Мячина Галина Вячеславовна
Консультация для родителей «Ошибки родителей, влияющие на речевое развитие ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Порой кажется, что у ребенка «из ничего» возникают сложности в овладении устной речью. Затем, эти проблемы перерастают в более существенные, когда ребенок переходит из дошкольного учреждения в школу. Многие речевые нарушения
обусловлены серьезными патологическими факторами, как врожденными, так и приобретенными, но особое внимание акцентируется на тех неблагоприятных составляющих, которые родители способны, и обязаны преодолеть самостоятельно, чтобы помочь своему ребенку.
Публикация «Консультация для родителей „Ошибки родителей, влияющие на речевое развитие ребенка“» размещена в разделах
Прежде всего, особого внимания заслуживает речевая среда. Полноценное речевое развитие ребенка невозможно без полноценной речевой среды. Многие родители полагают, что ребенок не нуждается в их помощи, что слишком большое внимание к общению с ребенком ни к чему. Таким образом, игнорируя особенности деткой речи, многие родители собственными руками лишают ребенка очень важной составляющей его развития.
Одним из наиболее пагубных факторов является так называемое «сюсюканье». Родители довольно часто, в выражении нежных чувств подражают малышу, нарочно искажая свою речь. Степень этих искажений крайне разнообразны и поэтому могут нанести вред многим компонентам речевой системы ребенка. Отдельно в этой ситуации следует выделить то, что своим поведением родители сами лишают своего ребенка мотивации к овладению полноценной речью. Ребенок быстро усваивает тот факт, что родителям нравится такое общение и не торопится что-то исправлять в своей речи.
Часто родители наносят серьезный вред речи ребенка, игнорируя «тревожные звоночки», которые указывают на проблемы в развитии речи. У родителей часто присутствует мнение, что ребенок просто перерастет патологию, что после определенного возраста будет говорить правильно и без нарушений. Таким образом, подобный метод воспитания тормозит речевое развитие ребенка. К тому же родители упускают те периоды, когда патологию можно исправить гораздо быстрее и проще, когда ребенку требуется только помощь в овладении материалом, а не серьезная коррекционная работа.
Также следует отметить нежелание родителей работать над собственными ошибками. Очень распространены случаи, когда ребенок, подражая матери, искажает определенные звуки речи. Родители, находясь в полной уверенности, думают, что этот дефект обусловлен генетически, передается из поколения в поколение и не торопятся его исправлять.
Вредоносным фактором является и неразборчивая, быстрая речь взрослого. В этой ситуации опять срабатывает подражание, и дети неосознанно перенимают неряшливость в общении. У ребенка возникают трудности в усвоении слого-звуковой структуры слов. Если ребенок не может разобрать услышанное, то и воспроизвести полноценно он это никогда не сможет. При быстрой и невыразительной речи теряются окончания слов, страдает и грамматический строй речи, а именно согласование слов в предложении.
Также, главным нашего времени, является бедный речевой запас детей. Этот фактор охватывает все возрастные группы детей, оказывает крайне негативные последствия даже на детей, речевое развитие которых не вызывало опасения. Дети не приучены разговаривать, им сложно выразить свои мысли, описать ситуацию. Родители сильно устают на работе, вследствие чего у них не остается ни сил, ни времени на общение со своим ребенком.
Несомненно стоит выделить темпы развития современного технического прогресса. Часто родителям проще всего включить ребенку телевизор, компьютер, а не почитать ему или спросить, как прошел его день. Очень странно, что родителей не пугает тот факт, что дети, не освоив речевую систему, знают, где включается компьютер.
Можно выделить несколько основных правил, которые помогут ребенку в преодолении речевых дефектов и полноценном развитии и становлении его речи:
1. Правильная, грамотная и выразительная речь взрослых.
2. Называние предметов при общении с детьми раннего возраста, проговаривание действий (накапливание пассивного словаря).
3. Создание ситуаций, когда ребенок в раннем возрасте должен выразить свое желание словесно.
4. Четкое проговаривание неправильно сказанных ребенком слов.
5. Создание благоприятной речевой среды, организация игр, упражнений,развивающих речевую активность детей.
6. Создание благоприятного климата в семье, располагающего к общению всех членов семьи.
7. Организация свободного времени ребенка с помощью общения со сверстниками, различных кружков, секций.
8. Своевременное обращение за консультацией к специалисту, при нарушениях в развитии речи ребенка.
Стоит отметить, что соблюдение этих правил способствует существенно облегчить жизнь и ребенку, и родителям.