Консультация для родителей о взаимосвязи развития мелкой моторики с развитием речевой функции «Пальчики «помогают» язычку»

Ирина Абрамова
Консультация для родителей о взаимосвязи развития мелкой моторики с развитием речевой функции «Пальчики «помогают» язычку»

Консультируя родителей по вопросам речевого воспитания дошкольников, я интересуюсь, играет ли их ребёнок дома с пуговицами, косточками; есть ли у него мозаика, мелкий конструктор; дают ли родители возможность своему ребёнку самостоятельно почистить варёное яйцо или мандарин. Ведь игры и манипуляции с мелкими предметами способствуют развитию тонких движений пальцев рук ребёнка (мелкой моторики, что в свою очередь благоприятно сказывается на становлении его речи.

Наглядный пример тому, как пальчики "помогают" язычку, постоянно наблюдают логопеды: ребёнок, выполняющий двигательные артикуляционные упражнения для язычка (щёлкает им, достаёт кончиком нёбо и т. д., может непроизвольно растопырить пальцы, шевелить ими. Язычок тоже умеет "помогать" пальчикам: у ребёнка, сосредоточенно пишущего, рисующего, он так и норовит высунуться изо рта!

Такая взаимосвязь движений пальцев с речевой функцией сложилась исторически, в ходе развития человечества. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова пишет: «Первой формой общения первобытных людей были жесты; особенно велика здесь была роль руки – она дала развить тот язык, с помощью которого люди объяснялись. Позднее жесты стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь. Развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.

Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; всё последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев».

У детей с речевой патологией часто наблюдается значительное нарушение движений кисти руки и пальцев. Воспитатели детских садов знают, насколько эти дети бывают беспомощны обслужить себя: застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки; они неумело пользуются ножницами, закрашивают, лепят; у них не получается правильно держать в руке карандаш или ложку. Таким детям просто необходимо специально тренировать мелкие движения кисти! Это будет способствовать улучшению движений артикуляторных органов: (губ, языка, нижней челюсти и т. д., подготовит кисть руки к письму. Такая тренировка повышает работоспособность коры головного мозга, стимулирует развитие мышления ребёнка. Не случайно, упражнения для пальчиков в Японии начинают выполнять с 2-3 месячными младенцами.

Занятия изодеятельностью и ручным трудом, пальчиковый «Театр» и другие игры с пальчиками в детском саду наряду с другими задачами развивают мелкую моторику дошкольников.

А как вы, дорогие родители, заботитесь о развитии пальчиковых умений своего малыша?

Иногда педагоги слышат от детей, что у них дома нет пластилина, красок, цветных карандашей. Это недопустимо. А вот покупать фломастеры ребёнку с плохо развитыми пальчиками не рекомендуется: в отличие от карандаша, фломастер не требует большого напряжения мышц пальцев, следовательно, слабо их развивает.

С 4-х лет поощряйте работу ребёнка с ножницами. Более старшим дошкольникам можно доверить неострый нож – нарезать варёную морковку на салат. В 6-7 лет ребята могут начать осваивать шитьё и пришивание пуговиц.

Покажите ребёнку, какую фигурку можно выложить из счетных палочек или спичек - ракету, машину, кораблик, танк, солнышко, флажок, домик и др. Для развития более тонких движений пальцев очень полезным является раскладывание мелких предметов (пуговиц, палочек, зёрен и т. д.) по небольшим коробочкам или мешочкам. С удовольствием дети нанизывают колечки, пуговицы на нитку, передвигают косточки на счётах.

Очень увлекательна работа с природным материалом: выкладывание узора из дынных и арбузных семечек на листке картона с накатанным слоем пластилина или же изготовление «рябиновых» бус.

Хорошо укрепляет мышцы руки сжимание резиновой губки, грецкого ореха, шарика Су Джок. Благоприятное воздействие на развитие движений кисти оказывает массаж – поглаживание пальцев, слегка надавливая, в направлении от кончиков к запястью.

Не забывайте фольклорные игры типа: «Сорока-белобока», «Пальчик-мальчик», «Бута,» «Бсй». Повторяйте также пальчиковые игры, разученные ребёнком в садике.

Помните: дети, совершающие многочисленные оживлённые движения пальцами рук, развиваются в речевом отношении явно быстрее других.

Публикации по теме:

Консультация для родителей. Развитие мелкой моторики Что мы знаем о детских пальчиках? То, что они необычайно трогательные, крошечные и нежные, с перевязочками. Поначалу пальчики больше отдыхают,.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей» Развитие мелкой моторики рук у ребенка надо начинать с раннего возраста. С 6 месяцев нужно производить осторожные сгибание и разгибание.

Консультация для родителей «Значение развития мелкой моторики» ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ Развитие мелкой моторики рук детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные.

Консультация для воспитателей «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования» Муниципальная бюджетная дошкольная образовательная организация «Детский сад №7 комбинированного вида г. Котово» Котовского муниципального.

Логопедический досуг «Как ручки язычку помогают» Логопедический досуг на тему: «Как ручки язычку помогали». (старшая группа, начало года) Цель: -Создание благоприятной психологической обстановки.

Опыт работы «Развитие мелкой моторики как условие развития познавательно-речевой сферы дошкольников»Опыт работы «Развитие мелкой моторики как условие развития познавательно-речевой сферы дошкольников» Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник.

Консультация для родителей «Методы и способы развития мелкой моторики у детей» (средняя группа) Консультация для родителей на тему «Методы и способы развития мелкой моторики у детей средней группы.» Цель: Познакомить родителей с разнообразием.

Развитие мелкой моторики у детей (консультация для родителей) Известно, что у человека существует не только слуховая, но и зрительная и тактильно-двигательная память, которая помогает запоминать, потрогав,.

Взаимосвязь ручной моторики и мелкой моторики рук с развитием речи детей Речь — удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. (Георг Вильгельм Фридрих Гегель). В последние годы.

Уголок для развития мелкой моторики «Пальчики учат говорить»Уголок для развития мелкой моторики «Пальчики учат говорить» Движения рук играют большую роль в развитии детей. Давно доказано, что общее развитие детей и развитие речи зависит от степени развития.

Библиотека изображений:
  • Овощи
  • Потешки и стишки
  • Домашние животные
Автор публикации:
Консультация для родителей о взаимосвязи развития мелкой моторики с развитием речевой функции «Пальчики «помогают» язычку»
Опубликовано: 20 декабря 2016 в 19:19
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотозарисовка «Конкурс новогодних ёлок студентов разных факультетов»
Студенческая дивная, весёлая пора Не позабудется тобою никогда. Свободный гражданин, ещё не взрослый, Ещё не мучают житейские вопросы. Не очень...
Мастер-класс «Необычные Санки»
Мастер-класс "Необычные Санки" В нашем городе прошёл международный день снега . В этот день было много интересного, игры, соревнование, бег в...
Коллективная стенгазета «Дикие животные зимой»
Цель и задачи: 1. Развивать общие представления о том, что в лесу живут разные звери которые по – разному приспосабливаются к жизни в зимнее время года;...
Мастер-класс «Новогодний мобиль из бус и шаров»
Мастер-класс «Новогодний мобиль из бус и шаров» Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию мастер класс изготовления мобила из бус и новогодних шаров....
Мастер-класс «Развиваемся играя-учим цвета». Изготовление учебно-методических пособий...
Мастер-класс «Развиваемся играя - учим цвета» ( Изготовление учебно-методического пособия для педагогов и родителей) Цель: В этом мастер классе...