Наталья Ткаченко
Консультация для родителей «Внимание требует внимания»
▼ Скачать + Заказать документы
В поле внимания ребенка, впервые приходящего в школу, попадает много нового, у него возникают новые яркие впечатления. Особенности внимания ребенка, этого возраста - непроизвольность, легкая переключаемость, отвлечение, это не позволяет ему на первых порах надолго сосредоточиться на одном объекте или действии. Ребенок обращает внимание лишь на то, что вызывает его непосредственный интерес: интереснее мешает воспринимать главное.
Публикация «Консультация для родителей „Внимание требует внимания“» размещена в разделах
В возрасте 7-1 О лет происходят значительные сдвиги в развитии внимания. Если в первые месяцы школьной жизни, детей интересует не столько собственно учебные занятия, сколько все, что с ними связано и что окружает их, то постепенно интересы начинают "привязываться" к тому, что изучают в школе, причем, к одному в большей степени, а к другому - в меньшей. В связи с этим ребенок становится более внимательным при одних видах работы и отличается рассеянностью при других. Понятно, что такое непроизвольное внимание, зависящее, главным образом от непосредственных интересов ребенка, в значительной мере связано с наглядностью и конкретностью материала, его яркостью, с тем насколько он затрагивают эмоциональную сферу.
Однако, с первых же дней школьной жизни ребенок вынужден заниматься тем, что не вызывает непосредственного интереса и что требует произвольного внимания. Для того, чтобы такое внимание сложилось, необходима организация действий ребенка, и, в частности его домашних занятий. Упорядоченность времени занятий, строгое соблюдение определенного порядка действий, "свое лицо" у рабочего места - все это организует внимание детей, помогает им сосредоточиться.
Концентрированность или интенсивность внимания у первоклассника должна быть достаточно большой. погруженный в свою работу, ребенок может "не слышать" указаний или вызова учителя. Но длится такая сосредоточенность обычно недолго, устойчивость первоклассника еще невелика. Вот почему так важно стремиться к известному разнообразию в учебной работе однообразная работа, утомляет внимание ребенка, интерес к ней падает.
Любопытно, что внимание ребенка более устойчиво при выполнении внешних к менее устойчиво при выполнении действий умственных. Поэтому необходимо разнообразить занятия с детьми: рисовать, сделать несложный макет, составить карту, схему.
ПОМНИТЕ: ребенок успешнее справится с достаточно сложным заданием, если оно будет достаточно разнообразно, чем с простым, но• однообразным занятием. Объем внимания еще узок Рассматривая картинку, первоклассник сосредотачивает - по преимуществу на 2-3 предметах. Чтобы дети обратили внимание на большее количество их, необходимо показывать картинку еще и еще раз. Если ребенок ошибся в решении примера, состоящего из 3 чисел, и. его надо повторять вслух, то два числа, ребенок, как правило, назовет, а третье - не т. Отсюда вы сделайте вывод, что перед вами не ошибка в выполнении действий, а "ошибка внимания" : ребенок просто не схватывает одновременно три числа. (Предлагаю игры на развитие концентрации внимания, устойчивости концентрации и распределения внимания). В конце года в ходе учения объем внимания у детей быстро расширяется. Слабо развито у детей, приходящих: в школу, распределение внимания. Первоклассники, стоит только заговорить учителю, прекращают свою работу, чтобы его выслушать или же продолжают свою работу, но при этом не понимаю! ни одного слова из того, что сказал учитель, так как их внимание направлено на то, что делают они сами. Дети учатся распределять свое внимание не вами по себе : перед ними в учении стоит такая задача им приходится постоянно вести одновременно контроль за несколькими действиями. Что же могут сделать родители, чтобы лучше справиться с трудностями?
1 - Если ребенок, при выполнении какого-либо задания постоянно отвлекается: услышав разговор, увидев что-то, то и дело отрывается от работы, ошибается, даже на легкое задание. Здесь у ребенка просто отсутствует устойчивое внимание. Ваша задача - всячески развивать его. (Предлагаю игры на развитие устойчивости внимания).
