовательность обучения. Она должна быть организована таким образом, чтобы самые доступные для конкретного ребенка навыки изучались сначала, а более трудные - позже, причем обучение одному звену должно облегчать обучение последующему.

Обучая навыкам самостоятельного приема пищи надо, посадить ребенка на стул так, чтобы обе руки были свободными. Если ребенок плохо сохраняет равновесие, его можно зафиксировать ремнем. Начинать обучение следует с приема твердой пищи, затем попробовать дать густую пищу. Следует использовать небьющиеся чашки и тарелки. Ложку и вилку иметь с пластмассовыми рукоятками, так как такие приборы меньше скользят по поверхности стола. При сильно выраженных гиперкинезах, атаксии тарелку нужно закрепить. Если ребенок не может держать ложку в руке пальчиками, научить держать ее в кулаке. Ложку родитель или педагог держит с ребенком вместе и направляет ему в рот. Затем просто взрослый набирает пищу в ложку и просит ее подносить себе в рот. Можно немного направить ложку, держа ребенка за локоть.

Нужно обращать внимание детей на то, как правильно держат ложку и подносят ее ко рту его товарищи за столом. При обучении приему пищи следует использовать такие приемы: показ, игровые упражнения с куклой, чтение потешек и художественного слова, рассматривание книг и иллюстраций, организация сюжетно – ролевых игр и др.

Важно научить ребенка брать кружку или чашку, удерживая ее в одной руке или двумя руками и пить из нее. При обучении питью можно сначала пользоваться резиновой трубочкой, кружкой с двумя ручками. Сначала ребенок пытается сам пить, но если у него не получается, взрослый помогает придерживать чашку рукой, а ребенок пьет. Можно поднести чашку ко рту ребенка, а он делает глотательное движение.

Но есть дети, которые не умеют глотать жидкость. Следует научить их глотать. Дать глоток жидкости и прижать щеки руками и тогда он вынужден проглотить жидкость. Родители при поступлении в дошкольное учреждение обязаны предупредить педагога, что ребенок не умеет глотать. Встречаются такие дети потому, что очень долго сосут соску и не умеют самостоятельно есть и пить. Ребенка с церебральным параличом надо обязательно приучать есть за общим столом. При обучении ребенка самостоятельному приему пищи важно помнить и о развитии общегигиенических навыков: мытье рук до и после еды (с мылом и без, вытирание рта и рук салфеткой. При обучении удобнее всего использовать чередование действий ребенка и взрослого. Напоминать ребенку о важности чистого и аккуратного приема пищи, умение всегда поддерживать порядок и чистоту на столе, умение вовремя пользоваться салфеткой. Если ребенок не умеет жевать с закрытым ртом и пища падает, надо пользоваться тканевой салфеткой и нагрудником. Постепенно затем убирать их и учить ребенка есть аккуратно.

Мытье рук строится следующим образом: взрослый открывает кран, ребенок подставляет руки под воду, взрослый берет мыло, вкладывает его ребенку в руки, и помогает их намылить. Ребенок самостоятельно или с помощью взрослого трет руки друг о друга. Далее малыш должен смыть мыло, потерев руки, одновременно подставив их под струю воды. После того, как взрослый закрывает кран, малыш сам берет полотенце и с помощью взрослого вытирает руки. Полотенце взрослый и ребенок вешают вместе. Постепенно, по мере совершенствования общих навыков мелкой моторики, ребенок начинает самостоятельно совершать все большее число операций, а доля участия взрослого уменьшается. Позже, когда у ребенка образуются отдельные умения, нужно усложнить требования – учить открывать и закрывать кран, пользоваться мылом, полотенцем. Постепенно нужно научить детей чистить зубы, умываться, вытираться, причесываться. Дети с желанием играют с водой, быстро усваивают навыки умывания. Свои навыки они закрепляют в игровой деятельности с куклами и игрушками.

Обучая ребенка одеванию, нельзя спешить, и, конечно, не следует напрасно торопить ребенка; одежда должна быть просторной, ее легче снимать и надевать; отрабатывать навыки, связанные с умением самостоятельно одеваться и раздеваться, удобно во время игры.

