Жанна Топорова
Консультация для родителей на тему «Роль родителей в формировании грамматически правильной речи ребенка дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повысить компетентность родителей в вопросах формирования грамматически правильной речи в домашних условиях.
Ход консультации
Грамматический строй речи очень важная часть нашей речи – это умение образовывать и изменять слова, умение составлять предложения и грамматически верно сочетать слова в предложении.
Публикация «Консультация для родителей на тему „Роль родителей в формировании грамматически правильной речи ребенка дошкольного возраста“» размещена в разделах
Некоторые считают, что речь ребёнка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, это ошибочное суждение. Грамматический строй действительно усваивается ребенком самостоятельно, но путем подражания взрослой речи.
Формирование грамматики требует пристального внимания к речи детей не только со стороны специалистов (воспитателей, логопеда и др., но и, в первую очередь, со стороны родителей, так как именно Вы являетесь для детей авторитетом и примером для подражания.
«К сожалению я слишком занят, я очень много работаю, у меня дома миллион дел, на общение с ребёнком у меня нет времени» - возможно, подумают некоторые родители, и ошибутся.
Каждый день вы идёте с ребёнком в детский сад и обратно, хотелось бы подсказать вам как потратить эти драгоценные минуты пребывания с ребёнком для его пользы.
Мы предлагаем вам по дороге домой играть в словесные игры. Эти игры не требуют никакой предварительной подготовки, материальных затрат и главное, специально выделенного времени. Поводом для таких игр может стать абсолютно любой предмет, явление природы, привычные домашние дела, даже настроение.
В данной консультации мы хотим привести примеры игр по теме «Зима» для детей 5-7 лет.
1. По дороге домой мы можем провести игру «Угадай, о чём я говорю» :
Послушай, снежная, холодная – это снеговик или Зима (Зима)
Ледяной, быстрый - это ветер или горка? Конечно же это ветер, потому что горка снежнАЯ, быстраЯ (Интонационно выделяем окончания слов)
В этой игре мы учим ребёнка согласовывать существительные с прилагательными в роде и падеже.
2. Всегда и везде мы можем «просчитывать» предметы (учить согласовывать существительные с числительными).
Посчитайте с ребенком зимующих птичек или деревья (одно дерево – два дерева… - пять деревьев). Вы можете изменять не одно слово, а словосочетания…
Одна зимняя ночь, две зимние ночи… пять зимних ночей.
Один холодный день…два холодных дня, 5 холодных дней
3. Ребенку будет интересна игра «Правда-неправда». Вы говорите простой факт о временах года, а ребенок подтверждает его или же опровергает.
Взрослый говорит: Зимой сильная жара. Ребё нок отвечает: Нет «Зимой не бывает жары, зимой холодно». Зимой растёт сочная зелёная трава. Нет, зимой нет травы, она не растёт.
Этой игрой можно не только учить составлять ребёнка предложения, но и закреплять умение изменять слова в Родительном падеже
(Вы можете спросить ребёнка о листьях, дожде, листопаде, цветах, насекомых и обо всём, что вспомните)
4. Полезно будет поиграть в Игру «Закончи предложение одним и тем же словом»
«Я начинаю говорить предложение, а ты заканчиваешь только одним словом, сейчас это будет слово Снеговик
Мы решили слепить (снеговика).
Мы приделали нос-морковку (снеговику).
Мы показали соседям нашего (снеговика).
Мы играли со (снеговиком).
Мы рассказали о (снеговике). Мы Повторили таким образом изменение слов по Падежам
5. По дороге домой вы можете поиграть в игру «Подбери признак», которая обогатит речь ребенка именами прилагательными. Предложите ребенку подобрать к каждому существительному по два прилагательных так, чтобы одно обозначало цвет, другое – материал.
ШАРФ – белый шерстяной.
Шапка – синяя, пуховая
Шуба – коричневая, меховая
Можно провести ещё один вариант этой игры, только здесь вы будете подбирать любые описания предмету. Тут вы можете посоревноваться с ребёнком, кто больше слов придумает, но не забывайте, что это игра и она должна приносить малышу удовольствие, поощряйте любой его успех.
Зима – холодная, снежная, вьюжная, суровая, тёмная, волшебная, длинная, серебряная. Молодец! Как много интересных слов ты придумал!
6. Теперь остановимся на сложном разделе грамматики «словообразование».
Предлагаем вам попробовать игру «Волшебники», в которой мы учим детей образовывать новые слова с помощью уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов.
Говорим ребё нку: «Давай станем волшебниками и будем превращать предметы сначала в маленькие, а потом в огромные». Готов?
Сугроб- сугробик – сугробище
Горка- горочка – горища
Ветер – ветерок – ветрище
7. Очень интересно поиграть в игру «Придумай слово».
Здесь дети учатся образовывать однокоренные слова: (для ребёнка мы их называем словами родственниками, они похожи друг на друга, как мы на маму или папу)
Давай придумаем слова родственники для слова Снег (Какие слова похожи на слово снег) -снежок - снежочек - снежинка -снегопад - снеговик -снеговичок - снежки - снегоход - снегокат - снежный -заснежило - снежище –Снегурочка- снегирь - белоснежный - Белоснежка - подснежник.
Как много оказывается однокоренных слов можно найти. Так же можно поиграть и со словами Лёд, Зима, Мороз
8. Интересная игра «Образуй признак», познакомит ребят с причастиями
Смотри как снег блестит на солнце, значит, это блестящий на солнце снег.
А можно сказать Снег Сверкает на солнце, значит это сверкающий на солнце снег.
Снег хрустит под ногами – хрустящий под ногами снег.
А сейчас Снег скрипит под ногами – скрипящий под ногами снег.
Снег падает на землю – падающий на землю снег.
9. По дороге домой можно учить детей строить монолог и развивать умение сравнивать предметы в игре «Чем похожи и не похожи».
Как ты думаешь, Чем похожи Лёд и Снег? (Они белого цвета, холодные, появляются зимой) А чем отличаются? (лёд твёрдый, а снег мягкий, снег падает с неба, а лед образуется на Земле) Лёд и стекло чем похожи (они твёрдые, прозрачные, белые) Чем отличаются? (лёд в тепле растает, а стекло нет)
Также можно сравнить лед и зеркало; снег и вата. Поверьте, детям очень нравится эта игра
На основе темы Зима могут быть проведены такие речевые игры как «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Подбери пару», «Кому что подходит?», «Назови ласково», «Скажи наоборот» и т. д.
Сегодня Мы показали вам лишь некоторые образцы игр, а заинтересованные родители обязательно почувствуют, в чем нуждается их ребенок и как ему помочь.
Как видите, можно ненавязчиво, не заставляя, не усаживая на специальные занятия развивать грамматический строй речи ребенка. Помните, что играя в такие игры с ребёнком, вы вносите неоценимый вклад в его развитие.
Желаем вам успехов в развитии и воспитании детей!