Светлана Мишнева
Консультация для родителей на тему «Развитие самостоятельности у детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей на тему :
«Развитие самостоятельности у детей раннего возраста»
Развитие самостоятельности – одна из основных задач родителей. Задача это довольно глобальная, поскольку развитие самостоятельности ребенка происходит постепенно от рождения до взрослости. Правда, не каждого взрослого можно назвать в полной мере самостоятельным, поскольку в это понятие вкладывают и умение о себе позаботиться, и ответственность за последствия своих решений и поступков. Во взрослую жизнь мы сейчас забегать не будем, но поговорим о том, что могут сделать родители еще в раннем возрасте, чтобы заложить основы самостоятельности.
Публикация «Консультация для родителей на тему „Развитие самостоятельности у детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Воспитание самостоятельности у детей
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
В раннем возрасте (1-3 года) навыки самостоятельности подразумевают умение себя занять на некоторое время, навыки самообслуживания (кушать ложкой, ходить на горшок, убирать за собой и т. п., наличие собственной инициативы. Соответственно, и развитие самостоятельности в этом возрасте подразумевает именно воздействие на эти сферы.
Если говорить об инициативе, то нужно учитывать, что дети инициативны по природе. У них всегда есть свои “задумки”, предпочтения, выбор; они всегда тянутся к новому, хотят учиться и пробовать. В этом плане основная задача родителей – не погасить эту инициативу, учиться ей следовать (когда возможно, поддерживать идеи ребенка. Погасить инициативу может как грубость (насмешки, пренебрежение к детским идеям, предложениям, попыткам, так и гиперопека (например, когда родитель привыкает круглосуточно развлекать и занимать ребенка, не оставляя ему простора для собственных действий или размышлений; еще один пример гиперопеки – стремление родителя сделать всё вместо ребенка, считая, что он еще мал, неловок, что ему тяжело, что “я справлюсь быстрее и лучше”). Поэтому самый важный принцип развития самостоятельности в раннем возрасте – не делать за ребенка то, что он может сделать сам (даже если вы делаете это быстрее и лучше). Помогать ребенку стоит только в том случае, если он просит вас о помощи или если его попытки сделать что-то самостоятельно могут оказаться опасными. Разлитый по полу борщ или лужа в туалете опасностью не считаются.
Кстати, другой крайностью по сравнению с гиперопекой является желание родителей как можно быстрее “ развить и повзрослить” своего ребенка. Для этого родители побуждают ребенка делать что-то самостоятельно, даже если он не испытывает к этому желания, интереса, не обладает достаточными навыками. Самостоятельность как бы развивается из- под палки. Но нужно учитывать, что в таком случае те действия, к которым мы приучаем (самостоятельно одеваться, кушать ложкой, выливать за собой горшок и т. п., в сознании ребенка соединяются с эмоционально- негативными переживаниями. То есть ребенок может научиться делать то, чему вы его обучаете, но вряд ли будет это любить.
Оптимальный вариант – следовать за инициативой ребенка. Навыки самостоятельности лучше всего развиваются, когда у ребенка есть реальная мотивация – научиться, попробовать, справиться. Эту инициативу (взять ложку, развязать шнурки и т. п.) следует подмечать – и вовремя давать необходимую информацию (например, показать, за какую веревочку потянуть, чтобы шнурок развязался) и давать возможность пробовать. Наверняка вы замечали, что многие навыки, над которыми вы бились долгие месяцы, ребенок может ухватить буквально за один день, если вы поддержали его инициативу в этом. В раннем возрасте именно эти простые приемы способствуют развитию самостоятельности. Впрочем, простыми они являются далеко не для каждого, поскольку требуют осознанности, доверия к ребенку, ведь родителям проще всё сделать самим. Педагоги рассматривают ранний возраст как начальное звено в единой системе непрерывного образования.
Благодаря ранней социализации, то есть благодаря взаимодействию с социальным окружением, ребёнок интенсивно овладевает самостоятельностью, при этом рациональная педагогика играет важную роль в обеспечении фундамента общего развития.
Что дети к концу младшего дошкольного возраста должны научиться делать самостоятельно :
- мыть руки, засучивая рукава; мыть лицо, не разбрызгивая воду; правильно пользоваться мылом;
- не мочить одежду; сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведенное место;
- одеваться и раздеваться в определенной последовательности: одежду снимать, надевать, складывать, вешать,
- вывертывать на лицевую сторону, пуговицы застегивать, расстегивать, завязывать шнурки ботинок;
- замечать непорядок, в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью ко взрослому;
- своевременно пользоваться носовым платком, туалетом
- пить из чашки, есть, хорошо пережевывая пищу с закрытым ртом;
- правильно пользоваться ложкой, вилкой (к концу четвертого года жизни, салфеткой;
- убирать игрушки, книжки, строительный материал на определенное место. Условия, необходимые для развития самостоятельности ребенка в самообслуживании :
В одевании:
- вешалка для верхней одежды, соответствующая росту ребенка;
- индивидуальная полка или место на полке для хранения предметов туалета (носовых платков, лент, носков);
- постоянное место для хранения ночной рубашки, пижамы
- удобная для одевания одежда (легко застегивающиеся пуговицы;
- шнурки для обуви с твердыми наконечниками;
- достаточно свободные резинки на юбках, трусах, колготах, шортах; соответствующий голове ребенка размер ворота, удобные застежки на платьях, кофточках).
В умывании:
- устойчивая подставка под ноги (расстояние от нее до края раковины должно быть примерно 55см, а до крана - 65-70см, т. е. равняться расстоянию от пола до согнутой в локте руки ребенка);
-постоянное и удобное место для зубной пасты, щетки, стаканчика или подставки для нее ( при покупке данных вещей нужно позаботиться об их внешней привлекательности: яркая окраска, красивая этикетка, оригинальная форма);
- отдельная мыльница с туалетным мылом, разрезанным на 2-4 части;
удобное место для полотенца (детское полотенце не должно соприкасаться с полотенцами других членов семьи. Если в семье несколько детей, подбираются разные по цвету или орнаменту полотенца. Удобный для ребенка размер полотенца - 40-50см в ширину, 50-70см в длину).
При приеме пищи:
- стул в соответствии со столом (расстояние от сиденья до крышки стола должно равняться 18-19 см, под ноги нужно сделать подставку, расстояние от нее до сиденья стула - 25-28см);
-небольшого размера столовый прибор: тарелка, чашка, вилка, ложка; - на доступном для ребенка расстоянии хлебница с хлебом, нарезанным мелкими ломтиками.
В дошкольном возрасте детский сад, безусловно, внесет свой вклад в развитие самостоятельности. Но до этого этапа основная задача лежит на родительских плечах. Как фундамент, родители закладывают навыки будущей зрелости. И будет ли этот фундамент прочным, зависит именно от вас.