Консультация для родителей на тему «Развитие фонематического слуха у старших дошкольников»

Светлана Назарова
Консультация для родителей на тему «Развитие фонематического слуха у старших дошкольников»

Уважаемые родители!

В развитии речи детей большую роль играет формирование фонематического слуха, то есть способности четко отличать одни звуки от других, благодаря чему узнаются и понимаются отдельные слова.

Что такое слух? Это способность человека с помощью ушей воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде. Слух бывает речевой и неречевой.

Неречевой слух – это восприятие природных, бытовых и музыкальных шумов.

Речевой слух – это слух на звуки речи, то есть различение звуков речи.

Он является основой для понимания смысла сказанного.

При несформированности речевого (фонематического) слуха ребенок воспринимает, запоминает, повторяет не то, что ему сказали, а то, что он услышал. Например, «игла» превращается в «мглу», «лес» в «лису», «Мишина каша» в «мыши на машине» и т. д.

Фонематический слух – это способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи, особенно близкие по звучанию, и элементарный звуковой анализ.

Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе,залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются детьми с нарушениями письма и чтения.

Преодоление недоразвития фонематического слуха достигается путем целенаправленной, кропотливой работы по коррекции звуковой стороны речи и развитию фонематического слуха. А помогут в этом специальные игры, в которые вы можете поиграть с ребенком дома.

Предлагаю Вашему вниманию игры на развитие фонематического слуха.

Будьте дружелюбны и уважительны к ребенку. Он должен чувствовать, что эти занятия – не скучная неизбежная повинность, а интересное, увлекательное дело, игра, в которой он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах.

Игра «Будь внимательным!»развивать умение слышать заданный звук среди ряда звуков, слогов, слов.

Если услышите заданный звук, поднимите руку (хлопните в ладоши).Например: звук –р- :

Л, р, в, ж, р, ч, т, м, р, н;

Ла-зы-ру-жа-ра-чу-во-ры-ту-лэ;

Нос, корка, штука, крот, лютик, карандаш, жадина.

Назови картинки, в названии которых есть звук Р.

Игра «Назови картинки» – учить выделять заданный звук среди предметов, изображенных на картинках.

Назовите и покажите предметы, в названии которых есть звук –ш-.Например: машина, мышь, банка, тапки, шапка и т. п.

Игра «Придумай имя» – учить подбирать слова на заданный звук.

Придумайте имя мальчику (девочке) на заданный звук.Например: н- Настя, Надя, Наташа; В- Ваня, Валера, Вася, Валя.

Игра «Назови первый звук в слове» – учить выделять первый звук в слове.

Назовите предметы на картинках и выделите только первый звук в слове.Например: кот – к, банка – б.

При выделении начальных согласных звуков следите, чтобы ребенок произносил их без призвука –э-: не «эм»,не «мэ», чистый звук –м-, например в слове «мост».

Игра «Отгадай слово» – учить составлять слова по первым звукам предметов, изображенных на картинках.

Угадайте по первым звукам изображенных на картинках предметов слово.Например: лебедь, иголка, стол, арбуз (лиса).

Игра «Определи место звука в слове»развивать умение определять место звука в слове (начало, середина, конец).

Определите, где «живет»заданный звук в слове: в начале, в середине или в конце слова.Например: звук –ш- в словах: мышь (в конце, шапка (в начале, машина (в середине).

Игра «Прохлопай слова» – учить делить слова на слоги.

Прохлопай слова и назови количество слогов в слове.Например: ма-ли-на (3 слога).Напоминаю правило русского языка: «Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов».

Желаем Вам успеха!

Публикации по теме:

Консультация «Развитие звуковысотного слуха у дошкольников» Известный педагог, наш современник, автор фонопедического метода В. В. Емельянов считает, что «Главная задача музыкального руководителя в.

Развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа. Дидактическая игра «Узнай слово»Развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа. Дидактическая игра «Узнай слово» Цель. Развитие фонематического слуха. Закрепление навыка деления слов на слоги, умения определять количество слогов в словах, находить слова,.

Доклад «Работа по развитию фонематического слуха и восприятия у дошкольников» Работа по развитию фонематического слуха и восприятия у дошкольников Слух – это врожденная особенность организма. Еще находясь в утробе.

Консультация для родителей и воспитателей на тему «Развитие речевого слуха у детей дошкольного возраста» Консультация для родителей и воспитателей на тему: " Развитие речевого слуха у детей дошкольного возраста" При развитии речевого слуха работа.

Консультация для родителей «Развитие фонематического слуха» Консультация для родителей «Роль фонематического слуха в развитии речи детей» Краткое описание: В данной консультации раскрывается значение.

Консультация для родителей «Развитие навыков сотрудничества у старших дошкольников» Сотрудничество – это совместная работа нескольких человек, направленная на достижение общих целей. Сотрудничество как активное взаимодействие.

Презентация «Упражнения на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста» Презентация на тему: "Упражнения на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста". Основное назначение презентации.

Раннее развитие фонематического слуха ребёнка Раннее развитие фонематического слуха ребёнка. Взрослый должен своевременно руководить развитием речи ребёнка. В раннем возрасте стоят.

Развитие речевого внимания и фонематического слуха на первом этапе работы с детьми с ОНР Развитие речевого внимания и фонематического слуха на первом этапе работы с детьми с ОНР. Приступая к обследованию поступивших в сад детей,.

Презентация «Дидактическая игра на развитие фонематического слуха «Составь и прочитай слово» для детей 5–7 летПрезентация «Дидактическая игра на развитие фонематического слуха «Составь и прочитай слово» для детей 5–7 лет Данная игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Разработали воспитатели высшей квалификационной категории МБДОУ ДС.

Библиотека изображений:
  • Буквы, алфавит
Автор публикации:
Консультация для родителей на тему «Развитие фонематического слуха у старших дошкольников»
Опубликовано: 6 января 2018 в 21:34
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 марта. День рождения Ирины Токмаковой

92 года исполняется со дня рождения замечательной детской сказочницы и поэтессы, переводчицы многих известных зарубежных книжек для детей, – Ирины Петровны Токмаковой. Предлагаем посвятить тематические...

3 марта. Всемирный день чтения вслух

«Чтение – это движение вперед!» — девиз очередного тематического дня, который посвящен чтению, книгам и красивой речи. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы не только почитать детям вслух, но...

Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Весна идет»
Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Весна идет» Образовательная область «Познание» Направление – «Познавательно-речевое развитие» Интеграция...
Фотоотчет об экспериментальной деятельности «Волшебница-вода»
Эксперимент или опыт - особый вид наблюдения организованный в специально созданных условиях. Привлечение детей к проведению несложных опытов на занятиях,...
Фотоотчет «День рождения в детском саду в средней группе»
День рождения в детском саду в средней группе Дети всегда с волнением ждут своего дня рождения в ожидании чего-то приятного, доброго и радостного. Хочу...