МААМ-картинки

Консультация для родителей «Роль фольклора в формировании бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста»

Еникеева Ирина Викторовна
Консультация для родителей «Роль фольклора в формировании бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей на тему "Роль фольклора в формировании бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста

Учёными давно доказано, что всё духовное богатство народа отраженно в фольклоре. В мифах, легендах, сказках, песнях, загадках, пословицах, преданиях проявляется душа народа, его многовековая мудрость, его язык и история.

Публикация «Консультация для родителей „Роль фольклора в формировании бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Фольклорное наследие – это мощная энергия, наполняющая наш внутренний мир образами и светом многих и многих предшествующих поколений. В тех, кто воспитан и живёт в фольклорной традиции, - истинное и достойное продолжение жизни народа.

Каждый народ создаёт свою, оригинальную художественную систему фольклора, но отличительными чертами устного народного творчества всегда остаются особая поэтика, специфическая народная символика, постоянные эпитеты, повторы, зачины, чудесные, фантастические элементы в сюжетах.

Одним из жанров детского фольклора является сказка. Впечатления детских лет – самые яркие и устойчивые, они оставляют глубокий след в жизни каждого человека. Сказка занимает особое место в жизни малыша. Сказочные образы ярко эмоционально окрашены и долго живут в сознании ребёнка. Сказку привлекал себе в помощь В. А. Сухомлинский, обучая ребят видению природы. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир природы не только умом, но и сердцем, и не только познаёт, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу. Через детские сказки дети познают окружающий мир, знакомятся с животным и растительным миром, узнают о взаимосвязи всего сущего вокруг нас. Ребёнок с раннего детства должен освоить и помнить, обители окружающей природы сами по себе не вредны, их не нужно вызывать на спор, надо их беречь, изучать их своеобразный нрав, повадки.

Особый интерес представляют заклички. Этот жанр свидетельствует о том, что детский фольклор в своих истоках связан с заклинаниями, заговорами, с забытыми обрядами, от которых он отделился и стал существовать самостоятельно. Каждая из природных стихий (а в закличках обращаются за помощью именно к ним) обладает чудесной силой, и посредством заклички ребёнок входит в контакт с ней. Важно, что “проводником” в этом случае вновь является слово: с самого детства ребёнок верил в его весомость и значимость. Чудесные свойства явлений природы выражаются как перечисление тех даров, каких от них ждут и какие они приносят. На прогулке в ненастную погоду, для того чтобы выглянуло солнышко, можно предложить произнести детям следующую закличку:

“Солнышко-ведрышко

Выгляни в окошко.

Твои детки плачут

По камушкам скачут! ”

Можно предложить детям напеть закличку, и солнышко их услышит. Они кличат, обращаются с просьбой, выражают свои чувства и ждут от природы появление солнца.

Веками народ отбирал и хранил потешки, передавая из уст в уста, эти маленькие шедевры, полные глубокой мудрости, лиризма, юмора. Благодаря простоте и мелодичности звучания дети легко запоминают их, приобретая вкус к образному, меткому слову, приучаясь пользоваться ими в своей игре, в процессе общения с природой. Знакомство с потешкой можно начинать с рассматривания картинок, иллюстраций например, Васнецова, игрушек. Рассмотрев, рассказать об этом персонаже, прочитать потешку, объяснить значение новых слов. Например:

Уж как я ль мою коровушку люблю,

Уж как я ль то ей крапивушку нажну.

Кушай вволюшку, коровушка моя,

Ешь ты досыта, бурёнушка моя.

Уж как я ль мою коровушку люблю,

Сытна пойла я коровушке налью,

Чтоб сыта была коровушка моя,

Чтобы сливочек бурёнушка дала.

Через потешку у детей пополняется словарь : пойла, нажну, но и приобретается и чувственный опыт ласкательно – уважительного обращения к животному. Прослеживается любовь, забота о животных. В русских потешках тоже существуют народные диалоги, в них отражены разнообразные житейские ситуации, зачастую они весёлые, шутливые и в то же время назидательные. Важно отметить, что у русского народа потешки можно использовать в процессе умывания, одевания и т. дЗагадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей "поэтический взгляд на действительность. Русские загадки не собирались систематически. Даже в XVII веке записей загадок в рукописях не встречается. Впервые обратил внимание на загадки как особенный жанр И. П. Сахаров. Затем появились труды В. И. Даля и И. А. Худякова. Особое значение имеет сборник «Загадки русского народа» Д. Н. Садовникова. Это довольно полный свод собранных к тому времени русских народных загадок.

В среднем возрасте, прежде чем научить отгадывать загадки, мы учим детей составлять описание картинок, выделять характерные, выразительные признаки образа. Например, предложить ребёнку описать картинку, на которой изображена собака, рассказать об образе жизни (домашнее или дикое, чем питается, какую пользу приносит человеку, как человек заботится о животных). После того, как дети отгадают, предложить послушать загадку: Хвост колечком, живёт под крылечком. Часто в загадках присутствует замысловатое описание, порой очень трудно отгадать. Загадки о природе помогут детям ближе познакомиться с окружающим миром, способствуют воспитанию эстетических чувств, пробуждению любви к природе, но главное - способствуют формированию бережного отношения к ней.

Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитания детей на начальном этапе их развития, формирования у них бережного отношения к природе.

Публикации по теме:

Консультация «Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» Математика - это язык, на котором написана книга природы. (Г. Галилей) Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка.

Консультация «Роль экспериментальной деятельности в формировании экологической культуры детей дошкольного возраста» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. В. А. Сухомлинский писал: «Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством.

Роль сюжетно-ролевой игры в формировании коммуникативных навыков детей дошкольного возраста В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для детей – основной вид деятельности, форма организации жизни,.

Формирование у детей бережного и сознательного отношения к природе посредством проектной деятельностиФормирование у детей бережного и сознательного отношения к природе посредством проектной деятельности "Секреты рецептов здоровья мы вам раскрываем с любовью!" Желаю Вам цвести, расти, Копить, крепить здоровье. Оно для дальнего пути – Главнейшее.

Консультация для родителей «Формирование у детей бережного отношения к родной природе» Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе и знает, что она является источником первых конкретных.

Консультация для родителей «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами русского фольклора» Консультация для родителей «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами русского фольклора» В формировании развития речи.

Консультация для родителей «Роль подвижных игр в жизни детей дошкольного возраста» Физическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении осуществляется ежедневно во всех сферах детской деятельности: во время зарядки,.

Роль игры в формировании сознательного отношения к природе В последнее время уровень здоровья детей стал значительно снижаться. Одна из причин это плохая экология. Сохранить здоровье и обеспечить.

Роль семьи в формировании поликультурного воспитания детей дошкольного возраста РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В статье семья рассматривается как основа поликультурного.

Консультация для родителей «Поведение взрослых — важный момент в формировании характера детей дошкольного возраста» «Все мы родом из детства», «Все – и хорошее, и плохое – человек получает в семье». Эти педагогические мудрости известны, наверное, всем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Роль фольклора в формировании бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 22 февраля 2016 в 00:10
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД