Получи документы

Консультация для родителей «Особенности развития детей раннего возраста»

Екатерина Яковлева
Консультация для родителей «Особенности развития детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Все детство от рождения до 18 лет делится на ряд возрастных периодов, первые три года которого выделяются в особый период, называемый периодом раннего детства.

Р. С. Немов данный период жизни ребенка выделяет как наиболее важный для его дальнейшего психологического развития в связи с ключевыми приобретениями прямохождением, речевым общением и предметной деятельностью: «…Примерно к трем годам память, восприятие, воображение и внимание ребенка начинают приобретать человеческие свойства. Но главное состоит в том, что в данном возрасте ребенок овладевает тем умением, которое существенным образом влияет на его последующее поведенческое, интеллектуальное и личностное развитие. Речь идет о способности понимать и активно пользоваться языком в общении с людьми. Благодаря постоянному речевому взаимодействию со взрослыми ребенок из биологического существа к середине раннего детства превращается по своим поведенческим и психологическим качествам в человека, а к концу этого периода — в личность. Развитие познавательных процессов и речи помогает ребенку ускоренно приобретать знания, усваивать нормы и формы человеческого поведения….» [2].

Публикация «Консультация для родителей „Особенности развития детей раннего возраста“» размещена в разделах

Н. М. Аксарина выделяет следующие физиологические и психологические особенности развития детей раннего возраста [1] :

1. Интенсивный темп развития для физического и нервно-психического развития детей, особенно первых двух лет жизни.

формируются все виды внутреннего торможения, динамические стереотипы;

развивается вторая сигнальная система (к концу 1 г.);

овладение всеми основными движениями (ходьба, бег, лазание, бросание в цель, плясовые движения) и тонкими движениями пальцев к 3 годам;

приобретение много знаний и представлений об окружающих предметах, ориентировки в форме, цвете, величине предметов;

увеличение активного словаря: в 1 год – 10—12 слов, в 2 года – 200—300, а в 3 года – до 1500 слов;

развитие мышления (сравнение, нахождение сходства, обобщение, элементарные умозаключения);

быстрое развитие психических процессов внимания и памяти, а на 3-м году — и воображения;

в зависимости от условий воспитания быстрое формирование различных навыков к 3 годам (как положительные, так и отрицательные);

развитие многих видов деятельности (детские игры, наблюдение, конструктивная и изобразительная деятельность и др.);

закладывание эмоциональной основы личности: 1) различная реакция на происходящее и различное отношение к окружающему, 2) проявление многих свойственных человеку эмоций, 3) установление различных взаимоотношений со взрослыми и закладывание основных черт характер, элементарных нравственных качеств личности.

2. Сильная взаимосвязь физического и психического развития ребенка.

Незначительные нарушения в состоянии здоровья вызывают изменения в их общем самочувствии — раздражительность, вялость, быстрое утомление.

3. Высокая пластичность всего организма, и в первую очередь пластичность высшей нервной и психической деятельности, легкая обучаемость, а также богатый потенциал (возможности) развития у здорового ребенка.

4. Ведущее значение эмоционального состояния в развитии и поведении. Оно сохраняется на всем протяжении раннего детства, и является лабильным.

5. Врожденная сенсомоторная потребность (потребность получать различные (зрительные, слуховые, тактильные и др.) раздражения).

6. Высокая потребность в общении со взрослым, наравне с органическими потребностями.

7. Необходимость в значительно более частом непосредственном обучающем руководстве взрослого.

8. Неустойчивость и незавершенность формирующихся умений, навыков.

9. Физическая и психическая ранимость детей этого возраста (более частый отдых, частая смена разных видов деятельности, большая утомляемость)

10. Процесс развития скачкообразен и неравномерен (период бодрствования, количество слов, переход от игры воспроизведения окружающих действий к ролевой игре и др.)

11. Более длительный латентный период реакции детей раннего возраста (время от начала действия раздражителя до ответной реакции ребенка)

К особенностям высшей нервной системы детей в раннем детстве можно отнести следующие:

o Условные рефлексы формируются сравнительно быстро, но медленно закрепляются и недостаточно устойчивы.

o Быстрое повышение работоспособности нервной системы, но сравнительно малая выносливость.

o Неуравновешенность двух основных нервных процессов: преобладание процессов возбуждения над процессами торможения.

o В поведении детей много широко разлитых, иррадиированных реакций (много лишних движений)

o На поведение ребенка раннего возраста большое влияние оказывают состояние и деятельность не только кора головного мозга, но и подкорковых отделов мозга, и чем меньше ребенок, тем сильнее это влияние.

o Сравнительно слаба подвижность нервных процессов – ребенок не может быстро ответить или затормозить какое-либо действие, но у них легко возникает внешнее торможение.

o Преимущественное значение имеют первосигнальные раздражения, т. е. наглядные образы.

