ЛАРИСА КУПРИНА
Консультация для родителей: «Организация игровой среды и игрового общения в семье.»
▼ Скачать + Заказать документы
Как организовать игровую среду и игровое общение в семье?
Проектируя и организуя детскую комнату для дошкольников, необходимо предусмотреть «игровой уголок», который желательно оборудовать при участии детей. Что необходимо в этом уголке:
• 2-3 полки для игр, книг, игрушек, материала для изобразительной деятельности;
• стол и стул, кукольная мебель;
• многофункциональные коробки, замещающие любой предмет мебели, коляску, машину;
• куклы – мама, папа, ребёнок, другие маленькие куколки;
• зверушки (сказочные персонажи – добрые и злые);
Публикация «Консультация для родителей: „Организация игровой среды и игрового общения в семье,“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
• набор «врача», «парикмахера» и т. п. ;
• для мальчиков – пистолеты, набор стройматериалов и инструментов, конструкторы, машинки, коробочки для коллекций, увеличительное стекло, «набор полицейского;
• для всех – набор игрушек для кукольного театра, маски, настольные игры, верёвки, мячи, шары;
• мячи различного размера, спортивный инвентарь.
Особое место отводится компьютерной технике,телевизору при соблюдении необходимых гигиенических условий и временных ограничений. Целесообразны участие взрослых и других членов семьи в компьютерных играх, обсуждение способов «прохождения» игр, совместный выбор вариантов решения компьютерных заданий, традиции договорных отношений по временным ограничениям в занятиях компьютерными играми. По завершению компьютерных игр эффективно обсуждение общего замысла игры, переживаний и чувств, испытанных во время игры партнёрами по игре, сравнение данной игры с другими, ранее использованными. Подобное общение взрослых и детей по поводу компьютерных игр, как показывает опыт, сближает их раскрывая каждого участника с новой стороны.
Участие ребёнка в организации игрового уголка психологически важно, так как приучает его к порядку, созданию уюта и эстетической атмосферы на собственной игровой территории. В детской комнате желательно создать для ребёнка возможность легко отделять игровую территорию, например, красивыми занавесками, которые могут служить границей между игровой и неигровой частями комнаты. А также игрушечной кухней, спальней и гостиной, позволяя детям разворачивать разнообразные сюжетно-ролевые игры, максимально проявляя себя и осваивая новые социальные ролевые позиции.
Особенно важно создать условия для игрового взаимодействия между несколькими детьми в семье, а также при необходимости – между детьми и взрослыми членами семьи, участвующими в сюжетно-ролевом общении на принципе равенства.
Какие игры могут возникать в процессе игрового взаимодействия с ребёнком?
• тихие, спокойные, организуемые ребёнком с игрушками, куклами, в процессе рисовании, лепки и т. д. ;
• сюжетно-ролевые (по мотивам сказок или жизненных коллизий) по отработке норм общения ;
• подвижные, шуточные, шумные;
• игры (упражнения, направленные на снятие мышечных напряжений.
Какую же позицию занимать родителям во время игровых занятий?
Секрет в том, что позиция должна гибко меняться в зависимости от игровой ситуации и задачи, которую взрослый выстраивает, учитывая настроение, желания и проблемы ребёнка. В педагогически направленной игре взрослый организатор, ведущий и интерпретатор игровых действий детей. В спонтанной (самостоятельной) игре детей взрослый – равноправный партнёр по игре, подчиняющийся её правилам, тем самым снимающий дистанцию между собой и ребёнком, завоёвывающий его доверие и раскрепощающий его. Помимо этого в игре он – «идеальный» родитель, обеспечивающий ребёнку полнокровное переживание и часто так недостающее ему чувство родительского тепла. Но в любом игровом взаимодействии с ребёнком взрослый может быть наблюдателем, исследователем, партнёром, соучастником, организатором, комментатором.
Чтобы правильно выстроить свои отношения с ребёнком во время игры, взрослому следует:
• выполнять миссию человека, понимающего ценность игры;
• искренне интересоваться ребёнком и строить с ним тёплые, заботливые отношения;
• принимать таким, каков он есть;
• обеспечить чувство безопасности и дозволенности в отношениях так, чтобы «ребёнок мог свободно выражать своё Я»;
• быть чувствительным к переживаниям ребёнка, деликатно помогать ему приходить к самосознанию;
• уважать способность ребёнка решать личные проблемы и разрешать ему это делать;
• предоставлять ему возможность самостоятельно выбирать линию поведения и направленность игры;
• не подгонять игровой процесс;
• в игре устанавливать только те ограничения, которые помогут ребёнку принять на себя ответственность в игровых отношениях.
Именно игра даёт возможность педагогам и родителям без лишней нагрузки преподать множество жизненных уроков, помочь справиться со страхами, неуверенностью, повысить самооценку.