Консультация для родителей «Организация наблюдений в весенний период»

Мишина Елена
Консультация для родителей «Организация наблюдений в весенний период»

Весна — самое короткое время года, когда природа активно пробуждается. Этот сезон предоставляет широкие возможности для непосредственного восприятия детьми живой природы, углубляя и пополняя их знания об окружающем мире.

Ребенку следует показать гармонию пробуждения природы. Капель с крыш, сосульки, потемнение и уплотнение с снега, набухание почек на деревьях и кустах, первые проталины – все может спровоцировать вопросы ребенка, если взрослый обратит его внимание на эти явления. Именно весной следует начинать развивать в ребенке навыки бережного гуманного отношения ко всему живому – все молодое хрупко, ранимо, не выносит грубого обращения.

На прогулках расскажите о том, что в это время года солнце начинает светить ярче и чаще, поэтому становится теплее. Природные события сменяют сейчас дуг друга ежедневно. Нужно только не пропустить эти маленькие, но не похожие один на другой праздники природы.

В начале весны продолжайте наблюдения за снегом. Сравниваните цвет снега (серый, грязный) с тем, каким он был зимой. Пока снег не растаял, а ночью еще держатся морозы, на прогулке организуйте игры детей со снегом: лепите снеговиков, снежные комья.

На прогулках отметьте изменения погоды: становится все теплее, тает снег, появляются ручьи. Можно организовать игры с водой. Дети пускают лодочки, кораблики в ручьях, делают запруды.

Обратите внимание детей на то, что в самом начале весны сосульки бывают сначала только на одной стороне строений, а некоторое время спустя - и на другой тоже. Даже когда сосульками крыша уже украшена со всех сторон, одни длиннее и толще, чем другие. А это значит, что стаивание снега даже на небольшом участке идет неравномерно.

А вот и проталины – лунки появились у стволов деревьев. Под кленом лунка глубокая, почти до земли. В нескольких шагах от клена береза растет. Тут луночка едва наметилась. В чем дело? Теплее что ли, под кленом? Конечно теплее. Но почему? Вроде солнце поровну освещает и гладкий ствол березы, и шершавую кору клена. Освещается-то поровну, а нагревается по-разному. И убедится в этом легко, стоит пять минут постоять на припеке. Предложите детям, положить одну ладошку на светлую курточку, а другую рядышком, на темные брюки. Теперь понятно: предметы нагреваются неодинаково. Темные – сильнее, светлые – меньше. Потому-то и белая кора березы холоднее темной коры клена. А если ствол клена нагрет сильнее, и снег вокруг его ствола сильнее стаивает.

Прогулки в лес ранней весной могут подарить незабываемые впечатления встречи с подснежниками. Самые первые весенние цветы в лесу очень разные: подснежники – это их собирательное название. Их жизнь коротка: расцветут раньше всех, пока в лесу все деревья и кусты голые, дадут семена и весной же засохнут. Все лето и осень их жизнь продолжается под землей, в корневищах накапливаются питательные вещества, образуются новые побеги, которые прорастут следующей весной. Гуляя с ребенком по лесу, учите его всматриваться, не топтать маленьких живых существ, не рвать первые цветы; учите наблюдать и наслаждаться проявлениями жизни в самой разной форме.

Шумное чириканье воробьев означает, что действительно наступила весна и возврата зимы уже не будет. Понаблюдайте за весенним поведением птиц, только взрослый должен вовремя обращать внимание ребенка на происходящие события. Птицы разбиваются на пары и выбирают место для гнезда. Вороны подправляют свои старые гнезда, носят в клювах прутья, палки, громким карканьем отгоняют от своей территории чужаков. Воробьи устраивают гнезда в каких-нибудь щелях, под крышами. Строение воробья трудно назвать гнездом, потому что это несколько слабо скрепленных веточек, травинок – воробей никудышный строитель. Тем не менее, можно увидеть, как воробьи подбирают на земле палочки, летят с ними к месту гнездования. Примерно так же ведут себя голуби, они такие же плохие строители – свои простенькие гнезда устраивают на выступах или в углублениях стен.