Общая характеристика развития ребенка от 1 года до трех лет показывает, что этот возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие. Есть 3 фундаментальных жизненных приобретения ребенка в раннем детстве : 1) прямохождение (обеспечивает ребенку широкую ориентацию в пространстве, постоянный приток необходимой для его развития новой информации); 2) речевое общение (позволяет ребенку усваивать знания, формировать необходимые умения и навыки и через учителя, человека, владеющего ими, быстрее приобщаться к человеческой культуре); 3) предметная деятельность (непосредственно развивает способности ребенка, в особенности его ручные движения). Каждый из этих факторов незаменим, а все они, вместе взятые, достаточны для разностороннего и полноценного психического и поведенческого развития маленького растущего человека. Таким образом, первые 3 года жизни являются периодом быстрого становления и развития всех особенностей, свойственных человеку.

Несомненно, что главной задачей воспитания является как можно полное использование богатых природных возможностей ребенка, и при этом без ущерба для здоровья и их нервной системы, и правильный отбор наиболее существенного, значимого для данного возраста детей. Считаю, что в связи с этим большое значение в воспитании здоровых и хорошо развитых детей имеет правильная организация их жизни в период привыкания (адаптации) к детскому учреждению, который труден для формирующейся нервной системы ребенка.

Следует принимать во внимание главные особенности детей раннего возраста : во-первых, они отличаются большей неустойчивостью эмоционального состояния, поэтому обеспечение положительного эмоционального состояния детей, их уравновешенного поведения, охрана нервной системы, предупреждение утомления — это важные задачи педагогики раннего детства. Во-вторых, быстро формирующиеся у малыша и проявляющиеся в привычках условные рефлексы могут быть как целесообразными для здоровья и развития (засыпать и просыпаться в определенное время и т. п., так и нецелесообразными (засыпать при покачивании, сосать пустышки, бодрствовать на руках взрослого и т. п.).

Использованная литература:

1. Аксарина, Н. М. Воспитание детей раннего возраста [Электронный ресурс] / Н. М. Аксарина. — М. : Медицина, 1977. Режим доступа : https://www.detskiysad.ru/vopros/ranniy.html

2. Немов, Р. С. Психология [Электронный ресурс] : учеб. : в 3 кн. Кн. 2 : Психология образования. / Р. С. Немов. – Режим доступа : https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/nemov2/02.php

Публикации по теме:

Комплексное взаимодействие с детьми раннего возраста, имеющими особенности развития В настоящее время в условиях неблагоприятной экологической обстановки и неустойчивых социальных условий проблема здоровья детей является.

Консультация для педагогов «Психологические особенности развития детей дошкольного возраста» Консультация для педагогов Тема: «Психологические особенности развития детей дошкольного возраста» Цель: систематизировать знания педагогов.

Консультация для родителей на тему: «Особенности формирования и проявления эмоций у детей дошкольного возраста». Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют.

Консультация для родителей «Особенности развития детей раннего возраста» «Особенности развития детей раннего возраста». Ранний возраст (второй-третий год жизни, по признанию специалистов всего мира, – уникальный.

Консультация для родителей. «Особенности нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста» Младший дошкольный возраст очень важный период в социально нравственном развитии детей. В этом возрасте у детей активно формируются представления.

Консультация для родителей «Особенности развития речи ребёнка в семье» Речь не является врождённой способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребёнка. Для нормального становления речи.

Консультация для родителей «Особенности речевого развития детей раннего возраста. Рекомендации родителям» Речь играет огромную роль в жизни любого человека, как взрослого, так и ребенка. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему строить.

Консультация для родителей «Особенности развития речи детей 3–4 года жизни и причины задержки речевого развития» Речь – одна из наиболее мощных факторов и стимуляторов развития ребенка в целом. Речь - основное средство общения людей, орудие мышления.

Особенности психофизического развития детей с ОВЗ и детей с нормой раннего возраста Психофизические особенности у детей в норме. возраст от рождения до 1 года Уже к моменту рождения у ребенка сформированы врожденные безусловные.

Консультация для родителей «Особенности адаптации детей раннего возраста. Организация жизни детей в период адаптации» Особенности адаптации детей раннего возраста. Организация жизни детей в период адаптации. Адаптация означает «приспособление». Это универсальное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Особенности развития детей раннего возраста»
Опубликовано: 31 июля 2016 в 14:17
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Особенности развития детей раннего возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Яковлева (УИ 123116) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД