Олеся Левченко
Консультация для родителей «Каждый день новое слово»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей на тему:" Каждый день новое слово"
Игры для развития предметного словаря у детей.
В домашних заданиях логопеда родителям предлагаются дидактические игры и игровые упражнения по изучаемым темам. Они помогают пополнить
словарный запас ребенка, упражняют в развитии речевой памяти, умении извлекать из своего словаря нужные слова в соответствии с заданием, в формировании образной речи, развёрнутого предложения.
Для развития словарного запаса у детей можно использовать не только
Публикация «Консультация для родителей „Каждый день новое слово“» размещена в разделах
специально отведённое время для занятий, но и с пользой провести прогулку, поездку в машине, приготовление обеда, уборку в доме, в платяном или посудном шкафу, рассматривание иллюстраций, энциклопедий, семейных
фотографий.
Очень часто взрослым кажется, что если они знают названия предметов и их частей, то эти знания есть и у их детей, ведь дети понимают обращённую к ним речь. Во-первых, часто это понимание связано с ситуацией, во-вторых нужно помочь ребёнку перевести эти слова в активный словарь, чтобы он ими пользовался в самостоятельной речи.
Для начала вспомним части речи.
Существительные называют предметы, их части, людей, животных, природные и другие явления.
Игра «Кто я, кто ты?»
Предложите ребёнку послушать о том, кто вы: ребёнку – мама, папа, в семье
– муж или жена, своим родителям – дочь или сын, на работе – сотрудник (назовите свою профессию или должность, в доме – сосед, в транспорте – пассажир и т. д.
Это поможет ребёнку запомнить новые слова, осознать какие-топонятия и родственные связи, поможет осознать многогранность человеческой
деятельности.
Затем предложите ребёнку так же рассказать о себе, о других членах семьи.
Игра «Части и целое».
Предложите ребёнку назвать части одного предмета, например: стул–
сиденье, спинка, ножки, перекладина; свитер – спинка, полочка, рукава,
манжеты, воротник, шов, резинка, ковёр – края, середина, уголки, узор и т. д. Предложите ребёнку отгадать задуманное вами слово. Вы назовёте части предмета, причём самые характерные поставьте в конец «загадки», чтобы
дать возможность подумать. Например, при рассматривании одежды можно сказать так: полочки, спинка, воротник, рукава (это может быть рубашка, пиджак, платье, куртка, свитер, карманы, молния, капюшон (пиджак, платье и свитер уже исключаются). Затем предложите ребёнку загадать вам такую загадку о других предметах или явлениях.
Благодаря этой игре можно развивать словарный запас ребёнка по различным темам: «Животные», «Птицы», «Дом», «Посуда», «Мебель», «Одежда»,
«Транспорт», «Времена года»….
Игра «Кому что нужно».
Эта игра не только развивает словарь ребёнка, но и помогает уточнять связи между предметами и явлениями. Например, по теме «Животные» взрослый
может перечислять виды корма, а ребёнок называет животное, которое этот корм ест. Или взрослый называет жилище (птичник, коровник, конюшня, логово, дупло, берлога, гнездо, а ребёнок говорит, кто может в нём жить (конюшня – конь, лошадь, жеребёнок).
Благодаря этой игре можно развивать словарный запас ребёнка по различным темам: «Животные», «Птицы», «Профессии», «Транспорт».
Целый ряд игр можно провести на словоизменение и словообразование.
Игра «Составь слово» (словообразование).
Предложите ребёнку из двух слов составить одно:
Мясо рубит – мясорубка, пыль сосёт – пылесос, сам катится – самокат… (самолёт, вездеход, бетономешалка, водовоз, бензоколонка, пароход, электровоз).
Игра «Слова – родственники».
Прочитайте стихотворение и предложите ребёнку добавить слова- родственники к слову «дом».
Жил да был веселый гном. Он в лесу построил …ДОМ. Рядом жил поменьше гномик. Под кустом он сделал …ДОМИК.
Самый маленький гномишко Под цветком сложил …ДОМИШКО. Старый, мудрый гном – гномище Выстроил большой …ДОМИЩЕ. Был он стар и был он сед И большой был …ДОМОСЕД.
А за печкой, за трубой Жил у гнома …ДОМОВОЙ.
Он калину, зверобой - Все из леса нес …ДОМОЙ.
Есть любил он суп вчерашний, Пил он только квас …ДОМАШНИЙ. Каждый день соседи – гномы Навещали деда …ДОМА,
Всех встречал радушно гном, Все любили этот …ДОМ.
Так же можно подбирать однокоренные слова к словам «лес», «сад», «стол»,
«земля», «вода»….