Когда самочки сядут на яйца для высиживания, самцы начинают их кормить, - можно увидеть, как они несут в клювах какой-нибудь корм. Во всех случаях, если взрослый заметил такое поведение пернатых, он предлагает ребенку проследить, куда птица летит, что несет в клюве, и подумать, что это означает. В дальнейшем, когда выведутся птенцы и оба родителя начнут выкармливать их насекомыми, такие полеты можно наблюдать чаще, ребенок сможет сам заметить интересное поведение птиц.

Замечательные наблюдения могут получиться вблизи скворечника, гнезда ласточки. Взрослый учит ребенка вести себя тихо, сосредоточиться: чтобы заметить что-то необычное, нужно иметь терпение. Ожидание будет вознаграждено: ребенок увидит, как скворцы втаскивают строительный материал или корм в домик, как скворчиха сортирует корм для птенцов, выбрасывая жестких жуков, как ласточка ловко влетает в гнездо-норку.

За городом привлекает внимание грачевник – колония грачей, которая разместилась на деревьях, близко друг к другу устраивая свои гнезда. В этом месте стоит шум и гвалт, отчетливо видно, что делают птицы: черные крупные грачи хорошо видны на фоне неба и почти голых деревьев.

Наблюдения за птицами продолжайте всю весну. Особенно они интересны, когда подросшие птенцы – слетки начинают покидать гнездо: крупные, толстенькие, но еще желторотые и неуклюжие птенцы начинают осваивать пространство вокруг гнезда. Для родителей – это самое беспокойное время: они продолжают кормить птенцов, учат их летать и отыскивать корм, одновременно стараются обеспечить безопасность. Проще всего наблюдать за воробьями: семья стайкой кочует по газонам, садится на кустарники, взлетает на нижние ветви деревьев. При этом, если ребенок ведет себя спокойно, можно увидеть, как птенцы попрошайничают – широко раскрывают клювы; как воробьиха то одному, то другому кладет найденные зернышки. Иногда можно заметить, как с воздуха такую стайку отслеживает ворона или по земле крадется кошка. Молодых птенцов подстерегает много опасностей, поэтому оба родителя проявляют бдительность, храбро защищают свое потомство.

Понаблюдайте за интересными особенности поведения птиц, которые служат приметами к изменению погоды. Если воробьи купаются в пыли, значит надо ждать дождя, если они купаются в воде – будет потепление. Если разные птицы много кричат, в том числе вороны громко каркают, значит, будут осадки. Интересно наблюдать за полетом ласточек и стрижей – это прекрасные летуны, приспособленные кормиться в воздухе. Быстрый, стремительный полет этих птиц привлекает взор наблюдателя, а им дает возможность хватать насекомых на лету. По ним можно также судить о предстоящих изменениях погоды: если они летают высоко, значит, дождя не будет, если низко – скоро будут осадки (насекомые в пасмурную погоду держаться ближе к земле).

Обратите внимание на порхающую бабочку, расскажите, что она всю зиму прожила в какой-нибудь щели в доме, а сейчас почувствовала потепление и выпорхнула.

Некоторые из бабочек первыми встречают весну и на фоне просыпающейся природы, пока не очень богатой красками, восхищают детей своей яркостью, изяществом и красотой. Дети так и кидаются ловить порхающих красавиц. От этого их и надо предостеречь. Убедите детей в том, что в руках человека, даже очень осторожно поймавшего это нежное насекомое, бабочке грозит если не гибель, то потеря красоты. У бабочки тонкие усики, хоботок, нежное брюшко, которое так легко повредить. От прикосновения легко стирается пыльца. Дети часто думают, что пыльца покрывает только крылья бабочки, но ею покрыто все тело насекомого, даже ножки. Пыльца разрисовывает крылья бабочки изумительным узором, которым можно любоваться без конца.

Если детей привлечь к наблюдению за порханием бабочки, то они заметят, как она села на цветок, раскинула крылья и затаилась – слилась с ярким растением. А вот она выбрала для отдыха пень или ствол дерева, окраска которых блеклая, неяркая: бабочка сложила крылья «домиком», то есть подняла их так, что видна матовая сторона крыльев. Опять ее не видно!

Помимо бабочек познакомьте с муравьями. Наблюдения за ними не менее интересны. Дети без труда усваивают, что муравьи живут в разных местах: в стволе дерева, под землей, в муравейниках.

Самые интересные открытия, конечно же, ждут детей около муравейника. Муравьи живут большой семьей. Они постоянно строят и ремонтируют свой дом. Обратите внимание на строительный материал, из которого сооружен муравейник: палочки, веточки, хвоинки, мелкие камешки. Обычно детей заинтересовывают «входные двери» муравейника: как они устроены, когда и почему их закрывают. Муравьи не любят сырости, поэтому при приближении ненастья закрывают «двери». Эту примету детям будет интересно узнать, а потом проверить ее вероятность на практике. Детей завораживает активность и подвижность муравьев: все заняты, все куда-то спешат. Оказывается, в муравейнике, как в хорошей семье, все обязанности распределены: одни выносят, как солнышко куколки (дети ошибочно иногда называют их «яичками»): другие заняты строительными работами; третьи бегут за добычей.

Можно предложить ребенку найти дорожки, по которым муравьи спешат по делам и возвращаются обратно домой. Если ребенок будет следить за одной такой дорожкой, то узнает много нового. Так, в пути муравьи отправляются налегке, обратно тащат различный груз, часто больше их самих по объему и массе. Чтобы донести крупную находку, на пример большие семена, муху или гусеницу, муравьи объединяются и тащат ее вдвоем – втроем. На основе этих наблюдений детей подводят к пониманию того, что, во-первых, муравьи-санитары леса, во-вторых, всеядные насекомые.

Весной можно показать малышу божью коровку, которую можно увидеть в лесу, парке, поле. Рассмотрите внешний вид божьей коровки: голова у нее черная, крылья красные, с пятнышками.

Дети должны знать повадки божьей коровки: поймали ее на ладошку, а она лежит, не шевелится. Хитрит, прикинулась мертвой: сложила свои ножки, спрятала усики. Дети узнают, что божья коровка-хищница. Она поедает множества тли-крошечных насекомых, которые живут на листьях и сосут сок из растений. Вид у жука добрый, поэтому ее называют божьей. Дети могут усвоить, почему этого жучка прозвали «коровкой»: при опасности на сгибах ножек у нее появляется капелька пахучей жидкости – «молочко».

Понаблюдайте с детьми за весенним дождем: деревья, крыши, дома – все стало мокрым; люди надели плащи и взяли зонтики. Рассмотреть появившиеся на деревьях и кустарниках маленькие нежные листочки.

В смешанном лесу весной можно встретить белку, скачущую по ветвям деревьев, - где-то вблизи ее дупло с бельчатами, они тоже скоро начнут вылезать из гнезда. За белкой интересно наблюдать: она ловко лазает вверх т вниз по стволам и крупным веткам, перепрыгивает с дерева на дерево, держит передними лапами орех, шишку, желудь и часто-часто грызет их.

Также в смешанном лесу возле густых кустарников можно остановиться и прислушаться к шорохам – в таких местах часто устраивает свое гнездо еж. Проснувшись от зимней спячки, ежиха тщательно обустраивает старое гнездо: расширяет, выкладывает его мягкими листьями – скоро у нее появятся голые, слепые, беспомощные ежата. Еж-отец живет где-то рядом, но не в одном гнезде с ежихой. Если вам доведется встретить этого симпатичного лесного жителя, понаблюдайте вместе с ребенком за его интересным поведением: как оттопыривает иголки, как шипит и подпрыгивает, чтобы запугать, как сворачивается в клубок, как бежит по дорожке и подергивает носом, обнюхивая все вокруг. Забирать ежа из леса не стоит – это может оказаться ежиха-мать, которая как раз в это время выкармливает свое беспомощное потомство.

Весной постарайтесь побывать с ребенком возле пруда, канавы, болотца или другого водоема, где скапливаются лягушки, чтобы отложить в воду икру. В это время (особенно вечером) можно услышать громкие «лягушачьи концерты» - их устраивают зеленые водяные лягушки. Встреча с этим животным интересна ребенку – взрослый должен побороть в себе возможную (и несправедливую) неприязнь к ней.

Поясните ребенку, что лягушка безобидна и даже полезна, она поедает большое количество комаров и мошек. Вместе понаблюдайте за тем, как она прыгает, плавает, какая у нее маскировочная окраска.

Расскажите ребенку, что лягушка замечательно приспособлена для передвижения по земле (у нее длинные задние лапки, она может делать огромные прыжки) и в воде (между пальцами задних лапок у нее находятся перепонки, поэтому она быстро плавает).

Таким образом, содержание усваиваемых детьми знаний о весенней природе определяются в первую очередь теме явлениями, которые они наблюдают. Данный период года предоставляет широкие возможности для непосредственного восприятия природы. Это делает знания детей более глубокими и полными.

Публикации по теме:

Картотека наблюдений на прогулке «Вырос одуванчик первый молодой» в весенний период для детей средней группы Наблюдение за одуванчиком «Вырос одуванчик первый молодой» Цель: вызвать эмоциональный отклик на красоту цветка. Воспитатель загадывает.

Консультация для педагогов «Организация прогулок в летний период» Летнюю работу с детьми в детском саду принято называть оздоровительной. Этим определяется основная ее цель и направление. Важно всемерно.

Консультация для родителей «Организация подвижных игр с детьми на воздухе в зимний период» Прогулка является надежным средством укрепления здоровья и профилактики утомления. Пребывание на свежем воздухе положительно влияет на обмен.

Консультация для воспитателей «Организация и планирование прогулок в зимний период» Консультация для воспитателей на тему: «Организация и планирование прогулок в зимний период» Процесс воспитания детей непрерывен. Большие.

Консультация для воспитателей «Организация проведения прогулок с детьми в летний оздоровительный период»Консультация для воспитателей «Организация проведения прогулок с детьми в летний оздоровительный период» Лето – самая долгожданная и любимая пора детей и взрослых, ведь в теплую погоду можно практически целый день проводить на улице. Одним.

Консультация для воспитателей «Организация и планирование прогулок в зимний период» Процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциальные возможности для всестороннего гармонического развития личности ребенка заложены.

Консультация для воспитателей «Организация подвижных игр с детьми на воздухе в летний период» Лето – пожалуй, самое благоприятное время для укрепления здоровья и развития детей. Работа с детьми летом на воздухе не только полезна для.

Консультация для воспитателей «Организация прогулок в зимний период» МАДОУ «Детский сад №112» Консультация для воспитателей «Организация прогулок в зимний период» Подготовила воспитатель: Писарева.

Консультация «Организация прогулки в зимний период»Консультация «Организация прогулки в зимний период» Прогулка — это источник новых интересных впечатлений и ярких эмоций. Если родители продумают игры на прогулке заранее, то после прогулки.

Консультация «Организация наблюдений и опытов с детьми младшего дошкольного возраста на учебно-опытном участке» Консультация по теме «Организация наблюдений и опытов с детьми младшего дошкольного возраста на учебно-опытном участке» Создание на учебно-опытном.

Библиотека изображений:
  • Лето
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Консультация для родителей «Организация наблюдений в весенний период»
Опубликовано: 2 февраля 2019 в 19:47
+191Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 67.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 апреля. День мецената и благотворителя

Людям, творящим благие дела, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы рассказать детям о благотворительности и привлечь их к участию в благотворительных...

13 апреля. День зелёного лука на МААМ

Весной зелёный лук особенно быстро и дружно идёт в рост – посади его хоть в грунт, хоть в стакан с водой. Предлагаем уделить внимание этому интересному и полезному занятию с детьми.

Мастер-класс по аппликации «Воздушный слоник»
Сегодня спешу поделится с вами очень интересным и полезным мастер-классом по изготовлению игрушки "воздушный слоник" . Все мы знаем, что работа, по...
Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Ньютоновская жидкость»...
Программные задачи: -Продолжать знакомить детей со свойствами воды. -Развивать воображение умение проводить несложные эксперименты. -Продолжать развивать...
Конспект познавательного развлечения для детей старшей группы ДОУ «Путешествие в космос»
Тема: "Путешествие в космос" Программное содержание: Образовательная область: Познавательное развитие. Цель: формирование представлений и познаний...