Получи документы

Консультация для родителей «Нервность в преддошкольном и младшем школьном возрасте (от рождения до 5 лет)»

Василиса Терновая
Консультация для родителей «Нервность в преддошкольном и младшем школьном возрасте (от рождения до 5 лет)»

Привязанность детей к родителям.

Привязанность можно определить как эмоциональный вид общения, характеризующийся позитивной установкой на объект привязанности и зависимостью от него. Можно сказать, что привязанность - это форма эмоциональной коммуникации, основанная на удовлетворении взрослыми формирующихся потребностей ребенка в безопасности и любви,

Привязанность к матери - необходимая фаза в нормальном психическом развитии ребенка, в формировании его личности. Она способствует развитию таких социальных чувств, как благодарность, отзывчивость и теплота в отношениях, т. е. всего того, что является проявлением истинно человеческих. качеств. Для развития привязанности необходим достаточно продолжительный и устойчивый эмоциональный контакт взрослого с ребенком. К тому же малыш, пользуясь поддержкой и защитой матери, приучается быть активным и уверенным в себе. Вот почему большинство детей, привязных к матери в первые годы жизни, отличает в дальнейшем достаточная самостоятельность и независимость в действиях и поступках.

Публикация «Консультация для родителей „Нервность в преддошкольном и младшем школьном возрасте (от рождения до 5 лет)“» размещена в разделах

Привязанность проявляется не сразу, а постепенно, в процессе непосредственного взаимодействия матери с ребенком. С известной долей условности можно считать первую улыбку младенца прообразом привязанности - выражением ответных чувств. О привязанности как таковой можно говорить, когда ребенок эмоционально выделяет мать из числа других взрослых и реагирует на ее уход. Обычно это бывает к 4 месяцам. В 7 месяцев реакция на уход матери выражается отчетливым волнением, что дает основание классифицировать его в ряде случаев как беспокойство, тревогу. При этом заметны возбуждение, плач или заторможенность, безучастность. Иногда происходит расстройство

стула, потеря аппетита. Уже в этом проявляются индивидуальные различия детей, основанные на особенностях их темперамента. Чувство беспокойства, охватывающее ребенка, когда он остается один, означает, что он эмоционально заостренно воспринимает отсутствие матери. Иногда это чувство становится столь травмирующим, что может послужить основанием для последующего развития страха одиночества и потери близкого человека. Реакции страха в семимесячном возрасте указывают на особую врожденную чувствительность эмоциональной сферы ребенка и должны всегда применяться во внимание взрослыми.

Беспокойство, а в более выраженных случаях и страх после ухода матери отражают возникновение общности с нею, когда ребенок уже в той или иной мере осознанно воспринимает себя и мать как единое, неразрывное целое. В этом - начало развития групповых, или социальных, отношений, и первой такой группой для ребенка являются он и мать. Вместе с тем факт осознанного реагирования на отсутствие матери показывает, что ребенок ощущает себя в чем-то отличным от нее, особенно когда остается один, сам по себе, не чувствуя поддержки и заботы. Подобная дифференциация указывает на зарождение чувства «я» как осознанного восприятия себя.

Пройдет еще год с небольшим - и ребенок научится определять себя в первом лице, т. е. овладеет вербальным (словесным) способом манипулирования своим «я».

Не случайно, что, когда' происходит формирование «я», максимально представленное в 2 года, ребенок наиболее интенсивно привязан к матери. Она нужна ему как опора, как образ уже сложившегося «я», как источник чувства безопасности и удовлетворения насущных потребностей.

В 8 месяцев малыш начинает бояться незнакомых взрослых, выражая это беспокойством, плачем, стремлением прижаться к матери. Создается впечатление, что он как бы подчеркивает свою привязанность к матери. Будучи неспособным, доделить эту привязанность с другими, большей частью незнакомыми людьми,малыш в то же время четко выделяет мать среди других. Появление категории другого указывает на дальнейшую дифференциацию «я» в структуре социальных, теперь уже межличностных отношений.

Настороженно-аффективное восприятие другого лица продолжается сравнительно недолго. Уже в 1 год 2 месяца ребенок менее беспокойно воспринимает незнакомых ему взрослых (на сверстников подобная реакция не распространяется). Но еще в течение, по крайней мере, нескольких месяцев малыш смущается при встречах с незнакомыми людьми. В большей степени страх перед незнакомыми, как и беспокойство при разлуке с матерью, присущ эмоционально чувствительным и привязанным к матерям детям, страх чаще девочкам, а беспокойство мальчикам.