Игра: «Собери семью».
Эта игра позволит расширить представления о животных и птицах, ребёнок освоит основные правила образования названий детёнышей при помощи
суффиксов. Обратите внимание ребёнка, что «котик» — это ласковое слово, а детёныш кошки – «котёнок».
Конь – лошадь – жеребёнок. Кабан-свинья-поросёнок. Пёс – собака-щенок. Петух – курица- цыплёнок.
Лось – лосиха – лосёнок…Волк – волчица – волчонок.
Игра «Большой – маленький»
Часто дети с проблемами в речевом развитии затрудняются в использовании разных грамматических форм существительных. Эта игра поможет исправить этот недостаток.
Старайтесь для одной игры сначала подбирать слова, где уменьшительно- ласкательная форма образовывается при помощи одного суффикса.
Например:
-ик-
рот – ротик, кот- котик, нос – носик, глаз – глазик…
-чик-
Ключ – ключик, заяц – зайчик, палец – пальчик…
Дети наиболее легко воспринимают стихи из-за их ритма и рифмы. Для развития словарного запаса можно предлагать игры- добавлялки.
«Загадки – добавлялки»
Цель: активизировать словарь, развивать внимание, мышление.
«Мебель»
Если ты захочешь спать, дома ждет тебя ….(кровать). Чтобы ноги отдохнули, посиди-ка ты на (стуле).
С пирогами чай попьем за обеденным (столом).
Вам сидеть не тесно, детки, вчетвером на (табуретке). Как приятно нашей Тане поваляться на (диване).
У чистюли Любочки всегда порядок в (тумбочке).
Свитер, кофту толстый шарф аккуратно сложим в (шкаф). Смастерил вчера Николка для своих игрушек (полку).
«Продукты питания»
Скушай, Ванечка – дружок, очень вкусный (пирожок). Леша и Маша едят манную (кашу).
Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой (чая).
Любим пить по воскресеньям чай с малиновым (вареньем). Хороши в дорожку пирожки с (горошком).
Петушок с ладошки ест зернышки и (крошки).
«Наведи порядок»
Цель. Уточнение и формирование словарного запаса. Вода бежит в прохладной …ПЕЧКЕ.
Поленья полыхают в …РЕЧКЕ. Все уселись мы на …ПЕСЕНКУ И поем мы хором …ЛЕСЕНКУ. На пляже тепленький …ЛЕСОК. Вдали – березовый …ПЕСОК. Далеко идти мне …ПЕНЬ, Лучше сяду я на …ЛЕНЬ.
Собирают сено …ПИЛАМИ. А деревья пилят …ВИЛАМИ.
Чтоб увидеть новый …ПУЛЬТИК Мы в ладошке держим …МУЛЬТИК. Крикнул Коля: — …БАБОЧКА!
Смотри, летает …ПАПОЧКА. Полил я куст водой из …ПОЧКИ,
Чтоб раньше распустились … БОЧКИ. Лежебока рыжий кот отлежал себе (живот).
И бежит Айболит к бегемотикам, и хлопает их по (животикам).
Всей семьей идут гулять ночью вдоль дорожек еж – отец, ежиха – мать и ребенок (ежик).
С неба падают зимою и кружатся над землею мягкие пушинки, белые (снежинки).
Улитка ползет по дорожке, то спрячет, то выпустит (рожки).
Он ходит, голову задрав, не потому, что важный граф, не потому, что гордый нрав, а потому, что он (жираф)
Когда ребёнок хорошо справляется с подобными заданиям. Вы можете предложить ему составлять рассказы с введёнными в речь словами.
Рассказы – шутки.
Взрослый предлагает ребёнку послушать рассказ, ответить на вопросы, пересказать и затем придумать свою историю.
1. Шуточный рассказ «Голова».
«Жила – поживала голова. Вверху у нее было темя, сзади – затылок, по бокам были уши, а впереди было лицо. У головы был трон – шея. Голова важно
сидела на шее. А шея с туловищем дружила. У туловища были руки и ноги. У рук были локти и ладошки, а у ног – колени и пятки. Но голова была самой главной. Она сидела на своем троне выше всех и командовала всеми частями тела. Но однажды руки и ноги решили не слушаться приказаний головы и
жить сами по себе. Но ничего у них не получилось. Все части тела важны, все человеку нужны».
«Сказка о чайнике».
Жил – был чайник. У него была семья – посуда. Чайник был пузатый – препузатый. У него была ручка, крышка и маленький носик с одной ноздрей. Чайник был железный и очень полезный. Люди его любили, и чай из него пили.
Можно составлять подобные рассказы об автомобиле, пылесосе, шкафе…