Формируя навыки самообслуживания, важно обучить ребенка действиям, которые требуется выполнять во время раздевания и одевания. Начинать учить снимать и надевать одежду лучше с майки, трусов, шапки, т. е. с одежды, не требующей застегивания. Позднее применяются различные приспособления для тренировки тонких движений пальцев, как расстегивание и застегивание пуговиц (сначала больших, потом мелких, расшнуровывание и шнурование ботинок. Эти же навыки тренируются при раздевании и одевании больших кукол. После закрепления в играх на кукле они переносятся на самого ребенка. Для развития движений мелкой моторики руки следует изготовить такие пособия и игры, которые будут способствовать развитию руки и пальцев.

Это: пальчиковые игры, массаж и самомассаж пальцев и рук, заводные игрушки, волчок и палочки для прокатывания по ладони, грецкие орехи и мелкие семена для захватывания пальцами и многое другое.

Виды помощи при формировании навыков самообслуживания:

(Помощь или содействие) ребенку может быть разной.

•Устная - слова, которые наталкивают ребенка на требуемое действие.

•Демонстрация - показать само действие, чтобы ребенок по подражанию сделал правильно. Это особенно полезно, когда ребенок не способен реагировать только на устные указания.

•Наглядная - наглядные подсказки, наталкивающие на правильное выполнение задания.

•Физическая - физические действия, помогающие малышу справиться с той частью деятельности, которая для него особенно сложна.

Выбор помощи зависит от уровня владения навыком. Постепенно помощь должна уменьшаться, чтобы ребенок сам выполнял нужное действие без всяких подсказок.

Какое же оборудование необходимо?

• Все процессы, в которых участвует ребенок, должны быть тщательно продуманы и обязательно должны сопровождаться положительными эмоциями.

•Вода должна быть теплой.

•Раковина - на уровне ребенка.

•Мыло должно быть маленьким.

•Крючок для полотенца - на уровне груди ребенка.

•Для того чтобы отличить кран с холодной водой от крана с горячей они должны быть синим и красным соответственно.

•Чашка должна быть пластмассовой со слегка отогнутыми краями или пластиковая чашка может быть обрезана с одного края.

•Мисочка должна быть с высокими краями, ее лучше поставить на мокрое полотенце, чтобы не скользила

•Одежда ребенка должна быть удобной (штаны, колготки на резинке, без ремешков, обувь на липучке).

Овладение навыками самообслуживания нужно ребенку для относительной независимости от взрослого, для развития самостоятельности.

При развитии навыков социально - бытовой ориентации важно научить ребенка пользоваться предметами домашнего обихода, овладеть различными действиями с ними: открывать и закрывать дверь, пользоваться дверной ручкой, ключом, задвижкой; выдвигать и задвигать ящики; открывать и закрывать кран; пользоваться осветительными приборами; включать и выключать телевизор, регулировать силу звука; снимать телефонную трубку, вести разговор по телефону, правильно набирать номер.

Обязательно нужно стимулировать и поощрять стремление ребенка к самостоятельной деятельности. Если ему хочется все делать самому, педагоги и родители должны оказывать лишь необходимую помощь. В дальнейшем по мере усвоения навыка потребность в непосредственной помощи взрослого при выполнении определенных движений постепенно снижается. При этом важно учитывать возможности ребенка и четко знать, что можно от него потребовать и в каком объеме. Все занятия лучше проводить в игровой форме и обязательно поощрять ребенка за правильное выполнение действий, результаты которых он всегда должен видеть.

Ребенок с церебральным параличом (но в зависимости от степени тяжести заболевания, поступающий в школу, должен уметь самостоятельно одеваться, раздеваться, застегивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии, снимать и надевать обувь, не путая правую и левую ногу, расшнуровывать и зашнуровывать ботинки; самостоятельно есть, пить из чашки, уметь пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой) и салфеткой, носовым платком, зубной щеткой, расческой; уметь мыть руки, умываться, вытираться.

Овладение навыками самообслуживания делает ребенка более независимым в домашней, школьной и общественной среде, снижает степень его инвалидности, что очень важно для социальной адаптации ребенка и дает возможность подготовить его к овладению профессией.

Задачи, которые стоят перед родителями, трудны, но видеть продвижение ребенка – это большая радость. Даже во время полосы неудач может неожиданно появиться что-то новое – и родители должны чувствовать, что их усилия не пропали даром.

Мы верим, что у вас и ваших детей всё обязательно получится. И в помощь вам мы хотели бы предложить потешки для детей младшего возраста по формированию у детей КГН.

Для вас, уважаемые родители!

Стихи и потешки для формирования у детей КГН.

Для достижения положительных результатов в формировании КГН применяем художественный показ, используем художественное слово: стишки, потешки, поговорки.