Страх перед незнакомыми лицами может быть прообразом страха нового, неожиданного, неприятного, а так же страха перед сказочными персонажами - такими, как Баба Яга, Кощей Бессмертный, Бармалей, волк, медведь и т. д. Все эти страхи основаны на опасениях, что будет причинен физический, необратимый ущерб, воплощенный в лике смерти.

Из изложенного следует, что беспокойство, испытываемое ребенком в 7 месяцев, если его разлучат с матерью, и страх в 8 месяцев при появлении заменяющих ее незнакомых людей, является отправной точкой последующего развития, соответственно, страха одиночества, неразделимости чувств и боязни нападения, насилия, смерти, представленных в образах отрицательных сказочных персонажей, всего пугающего нового и неизвестного. Если беспокойство в 7 месяцев отражает, скорее, социальный аспект страха - тревогу, основанную на угрозе потери принадлежности к группе (вначале это мать, затем другие взрослые и родственники, то собственно страх в 8 месяцев, скорее, будет ассоциироваться с физическим аспектом беспокойства, или страхом, основанным на инстинкте самосохранения.

Следовательно, беспокойство, испытываемое. нормально развивающимися детьми в период от 7 месяцев до 1 года 2 месяцев,может явиться предпосылкой для последующего развития тревоги и страха. При неблагоприятном стечении обстоятельств (тревога и страхи у взрослых, окружающих ребенка, травмирующий жизненный опыт в виде помещения в больницу с болезненными процедурами, падением и ушибами, ожогами, ссорами родителей, физическими наказаниями и другими несчастными случаями) тревога перерастает в тревожность, а страхи - в боязливость, превращаясь тем самым в устойчивые черты характера. Но происходит это не раньше старшего дошкольного возраста, окончательно закрепляясь у подростков.

Обобщая, можно сказать, что ребенок, не испытывающий беспокойства и страха, будет значительно меньше зависеть от других людей, их поддержки, расположения и заботы. Наоборот, чем он больше подвержен беспокойству (тревоге) и страхам, тем сильнее будет зависеть от эмоционального состояния окружающих его лиц. Последнее обычно прямо соотносится с эмоциональной чувствительностью ребенка и тревожностью самих взрослых, непроизвольно передающих ему беспокойство в процессе повседневного общения. В результате речь может идти о так называемой невротической привязанности, что мы, и видим у большинства детей, страдающих неврозами. Излишне ранняя и потому травмирующая разлука с матерью служит одним из источников развития невроза, когда ребенок одновременно теряет опору и уверенность в себе, испытывая нарастающее чувство печали и беспокойства.

Многие дети в возрасте от 6 месяцев до 2,5 лет ведут себя беспокойно, когда их приводят в ясли, но это беспокойство особенно заметно от 8 месяцев до 1 года 2 месяцев, когда ребенок настолько эмоционально воспринимает разлуку с матерью, но и настороженно относится к появлению посторонних лиц. Подобные реакции полностью отсутствуют у детей с неразвитой эмоциональной сферой, задержкой психического развития, грубой церебральной патологией и у детей, рожденных родителями-алкоголиками. Ребенок с риском последующего развития невроза крайне болезненно реагирует даже на кратковременный,но неожиданный для него уход матери и появление иначе относящихся к нему взрослых. Отвечая беспокойством, плачем, нарушениями сна и аппетита, а то и состоянием вялости и апатии, он теряет уже приобретенные навыки, начинает затормаживаться в речевом и умственном развитии. Нередко уже в возрасте 1 года и старше у активных по темпераменту детей появляется негативизм как своеобразная форма реакции протеста на неприемлемую для них замену матери. В яслях они чаще всего сидят в стороне, плачут или упорно молчат и не вступают в контакт с более шумными сверстниками, которые их скорее пугают и раздражают, чем притягивают^ и вызывают интерес. Даже в норме до 3 лет ребенок предпочитает общение с взрослыми (хорошо знакомыми, чем со сверстниками, не говоря уже о тепле относящейся и любящей матери.

В середине второго года жизни дети уже не пугаются незнакомых взрослых, но только при условии их доброжелательного отношения. При уходе матери они еще до 2,5 лет, особенно мальчики, испытывают некоторое волнение, но достаточно быстро успокаиваются, поскольку уже понимают, что мать вернется.

Если ребенок чрезмерно зависим от тревожного состояния матери и к нему не найден индивидуальный подход в яслях, то возникающий стойкий аффект на разлуку с матерью означает, по существу, начало невроза из-за наличия выраженного эмоционального расстройства, с которым малыш не может справиться сам.

Необходимо учитывать, что тревожный характер привязанности часто провоцируется как самой матерью, чрезмерно опекающей ребенка, так и другими взрослыми, особенно бабушками, заменяющими ему сверстников и всегда ограничивающими в чем-то его активность и самостоятельность.

Если отец не принимает участие в воспитании детей, они в большей степени привязываются к матери и легче перенимают ее беспокойство. Выражено это и тогда, когда ребенок боится отца из-за его грубого, вспыльчивого характера. Тогда он стремится получить недостающеетепло и внимание от матери и нередко невротически привязывается к ней, особенно если часто болеет. Подобная семейная ситуация типична у детей с неврозами. Наиболее травмирующее воздействие она оказывает на мальчиков, так как одностороннее общение с матерью сказывается в дальнейшем на их отношениях со сверстниками того же пола, ведущими себя более инициативно и решительно.

Подведем итоги. Потребность в привязанности - одно из наиболее важных условий психического развития человека. Мотивация привязанности имеет преимущественно эмоциональный характер. Ребенок, имеющий положительный опыт привязанности впервые годы жизни, в дальнейшем отличается большей устойчивостью своих интересов. Привязанность к матери - первый групповой феномен в системе формирующихся отношений ребенка. Односторонняя привязанность к одному из родителей после 3 лет указывает на проблемы в отношениях с другим родителем : чем больше ребенок боится одного из родителей, тем больше он привязан к другому. Страхи и неуверенность в себе перенимаются легче от того родителя, к которому ребенок привязан. Затруднения в общении со сверстниками того же пола возникает чаще у детей, продолжающих быть односторонне привязанными к родителю другого пола.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Дети и родители на школьном старте» Консультация для родителей «Дети и родители на школьном старте» Вот скоро заканчивается последний год пребывания вашего ребенка в детском.

Трудовое воспитание в младшем дошкольном возрасте В. А. Сухомлинский писал: «Труд становится великим воспитателем, когда он входит в жизнь наших воспитанников, даёт радость дружбы и товарищества,.

Консультация «Агрессивное поведение в младшем школьном возрасте» Актуальность. Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества.

Аппликация в младшем дошкольном возрастеАппликация в младшем дошкольном возрасте Здравствуйте. Работая на второй младшей группе,мы с детьми,делаем много аппликаций. И сегодня наш разговор пойдёт об аппликации. Дети возраста.

Консультация для педагогов и родителей «Постановка детского певческого голоса в младшем дошкольном возрасте» (2-е полугодие) Сегодня мы поговорим о необходимости раннего обучения правильной вокализации. Считается, если ребенок учится петь с детства, его голос приобретает.

Консультация для родителей «Влияние домашних животных на духовно-нравственное развитие детей в младшем возрасте» МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ ОЧЕНЬ ВАЖНЫЙ ПЕРИОД В СОЦИАЛЬНО НРАВСТВЕННОМ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ. В ЭТОМ ВОЗРАСТЕ У ДЕТЕЙ АКТИВНО ФОРМИРУЕТСЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ.

Консультация для родителей «Значение сюжетно-ролевой игры в младшем дошкольном возрасте» Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности.

Консультация «Закономерности и особенности речевого развития ребенка в дошкольном и школьном возрасте» Дошкольный возраст Границами данного периода считается возраст от трех до семи лет. На протяжении этого времени в развитии речи ребенка.

Варианты сюрпризных моментов в младшем возрасте Варианты сюрпризных моментов 1 мл. гр. 1. В гости к детям из леса приходит Мишка, который рассказывает, что на их лес напала старуха Лень.

Экспериментальная деятельность детей в младшем возрасте с 3–4 летЭкспериментальная деятельность детей в младшем возрасте с 3–4 лет Маленький ребенок является исследователем, проявляющий живой интерес к разного рода исследовательской деятельности, в частности к элементарному.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Нервность в преддошкольном и младшем школьном возрасте (от рождения до 5 лет)»
Опубликовано: 29 июля 2019 в 13:37
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД