Папки-передвижки

Консультация для родителей о внимании детей дошкольного возраста с примерами игр

Ирина Заговорич
Консультация для родителей о внимании детей дошкольного возраста с примерами игр
▼ Скачать + Заказать документы

"Будь внимательнее!""Не отвлекайся во время еды, а то ложку сейчас мимо рта пронесешь!""Дай мне машинку, я уберу ее в сумку, иначе ты так и не дойдешь сегодня до дома со мной, отстанешь. Всю дорогу ведь мечтаешь",И таких фраз, подобных высказываний и обращений к детям великое множество звучит ежедневно со стороны родителей, педагогов, и даже бабушек и дедушек!

Конечно, нам всем кажется, что это просто нравоучения и назидания со стороны окружающих взрослых людей, ведь практически из нас, взрослых, считает ребенка чаще всего очень рассеянным и пытается своими словами, отдельными фразами и высказываниями подобного характера привлечь и сконцентрировать внимание любого ребенка, а особенно своего. Но если задуматься над этими фразами, если самим внимательно «вслушаться» в них, то можно услышать в этих же самых высказываниях непосредственное указание на то, что ребенок на самом деле нисколько не рассеян, нисколько не невнимателен, он на самом деле очень даже внимателен и сосредоточен, организован и сконцентрирован. Но, и это главное, его сосредоточенность и внимание направлены не на то, на что указывает в данный момент взрослый человек (родитель, педагог, и не на то, что важно с точки зрения именно взрослого. Внимание ребенка, его сосредоточенность, направлены на то, что значимо для него самого в данный момент. То есть, ребенок заинтересован не своим обедом и супом, не своей машинкой и дорогой домой, а тем, что происходит сейчас где-то в другом месте, например, за окном кухни, или на другой стороне улицы, или рядом с ним, на тротуаре. Да даже просто в его сознании. Ведь интересная мысль, или мальчишка на другой стороне улицы, рекламный ролик в телевизоре кажутся для него более привлекательными, интересными и поэтому важными по сравнению с тем, что говорит сейчас мама, с чем обращается воспитатель, что предлагает бабушка и т. д.

Публикация «Консультация для родителей о внимании детей дошкольного возраста с примерами игр» размещена в разделах

В различных литературных источниках педагогического и психологического характера, познавательного и информационного плана даются сходные определения понятия внимания. Пример, Широкова Г. А. «Справочник дошкольного психолога»: Внимание-психический процесс, который обязательно присутствует при познании ребенком мира и проявляется в направленности и сосредоточенности психики на определенных объектах. Из значительного потока сведений и различной информации, непрерывно поступающей к взрослым и детям из окружающего мира, мы способны выбрать именно ту часть необходимых данных, которые важны и нужны здесь и сейчас. Это возможно только благодаря работе внимания. Но взрослые способны при этом обращать внимание на другие объекты, предметы, явления, т. к. имеем достаточный уровень развития внимания и большой жизненный опыт. Ребенок из-за недостаточной развитости выбирает только ту информацию из данного потока, которая интересная и важна ребенку именно здесь и только в данной ситуации, но на которую он не обратил бы внимания позже или раньше.

Природа процесса внимания заключается в том, что объект, на котором концентрируется сейчас ребенок, занимает главное место в его сознании, создает в коре головного мозга ребенка самый сильный очаг нервного возбуждения или напряжения. Т. е. создает доминанту. При этом действие всех остальных раздражителей, поступающих из внешнего мира, тормозится. Они не доходят полностью до сознания ребенка, он их просто не замечает и не может заметить. Это и есть физиологическая особенность, отличающая ребенка от нас, взрослых.

Учеными по форме проявления внимания принято выделять внешнее и внутреннее внимание. Внешнее внимание-это внимание, которое в первую очередь обращено на предметы и явления окружающего мира, на действия других людей, то есть на все то, что окружает и находится вокруг нас в жизни, во внешнем мире. Что же тогда такое – внутреннее внимание? Внутреннее внимание, если рассматривать его по аналогии с внешним, - это внимание, которое в первую очередь направлено на собственные мысли и переживания человека, на внутренние ощущения, чувства и эмоции. Пример, где-то проехал поезд, ребенок его услышал и стал искать глазами состав–это пример проявления внешнего внимания. Но если ребенок, вдруг забросив все свои дела, замирает, становится неподвижным и даже не сразу реагирует на слова взрослого, то он сосредоточился на чем-то внутреннем: эмоциях, ощущениях и т. д. –это пример проявления внутреннего внимания. Не стоит принимать подобное состояние ребенка за его рассеянность и за отсутствие умения концентрироваться.

Важно знать, что кроме внешнего и внутреннего видов внимания, ученые по степени произвольности выделяют непроизвольное, произвольное, послепроизвольное виды внимания. Что это такое? Какое внимание называют непроизвольным вниманием?

Непроизвольное внимание–внимание, при котором сосредоточенность ребенка и его направленность возникает в результате воздействия на ребенка какого-то сильного, яркого, необычного для него раздражителя. Такой неожиданный, даже внезапный и резкий раздражитель психо-физиологически заставляет ребенка отвлечься от всего и сконцентрироваться именно на нем без каких-либо дополнительных усилий с его стороны. Непроизвольное внимание как бы становится реакцией со стороны ребенка на вопрос: «Что?», «Где?», «Откуда?» в том случае, когда ребенок сталкивается с непривычным, необычным и новым для него в данной ситуации. Пример, во время занятия в детском саду из-за двери вдруг раздается мяукание котенка, а потом в приоткрывшуюся дверь «заглядывает» и сам котенок. Внимание детей от того, что говорил педагог, конечно же, будет отвлечено на игрушку, неожиданно появившуюся перед детьми.

