Светлана Решетова
Консультация для родителей «Народные игры в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»
Народные игры в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников
«Без игры ребёнок не может нормально расти и развиваться так же, как и нормальный взрослый человек не может существовать без труда».
Виктор Николаевич Сорока-Росинский.
Дошкольный период является наиболее благоприятным для развития не только психических процессов ребенка, таких как память, внимание, воображение, речь, эмоциональная сфера, но и формирование человеческих ценностей.
Публикация «Консультация для родителей „Народные игры в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Русская народная культура, фольклор
- Русские народные игры
- Русские народные игры. Консультации для педагогов
- Фольклор. Консультации для родителей
- Темочки
Доброта, сопереживание, сотрудничество, помощь друг другу, поддержка, взаимовыручка находят свой отклик в душе детей, посредством специально организованных подходов в нравственном воспитании. Для изучения культуры и истории предыдущих поколений и для формирования человеческих ценностей необходимо приобщать детей с дошкольного возраста. Собственно, акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурам и традициям других народов. Каждый народ имеет свои сказки, песни, танцы, игры, обряды и все они передают из поколения к поколению основные нравственные ценности : добро, совесть, честь, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие, взаимовыручку. Соответственно, приобщение ребёнка к народной культуре начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения.
Наша страна Россия является родиной для многих, но для того, чтобы считаться ее полноправным гражданином и патриотом своей страны, необходимо ощутить жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, понять, принять и изучать родной язык, историю и культуру страны как свои собственные. Настоящий патриот учится на исторических ошибках своего народа, на недостатках его характера и культуры.
Важно с раннего детства прививать духовный и творческий патриотизм. И подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально каждым ребенком по-своему.
Впоследствии, чтобы именно пробудить любовь к Родине, а не привязать, необходимо знакомить детей с многообразием культурных традиций и особенностей нашей родины, знакомить детей с народными праздниками и развлечениями. Показать детям их красоты и увлечь народными играми, побудить интерес к ним.
Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития.
Народные игры являются самостоятельным видом деятельности и средством обучения и воспитания.
К. Д. Ушинский считал народные игры материалом наиболее доступным, понятным для малышей благодаря близости их образов и сюжетов детскому воображению, благодаря самостоятельности и активности, заложенных в них.
Все народные игры образны, выразительны и эмоциональны, а с пением ещё и музыкальны. Народные мелодии хороши своей простотой, доступной формой, напевностью, легко запоминающимся мотивом.
Именно, народные игры, имея нравственный фундамент являются неотъемлемой частью патриотического воспитания дошкольников.
В народных играх отражаются образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, проявлять смекалку, выдержку, находчивость. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат ребёнка обретать гармонию с окружающим миром. У дошкольников формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств. По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире.
Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. После тяжелого трудового дня взрослые с удовольствием принимали участие в играх детей, обучая их, как надо развлекаться и отдыхать.
В жизни русского народа игры и игрища с глубокой древности занимали ведущее место, посвящены они языческим праздникам. Взаимодействуя в игре люди пытались обеспечить себе будущий успех в предстоящих делах.
С раннего детства ребенок слышит родную речь. Колыбельные песни матери, потешки, пестушки, сказки - открывают ему окно в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в доброе будущее. Сказки, пословицы, поговорки, народные игры формируют начало любви к своему народу, к своей стране.
Игра – это естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Следственно, в своей работе нужно всегда обращаться и к народной игре. В ней ребенок активно переосмысливает накопленный нравственный опыт, в игре каждому приходится добровольно отказываться от своих желаний, согласовывать свои замыслы, договариваться о совместных действиях, подчиняться правилам игры, сдерживать свои эмоции, преодолевать трудности. Игра учит справедливо оценивать собственные результаты и результаты других детей.
В русских народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными весёлыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьёвками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неоспоримый фольклор. Многие считалки и зачины дают возможность быстро организовать игроков, настроить их на объективный выбор ведущего и точное выполнение правил, чему способствует ритмичность, напевность, характерное скандирование считалок.
Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами являются основой формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство. Перед игрой необходимо рассказать детям о жизни того народа, в чью игру им предстоит играть, показать иллюстрации, предметы быта и искусства. Использование в работе с детьми таких игр способствует формированию у детей чувства любви не только к родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям; но и культуре и традиций других народов.
Народная игра оказывает огромное влияние на развитие ребенка: подразумевает воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься сообща; формирует умение договариваться, помогать друг другу, стремление радовать старших хорошими поступками,так же воспитывает уважительное отношение к окружающим людям, заботливое отношения к малышам, пожилым людям, умение помогать им.
Народная игра - это наше детство, забавы старшего поколения - наших бабушек и дедушек, практическое размышление ребенка об окружающей действительности. Ведь именно игра - деятельность, с помощью которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, учится справедливо оценивать поступки товарищей. Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на поведение ребенка и его характер. Игра является способом познания окружающего мира. Через нее дети знакомятся с животными, птицами, их движениями, звуками, местом обитания.
Использование народных игр закрепляет знания детей о народных традициях, именно поэтому народные игры для детей ценны в педагогическом отношении, они оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка, создают определённый духовный настрой, интерес к народному творчеству.
Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли. Подвижная игра требует внимания, выдержки, сообразительности и ловкости. Особенно важно заострить внимание детей к народной игре, привить желание играть, а игровые образы были понятны и интересны детям. В ходе народных подвижных игр нужно привлекать внимание ребят к её содержанию, следить за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки, делать краткие указания, поддерживать и регулировать эмоционально - положительное настроение и взаимоотношения играющих, приучать их ловко и стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации. В конце игры обращать внимание на тех детей, кто проявил смелость, ловкость, выдержку, товарищескую взаимопомощь. Во время игры произносятся рифмовки вместе с детьми, задавая необходимый ритм тех движений, которые включены в игру. Можно предложить детям способы выбора водящего, с понятиями: зазывалки, считалки, жеребьевки, угады.
Через народные игры, речевки, упражнения, считалки у дошкольников формируются первые чувства патриотизма: гордости за свою страну, любовь к родному краю, уважение традиций. Полученные знания позволят подвести ребёнка к пониманию неповторимости культуры своего народа.
Таким образом, важно отметить, что приобщение детей к традициям своего народа, к народным играм является одним из важных средств нравственно-патриотического воспитания.