1. Волшебная водичка

На розовое личико,

Ручеек из сказки

На носик и на глазки,

Брызги из кадушки

На щечки и на ушки,

Дождичек из лейки

На лобик и на шейку.

Ливень с теплой тучки

На маленькие ручки.

Вот какой чистюля!

2.Под утренним небом

Стояла ромашка.

- Умыться мне где бы?

Страдала бедняжка.

А рядом порхал

Голубой мотылек.

Он плач услыхал

И ромашке помог.

Высокую рядом

Нашел он травинку,

Согнул: с нее градом

Скатились росинки.

Росинка упали

На нежный цветочек,

Они умывали

Листок, лепесточек,

И в золотистой

Ее серединке,

Стало так чисто!

Спасибо, росинки!

3. Снует зубная щетка,

Как по морю лодка,

Как по речке пароход

По зубам она идет,

Вверх и вниз, туда-обратно.

Счистим мы налет и пятна.

Чтобы зубки не болели,

Чтоб как зимний снег белели.

4. Птичка зернышки клюет,

Колет белочка орешки,

Травку козочка жует,

Ест улитка сыроежки,

Молоко котенок пьет,

У мышат - головка сыра,

Косточку щенок грызет,

У пчелы – кусок зефира.

Сено ест смешной теленок,

Кролик скушал лист капустный,

Что же любит наш ребенок?

Кашку? Ах, как это вкусно!

Слово "кашку" в зависимости от меню малыша можно заменить на "йогурт", "супчик", "мяско", "творог" и т. д.

5. Ложечку за папу, ложечку за маму,

Кушай, детка, кашку, будешь умный самый! (Будешь умной самой! – для девочек)

Ложечку за бабу, ложечку за деду,

Ложечку за юркую мышку-непоседу!

Ложечку за слоника, ложечку за мишку,

Ложечку за желтого цыпленка-шалунишку!

Ложечку за хрюшку, ложечку за киску,

Ложечку за рыжую хитренькую лиску!

Ложечку за девочку, ложечку за мальчика,

Ложечку за маленького попрыгушку-зайчика!

Ложечку за зебру, ложечку за львенка,

Ложечку за самого умного ребенка!

6. Под диван заброшен мишка,

Россыпь кубиков в углу.

Барабан, конструктор, книжка

В пестрой куче на полу.

Молоточек и отвертка

Из набора - на диване,

А конфетные обертки

Слиплись в Митином кармане! В коридоре грустный гномик,

Под столом – альбом и краски,

У окна – совок и домик,

Там же пистолет и каска! Это что же тут случилось?

Что же здесь произошло?

Может, в детской приземлилось

Неземное НЛО? Может, небо обвалилось?

Смерч, тайфун все раскидал?

Ничего здесь не случилось:

Просто Митя поиграл! Надо спать, закончен день:

Он все бросил и ушел,

Убирать игрушки лень.

Разве это хорошо? Разворчался фикус в кадке,

Он на Митю начал злиться:

- В этом страшном беспорядке

Невозможно находиться! Фыркнул трактор под кроватью:

- Надо срочно уезжать!

Из-под шкафа гномы-братья

Соглашаются: - Бежать! На машине, на пожарной

Едет домовой в ушанке,

А солдатики попарно

Маршируют вслед за танком. Самолет везет конструктор,

В поезд влез гиппопотам:

Там слоненок, как кондуктор,

Рассадил всех по местам. Ведра, формочки и книжки

Прочь увозит грузовик,

За рулем водитель-мишка,

Рядом кубики и бык. Просыпается неряха:

- Что такое – чистота!

Да как начал охать-ахать,

На полу-то – пустота! Он сидит – глазам не верит:

Нет игрушек, все пропали! Где конструктор, трактор, звери?

Неужели убежали? Разревелся горько Митя:

- И во что же мне играть?

Вы, пожалуйста, вернитесь!

Я все буду убирать!

7. Неряхи.

Проживают в доме нашем

Две веселые сестренки.

Ты их знаешь – Галя с Машей,

Непослушные девчонки!

Просит бабушка напрасно

Их чуть-чуть убрать в квартире.

Да, таких нерях ужасных

Не найдешь ты в целом мире!

Мама ойкнула сердито,

Наступив на кубик острый:

- Не девчонки, а бандиты!

Ведь убрать так было просто!

Ищет дедушка газету,

Спотыкается об книжку!