Известно, что непроизвольное внимание–это стихийное явление, которое внезапно возникнув, может точно так же легко исчезнуть, потому что характерным для такого вида внимания в первую очередь является отсутствие любых усилий со стороны ребенка для его появления и дальнейшего его сохранения. Опытный родитель-воспитатель сможет справиться с возникшей ситуацией, которая вызвала появление непроизвольного внимания у ребенка, используя механизм этого непроизвольного внимания. Пример, взрослый может применить новый, необычный и непривычный для ребенка в данной ситуации элемент («в гости» к ребенку в момент непроизвольного переключения ребенка на новый объект, т. е. тогда, когда он отвлекся от происходящего действия или события на что-то постороннее, может «придти» какой-то сказочный герой, персонаж из мультфильма, а может быть вдруг залает собачка, прилетит комарик и т. д.) Включив механизм непроизвольного внимания, взрослый тем самым сконцентрирует ребенка на нужном ему моменте, используя этого нежданного персонажа, героя или любого «гостя».

Как доказывают исследования физиологов, психологов, педагогов, к пяти годам ребенок уже сам начинает пытаться управлять собственным вниманием, учится заставлять себя сосредотачиваться на чем-либо важном и нужном, на том, что просит от него взрослый, тем самым отодвигая на второй план занимательное, интересное и вообще всю информацию из мощного потока окружающей жизни. Это вид внимания, при котором ребенок самостоятельно ставит перед собой осознанную цель сконцентрироваться, сосредоточиться, собраться на чем-либо, является произвольным. При произвольном внимании психо-физиологически требуется от ребенка наличие затрат физической энергии на то, чтобы не просто сконцентрироваться на поставленной перед собой цели, но и удерживать необходимый объект в поле своего внимания для достижения итогового результата. Во время концентрации и проявления такого произвольного внимания у ребенка идут определенные затраты временного характера и энергетического. По этой причине необходимо не просто привлекать ребенка к процессу удержания внимания, но и активно его хвалить за то, что он пытается пользоваться произвольным вниманием.

Каким же образом развивается произвольное внимание ребенка? Все возможные способы и средства, необходимые ребенку для управления им собственным произвольным вниманием ребенок получает только в постоянном взаимодействии с окружающими взрослыми. Это и родители, и родственники, и, конечно же, воспитатели, которые постоянно привлекают ребенка к новым видам деятельности, например, к играм с правилами, конструированию по образцу или плану и т. п. Ознакамливая ребенка с этими видами деятельности, взрослые таким образом организуют его внимание при помощи определенных словесных инструкций. Т. о., взрослые направляют ребенка на необходимость выполнять заданные операции с учетом определенных обстоятельств. Пример, взрослый помогает ребенку строить замок (дом, город и т. п.) из деталей конструктора или кубиков, сопровождая действия ребенка инструкцией: «Для того, чтобы твой замок был прочным и стоял устойчиво, бери сначала большие детали, а потом уже выбирай те, что поменьше». Через некоторое время ребенок начинает сам озвучивать свои действия и называть используемые предметы, детали и явления, на которые ему важно обратить свое внимание, чтобы выполнить задание полностью. Так ребенок усваивает основное средство управления собственным вниманием–это умение в словесной форме озвучить то, на что он будет опираться в своей работе.

Важно отметить, что нередко возникают ситуации, когда те действия, которые требовали усиленной концентрации и напряжения, вдруг перестают нуждаться в целенаправленном сосредоточении внимания, то есть они настолько становятся интересными для ребенка, что чрезвычайно сильно его увлекают. Этот процесс есть переход произвольного внимания в послепроизвольное, где происходит смешение характерных признаки произвольного и непроизвольного внимания. Схожесть послепроизвольного внимания с произвольным состоит в активности, целенаправленности, а схожесть послепроизвольного внимания с непроизвольным состоит в отсутствием усилий для его сохранения. Например, выполняя задание по постройке замка из конструктора, ребенок сначала концентрируется на указаниях взрослого, но в процессе построения замка так увлекается процессом, что перестает слушать взрослого и не реагирует даже на окружающие звуки. Внимание ребенка здесь полностью захвачено процессом построения.

В качестве вывода можно сказать, что в дошкольном возрасте главным видом внимания все же остается непроизвольное, но к 5-6 годам уже можно видеть и развитие произвольного внимания, и наличие послепроизвольного.

Итак, внимание–это одно из своеобразных свойств психики человека, без полноценной и продуктивной деятельности которого невозможна работа ни памяти, ни мышления. Сегодня, в период большой информационной доступности и разнообразия существует очень много интересных игр, развивающих детских книг и тетрадей, статей в журналах и социальных сетях, где можно подобрать материал, который помогает развивать внимание детей. Для этого достаточно лишь написать в поисковике:«Игры для развития внимания детей 3-7 лет».

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Стихи. «Вот большой, громадный дом…» Вот большой, громадный дом, Много-много в нем окон, В нем большой, больш-у-щий зал! Дом называют все: «вокзал». На стене большая карта.

Вязаные вещицы для настроения.Вязаные вещицы для настроения. Вяжу с детства спицами и крючком, любовь к этому виду рукоделия привили мне мои бабушки. Люблю вязать одежду себе и близким, предметы для.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей о внимании детей дошкольного возраста с примерами игр
Опубликовано: 18 июня 2014 в 17:52
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей о внимании детей дошкольного возраста с примерами игр» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Заговорич (УИ 215287) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 24.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД