Елена Надточеева
Консультация для родителей о вежливости
▼ Скачать + Заказать документы
«Вежливость - это важно»
Подготовили: Ерицян Н. В., Надточеева Е. В.
Мы все знаем, что дошкольный возраст - это период активного освоения норм морали, формирования нравственных привычек, чувств, отношений. На этом этапе взросления психика дошкольника податлива и эластична. В эти годы ребёнок склонен к эмоциональной отзывчивости, к подражанию. Хотя, конечно, не всегда умеет разобраться в том, чему следует подражать. Именно в дошкольные годы закладываются в уме и сердце ребёнка нравственные чувства. В это время родители должны воспитать в ребёнке отзывчивость и деликатность по отношению к другим людям, заботливость, тактичность и сочувствие к сверстникам и взрослым, ко всем людям.
Публикация «Консультация для родителей о вежливости» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Вежливость. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
Одной из важных задач на данном этапе является задача овладение основами культуры поведения, формирование привычки вежливого отношения к окружающим. В младшем дошкольном возрасте у детей воспитываются навыки вежливости, бытовой культуры, совместной игры. В среднем дошкольном возрасте — вырабатывается привычка постоянно выполнять данные правила: здороваться, прощаться, благодарить за услуги и т. д.
Что же такое «Вежливость»?
Вежливость – это нравственная и поведенческая категория, черта характера. Под вежливостью обычно понимают умение уважительно и тактично общаться с людьми, готовность найти компромисс и выслушать противоположные точки зрения. Вежливость считается выражением хороших манер и знания этикета.
С тем, что вежливость – это очень важное качество культурного человека, пожалуй, согласятся многие мамы и папы. Часто родители в своих мечтах представляют своих детей настоящими маленькими «леди» и «джентльменами». Но, не имея навыков вежливого общения, трудно произвести хорошее впечатление на окружающих. Поэтому родители стараются привить ребенку вежливость с самых ранних лет.
Обучая детей правилам вежливости шаг за шагом, надо проявлять уважение к другим людям своими поступками и своими словами, например, со взрослыми не говорят так, как с приятелями; надо с уважением относиться к имуществу потому, что оно им дорого и они будут огорчены, если его кто-то испортит.
Когда же можно начинать прививать малышу нормы вежливости?
Ребенок с самых первых дней живет и воспитывается в определенной среде, и, как губка, впитывает ее особенности. Путь, который проделывает ребенок за первый год жизни, огромен: от крохотного малыша до человечка, способного общаться и находить контакт с окружающими его людьми. И именно в это время закладываются первые нормы вежливости.
Как же это происходит, ведь ребенку пока невозможно их объяснить? Он их усваивает, видя, как общаются между собой и с ним его родные люди.
Ребенок – как глина: что слепишь, то и будет. «Шаблон вежливости» – это стиль отношений в семье. Поэтому главный этап в воспитании вежливости ребенка – это демонстрация ему правильного примера взрослыми.
«Как воспитать ребенка вежливым?»
Как часто мы восхищаемся вежливыми людьми? И часто сетуем на то, что именно наш ребенок не такой. А есть ли какие - то секреты по воспитанию вежливости? Бытует мнение, что ребенок имеет все шансы вырасти вежливым только у вежливых родителей. Но опять следует отметить, что если навязывать ребенку правила и нормы поведения, то вряд ли он захочет их соблюдать и будет всячески сопротивляться навязанному. Нельзя что-либо заставлять ребенка со словами «ты должен» или «так должно быть», необходимо способствовать постепенному самостоятельному осознанию этих правил.
Итак, несколько секретов:
• Воспитывайте примером
Не стоит заставлять ребенка говорить «волшебные слова». В первую очередь вам самим нужно обращаться к нему со словами «будь добр», «пожалуйста», а когда он выполнит вашу просьбу, обязательно скажите ему «спасибо». Ребенок захочет подражать вам, и в его речи будут присутствовать вежливые слова. Потому что любой пример воздействует сильнее, чем нравоучения!
• Будьте тактичны
Многие родители хотят, что бы ребенок употреблял «волшебные слова», а когда он забывает это сделать, то напоминают ему об этом грубо и бестактно. К примеру, нередко родители торопятся напомнить своему ребенку о том, что пора попрощаться, хотя сами еще не произнесли "до свидания".
• Не проявляйте резкость
Когда разговаривают взрослые, часто можно услышать фразу в адрес малыша «Не видишь, разговаривают взрослые! Не мешай!». Но если вы стремитесь научить своего ребенка вежливому отношению к людям, лучше ответьте ему фразой: "Давай я завершу свой рассказ, а затем выскажешься ты". Не следует говорить ребенку о его грубости: от ваших замечаний он не станет вежливее. Риск состоит и в том, что, осмыслив и приняв вашу оценку, он начнет считать себя грубым и будет вести себя подобающе: так как грубые дети всегда грубят.
• Поддержка близких
В гостях у родственников или друзей можно лишний раз продемонстрировать ребенку основы вежливого обращения. Прекрасно, если за поведение ребенка будут отвечать хозяева дома и сам ребенок, а родители будут помогать своему сыну или дочери понять существующие порядки. Дети быстро осознают, что маме и папе не хочется делать замечания в гостях. По этой причине они нередко "приберегают" свои проделки для подобных случаев. Противостоять этой стратегической уловке можно, если предоставить хозяевам дома установить нормы поведения для ребенка и контролировать их выполнение.
Если в гостях ребенок прыгает на диване, пусть хозяева решают, можно ли ему подобное разрешить и следует обязательно сказать малышу об этом. Ребенок эффективнее слушается, если ограничения устанавливаются другими взрослыми, а не родителями. При этих обстоятельствах мама избавляется от необходимости контролировать поведение своего ребенка, она только напоминает ему: "В этом доме так принято. Здесь такой порядок".
Следует напомнить, что когда малыш поступает правильно его, несомненно, нужно похвалить, а неправильное поведение достаточно скорректировать, при этом нельзя, делать так, чтобы ребенок чувствовал себя в чем-либо виноватым, в будущем человеку привыкшему испытывать чувство вины с детства нелегко в жизни.
Кроме этого, нельзя реагировать на одни и те же поступки ребенка по-разному, то осуждать, то просто не обращать никакого внимания. Ребенок в таком случае не сможет понять и определить для себя четких граней между хорошим и плохим поведением. Обязательно договоритесь со всеми членами своей семьи о мерах поощрения и наказания за тот или иной поступок ребенка, нельзя что бы одно и тоже действие вызывало умиление в одной ситуации и вызывало гнев и влекло за собой наказание в другой.
Удачи Вам в воспитании ваших детей!