В кресло сел, а там – конфета:

Ах, девчонки, шалунишки!

Папа вазу нес с цветами,

В грузовик ногой попал:

Закричал, взмахнул руками

И, конечно же, упал! Не заметила бабуля

Скользкой лужи на полу

И упала на папулю.

Кто теперь стоит в углу?

Угадали: Маша с Галей!

Грустно сестрам и обидно.

Что же вы не убирали?

Как вам, барышни, не стыдно?

8. Уберем игрушки,

Приляжем на подушку,

Глазки-незабудки

Закроем на минутку.

Губки-землянички,

Пушистые реснички,

Щечки-лепесточки

У моего цветочка.

Розовые ушки,

Кудрявая макушка…

Накроем одеяльчиком

Крохотные пальчики,

Пухлые ручонки,

Усталые ножонки,

Маленькие пятки.

Засыпай, мой сладкий!

9. Мы гуляли, мы играли

И немножечко устали.

Чтобы сил еще набрать,

Надо нам чуть-чуть поспать.

Ты закроешь глазки,

И приснится сказка:

Про кота мурлыку,

Журавля-курлыку,

Лисоньку-хитрулю,

Мышку-крохотулю,

Зайчика-хвастушку

И жужжалку-мушку,

Про шмеля-гуделку,

Хлопотушку-белку,

Про сластену-мишку.

Спи, моя малышка! (для девочек)

Засыпай, мой милый,

Набирайся силы! (для мальчиков)

10. Мы на пухлые ручонки,

Одеваем рубашонку

Повторяй за мной слова:

Ручка - раз, ручка - два! Застегнем застежки

На твоей одежке:

Пуговки и кнопочки,

Разные заклепочки. На мою малышку

Оденем мы штанишки:

Повторяй за мной слова:

Ножка - раз, ножка - два! А теперь на ножки -

носочки и сапожки!

(Если дело происходит летом, то вариант такой:

Обуваем ножки,

Бегать по дорожке)

Повторяй за мной слова:

Ножка - раз, ножка - два! Хоть устали одеваться,

Но не будем возмущаться!

Что осталось - голова?

Вот и шапочка - раз, два!

Публикации по теме:

Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего возраста В работе дошкольного учреждения уделяется большое внимание воспитанию у детей культурно- гигиенических навыков. В каждой возрастной группе.

Презентация «Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста» Главная задача трудового воспитания в раннем возрасте - формирование правильного отношения детей к труду. Она может быть успешно решена.

Формирование специальных знаний, умений и навыков у детей с нарушением зрения на занятиях по социально-бытовой адаптации Современное общество развивается в стремительном темпе, когда необходимо изучать и перерабатывать огромное количество информации. Все более.

«Я сам!» Формирование навыков самообслуживания у детей младшего возраста АКТУАЛЬНОСТЬ И ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ. Общеизвестно, что здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребенка очень пластичен, он гораздо.

Формирование специальных знаний, умений и навыков у детей с нарушением зрения на занятиях по социально-бытовой ориентировке Презентация - обобщение опыта работы. Предназначена для педагогов, работающих с детьми с нарушением зрения дошкольного возраста. Современное.

Консультация для родителей «Формирование навыков самообслуживания» В настоящее время система дошкольного образования широко ориентирована на систематическое педагогическое взаимодействие с детьми раннего.

Консультация для родителей «Воспитание навыков самообслуживания у детей 5 года жизни» в средней группе Консультация для родителей «Воспитание навыков самообслуживания у детей 5 года жизни. Средняя группа» Материал представляю в виде рекомендаций.

Консультация для воспитателей «Воспитание КГН и навыков самообслуживания у детей раннего возраста» Консультация для воспитателей Тема: «Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста» На.

Проект «Формирование навыков культурного поведения учащихся на уроках социально-бытовой ориентировки» Воспитание культурного человека – это воспитание человека не столько успешно обучающегося и образованного, сколько воспитание человека нравственного,.

Формирование у детей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания «Формирование у детей культурно - гигиенических навыков и навыков самообслуживания» Добрый вечер! Я очень рада Вас видеть на очередном родительском.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Формирование навыков самообслуживания и социально — бытовой ориентации для детей с ДЦП»
Опубликовано: 25 февраля 2019 в 19:24
+38Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Формирование навыков самообслуживания и социально — бытовой ориентации для детей с ДЦП»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Махалкина (УИ 318280) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД