Лидия Жулинская
Консультация для родителей «Развитие читательской грамотности у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время из-за распространённости и доступности гаджетов, частого просмотра мультфильмов, виртуальных игр дети перестали интересоваться книгами. В результате чего проблема формирования читательской грамотности у подрастающего поколения стала наиболее острой. Современные дети — это больше «зрители», которые хотят воспринимать «красивую картинку». Чтение уходит на второй план, становится не интересным, ненужным. Постепенно исчезает устойчивая литературная традиция, на которую опирались предшествующие поколения. Как следствие — низкий уровень читательской грамотности, культуры и образования в целом.
Публикация «Консультация для родителей „Развитие читательской грамотности у дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Дошкольный возраст самый активный для включения ребенка в читательскую деятельность. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей среде, вырабатываются навыки, привычки, характер. У него формируется интерес к книге, закладываются основы разносторонней читательской деятельности. Процесс формирования читателя в дошкольном возрасте состоит из двух этапов:
- пассивного этапа, когда ребенок является слушателем тех произведений, которые ему читают взрослые;
- активного этапа, когда ребенок проявляет интерес к книге, постоянно просит взрослых читать ему, легко усваивает буквы, начинает читать сам.
Среди множества методов и приемов формирования читательской грамотности дошкольников, можно выделить наиболее распространенные:
чтение взрослым по книге или наизусть, при котором происходит дословная передача текста, при этом можно включать аудио или видео материалы для лучшей наглядности и погружения в тему читаемого материала.
беседа по прочитанному, которая способствует более глубокому восприятию литературного текста детьми, выражению своего отношения к услышанному;
чтение с продолжением, развивающее у детей устойчивый интерес к книге, вызывающее радость от встречи с полюбившимися героями;
разучивание стихотворений.
Есть много разных игр и упражнений, помогающих детям осваивать «мир чтения», многие из них начинаются с запоминания букв. Расскажу более подробно о некоторых:
1. Упражнение «Волшебные буквы» помогает детям быстрее запомнить образ буквы и предупреждает возникновение дислексии у детей дошкольного возраста. Ход упражнения : на листе бумаге напечатана изучаемая буква, предлагается ребенку сначала обвести ее пальцем по контуру, после выложить на столе с помощью счетных палочек или же тканевой ленты, после букву раскрасить или заштриховать, дополнительно можно слепить букву из пластилина.
2. Настольная игра «Словодел». Она подойдет для детей 7 лет. При использовании этой игры происходит развитие лексико-грамматических категорий языка. В набор входит коробка с игровым полем и подробной инструкцией.
3. Деревянные кубики с алфавитом. Подойдут для детей старшего дошкольного возраста. С их помощью детям будет легче запоминать буквы, составлять первые слова для начала с помощью взрослых, а после и самостоятельно.
4. «Говорящие кубики»- эта игра направлена на самостоятельное развитие навыка составления сказок и рассказов, проявляя свою фантазию. Игра очень простая, достаточно бросить кубики и глядя на выпавших персонажей составить свою сказку (более подробная инструкция есть в игре).
Играйте с детьми в полезные игры и прививайте любовь к чтению!