Другой случай: ребенок, вспомнив о каком-то интересном дне, событии в этот день, не слышит воспитателя, родителя или, думая о своем, делает ошибки в задании. В этом случае внимание, вообще говоря, развито, но оно направлено на другое. И здесь ваша задача - понять, почему. Переутомлен? Сильно увлечен чем-то (далеким от занятия? неинтересны сами занятия? Ясно, что во всяком случае вы будете действовать по-другому.
2 - Рассматривая картинку, ребенок, либо останавливается на одном, чем-то привлек - его внимание предмете, и не видит ничего другого, либо беспорядочно скользит взглядом, вообще не задерживаясь ни на чем. Похожая трудность встречается и. при чтении: дети теряют строчку, пропускают слоги, слова. Дело в том, что объем внимания (Т. е. количество объектов, которые можно увидеть сразу) у первоклассников еще очень мал, а планомерно, последовательно рассматривать объект они еще не умеют. На помощь должны прийти внешние, вспомогательные средства пусть ребенок указкой водит по картине, последовательно переходя от предмета к предмету. Пусть листком водит по строчке и постепенно открывает слоги, слова, переходит к следующей строчке. Нужно делать это вместе с ребенком, но, постепенно приучая его работать одного. Но ведь и указка может двигаться беспорядочно, не зная, на чем остановится. Чтобы не было такого блужданья, по картинке и ври любом наблюдении, надо научить ребенка составлять план наблюдений (в самом простом виде, хотя бы - что рассматриваю сначала, что потом, про что не забыть). Не сразу, но рано или поздно, ребенок научится составлять такой план самостоятельно.
Задайте образец. Известно, что обычно лучше видится, воспринимается то, что хорошо знакомо, а не то, что неизвестно, даже, если оно находится непосредственно перед нами, внимание обращается редко. "Легко проглядеть даже самые заметные явления, если на них уже не обратил внимание кто-либо другой, " -Говорил Чарльз Дарвин. Значит, если мы хотим, чтобы, ребенок увидел, о, что должен увидеть в еще неизвестном ему предмете, явлении, мы должны подготовить его к этому. А именно - дать образец того, что он должен увидеть. Если мы хотим, чтобы он увидел в стене четырехугольник, мы должны дать ему вначале общее представление о четырехугольнике - тогда он сможет
этот "образец" приложить к предмету. Конечно, мы не всегда можем дать (и не всегда нужно давать) такой образец, поэтому будем постепенно учить детей самостоятельно создавать мысленные образы. Если, например, ребенок садится рисовать по заданию, нужно прежде попросить его вспомнить, какие основные части имеются в предмете, что именно он будет изображать. Например, дано задание нарисовать домик. - Какой домик ты будешь рисовать - Большой или маленький? Сколько этажей будет в нем? Сколько стен будет видно на. твоем рисунке? Будут ли на них окна и двери? Какую форму будет иметь крыша?"
Учите сосредотачиваться на существенном. Психологов давно привлекают так называемые феномены Пиаже. Вспомним: если даже на глазах ребенка изменить внешнюю форму предмета (вылить жидкость из бутылки в блюдце или любой другой сосуд другой формы, изменить форму пластилинового шарика, раскатав его в колбаску и т. д., то ребенок будет считать, что изменение внешней формы повлекло за собой и изменение количества самого вещества. Непосредственное восприятие захватывает внимание ребенка, ведет его за собой (подобно тому, как внимание взрослого захватывает и ведет за собой опытный фокусник или иллюзионист - только он для этого производит те или иныe манипуляции). Но если детей научить видеть в предметах, на например, длину и ширину и научить сравнивать предметы между собой (что к на сколько больше или меньше, Т. е. если дать детям образец оценки количества вещества, то эти самые феномены Пиаже исчезнут. Овладев мыслительной операцией, дети приобрели средство управлять своим вниманием, они могут теперь отвлечься от непосредственного восприятия к выделить в предметах необходимое и существенное. (Здесь снова обнаружился тесное единство познавательных процессов).