МААМ-картинки

Консультация для родителей «Особенности адаптационного периода»

Ольга Викторовна Корнеева
Консультация для родителей «Особенности адаптационного периода»

Почему одни дети ведут себя спокойно, а другие неутешно плачут, как только закроется дверь за мамой или папой? Почему некоторые дети при поступлении в детский сад отказываются играть, не вступают в контакт с воспитателем, долго не могут освоиться в группе, а другие с первых дней чувствуют себя как «рыба в воде»? Отрыв от дома и близких, встреча с новыми взрослыми, незнакомыми могут стать серьезной психической травмой. Малыш это может воспринять как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот период был плавным, мягким, бестравматичным. Много здесь зависит от педагогов, берущих на себя ответственность за помощь родителям в психическом и физическом развитии ребенка, за его душевный комфорт, радостное восприятие нового образа жизни. Необходимо понять, выяснить причины этих различий, понять интересы, стремления каждого поступающего в детский сад.

Публикация «Консультация для родителей „Особенности адаптационного периода“» размещена в разделах

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособления к ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т. е. совокупленность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации : внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования). С приходом ребенка в детский сад у него начинается новый этап жизни.

В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах, было выделено три фазы адаптационного процесса :

I. Острая фаза или период дезадаптации. Она сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится примерно один месяц).

II. Подострая фаза или собственно адаптация. Характеризуется адекватным поведением ребенка, т. е. все сдвиги уменьшаются, и регистрируется лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится три-пять месяцев).

III. Фаза компенсации или период адаптированности. Характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития, дети начинают ориентироваться и вести себя спокойнее.

Кроме того, различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода :

• легкая адаптация : к 20-му дню пребывания в детском учреждении нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов с взрослыми и сверстниками, сам идет на контакт. Заболеваемость не более одного раза сроком не более 10-ти дней, без осложнений. Вес без изменений;

адаптация средней тяжести : поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в детском учреждении. Нервно-психическое развитие несколько замедляется (замедление речевой активности). Заболеваемость до двух раз сроком не более 10-ти дней, без осложнений. Вес изменился или несколько снизился;

• тяжелая адаптация : характеризуется, во-первых, значительной длительностью (от двух до шести месяцев и больше) и тяжестью всех проявлений.

Исследования показали, что последний вид адаптации может протекать в двух вариантах, каждый из которых имеет свои признаки:

1-й вариант

Поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в детском учреждении.

Нервно-психическое развитие отстает от исходного на 1-2 квартала.

Респираторные заболевания - более трех раз сроком более 10-ти дней.

Ребенок не растет и не прибавляет в весе. В течение 1-2 кварталов.

2-й вариант

Дети старше трех лет, частоболеющие, из семей с гиперопекой со стороны взрослых, заласканные, занимающие центральное место в семье.

Поведенческие реакции нормализуются к 3-4 месяцу пребывания в детском учреждении. Нервно-психическое развитие отстает от исходного на 2-3 квартала.

Замедляются рост, прибавка в весе.

Учитывая исследования ученых, мы в своей практике используем критерии, разработанные Институтом педиатрии:

• нарушение сна;

• нарушение питания;

• проявление отрицательных эмоций в общении;

• боязнь пространства;

• частые заболевания;

• снижение веса.

Мы стремимся к тому, чтобы ребенок справился с трудностями привыкания к новой среде на уровне легкой адаптации.

Адаптация – это не только процесс привыкания к дошкольному учреждению на первых порах, но и выработка умений и навыков в повседневной жизни.

Длительность периода адаптации зависит от многих причин:

• от особенностей высшей нервной деятельности и возраста ребенка;

• от наличия или отсутствия предшествующей тренировки его нервной системы;

• от состояния здоровья;

• от резкого контакта между обстановкой, в которой ребенок привык находиться дома и той, в которой находится в дошкольном учреждении;

• от разницы в методах воспитания.

Адаптационный период может сопровождаться различными негативными поведенческими реакциями:

Упрямство (причины) :

• перевозбуждение нервной системы ребенка сильными впечатлениями, переутомлением, переживанием;

• стремление к самостоятельности и независимости, неумелые попытки проявить свою волю;

• привычная форма поведения избалованного ребенка;

• своеобразная форма протеста против грубого и необоснованного подавления взрослыми его самостоятельности и инициативы.

Грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослым (причины) :

• отсутствие уважения взрослых к ребенку;

• реакция на несправедливое. Грубое обвинение ребенка во лжи, лени, в неблаговидном поступке;

• недостаточное развитие воли, неумение владеть собой;

• утомление от однообразной деятельности

Лживость (причины) :

• болезнь, страх наказания;

• желание привлечь к себе внимание, хвастливость.

Лень (причины) :

• неразумная воспитательная тактика родителей, стремление уберечь ребенка от лишнего трудового усилия;

• воспитатель не поощряет усилий и стараний ребенка, а только критикует его недостатки.

Безусловно, в проведении любого процесса главная роль принадлежит воспитателю. Создавая у ребенка положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении с взрослыми и детьми, он обеспечивает решение воспитательно-образовательных задач уже в период привыкания ребенка к новым условиям и тем самым ускоряет и облегчает протекание адаптационного процесса.

Публикации по теме:

Младшие дошкольники: результаты адаптационного периода и организация жизни и воспитания в ДОУ «Младшие дошкольники: результаты адаптационного периода и организация жизни и воспитания в ДОУ» 1 слайд – Заглавие. 2 слайд – В 2015-2016.

Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада. Фазы адаптационного периода Фазы адаптационного периода. В зависимости от длительности адаптационного периода различают три степени приспособления ребёнка к детскому.

Подвижная игра для адаптационного периода «Солнечные зайчики» Цели: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада. Задачи: *создание положительного эмоционального климата в группе; *снятие эмоционального.

Анкета для родителей, рекомендуемая перед началом адаптационного периода детей Уважаемые родители, мы будем благодарны, если вы ответите на эти вопросы Ваши ответы помогут нам лучше узнать ваших малышей и облегчить.

Картотека игр педагога-психолога для адаптационного периода детей младшего дошкольного возраста Цель: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада. Задачи: • создание положительного эмоционального климата в группе; • снятие.

Организация адаптационного периода в ДОУ Организация процесса адаптации детей раннего возраста в детском саду Поступление ребенка в детский сад является особым периодом жизни для.

Отчет об итогах адаптационного периода воспитанников первой младшей группы С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение.

Протокол родительского собрания «Особенности адаптационного периода детей первой младшей группы» Протокол №1 группового родительского собрания в первой младшей группы От 19 09.2018г. Председатель: Берникова М. А Секретарь: Сушкова. Присутствовало:.

Родительское собрание «Особенности адаптационного периода детей. Задачи воспитания и образования детей раннего возраста» Родительское собрание для родителей детей 2-3 лет «Адаптация». Цель: познакомить родителей друг с другом, с тем как протекает процесс адаптации.

Родительское собрание в группе раннего возраста «Завершение адаптационного периода» Сценарий родительского собрания в группе раннего возраста. Тема: «Итоги адаптации». Цели: 1. Способствовать знакомству родителей друг с.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Особенности адаптационного периода»
Опубликовано: 23 декабря 2018 в 22:09
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД