Лучший педагог года

Консультация для родителей «Особенности развития детей раннего возраста»

Екатерина Яковлева
Консультация для родителей «Особенности развития детей раннего возраста»

Все детство от рождения до 18 лет делится на ряд возрастных периодов, первые три года которого выделяются в особый период, называемый периодом раннего детства.

Р. С. Немов данный период жизни ребенка выделяет как наиболее важный для его дальнейшего психологического развития в связи с ключевыми приобретениями прямохождением, речевым общением и предметной деятельностью: «…Примерно к трем годам память, восприятие, воображение и внимание ребенка начинают приобретать человеческие свойства. Но главное состоит в том, что в данном возрасте ребенок овладевает тем умением, которое существенным образом влияет на его последующее поведенческое, интеллектуальное и личностное развитие. Речь идет о способности понимать и активно пользоваться языком в общении с людьми. Благодаря постоянному речевому взаимодействию со взрослыми ребенок из биологического существа к середине раннего детства превращается по своим поведенческим и психологическим качествам в человека, а к концу этого периода — в личность. Развитие познавательных процессов и речи помогает ребенку ускоренно приобретать знания, усваивать нормы и формы человеческого поведения….» [2].

Публикация «Консультация для родителей „Особенности развития детей раннего возраста“» размещена в разделах

Н. М. Аксарина выделяет следующие физиологические и психологические особенности развития детей раннего возраста [1] :

1. Интенсивный темп развития для физического и нервно-психического развития детей, особенно первых двух лет жизни.

формируются все виды внутреннего торможения, динамические стереотипы;

развивается вторая сигнальная система (к концу 1 г.);

овладение всеми основными движениями (ходьба, бег, лазание, бросание в цель, плясовые движения) и тонкими движениями пальцев к 3 годам;

приобретение много знаний и представлений об окружающих предметах, ориентировки в форме, цвете, величине предметов;

увеличение активного словаря: в 1 год – 10—12 слов, в 2 года – 200—300, а в 3 года – до 1500 слов;

развитие мышления (сравнение, нахождение сходства, обобщение, элементарные умозаключения);

быстрое развитие психических процессов внимания и памяти, а на 3-м году — и воображения;

в зависимости от условий воспитания быстрое формирование различных навыков к 3 годам (как положительные, так и отрицательные);

развитие многих видов деятельности (детские игры, наблюдение, конструктивная и изобразительная деятельность и др.);

закладывание эмоциональной основы личности: 1) различная реакция на происходящее и различное отношение к окружающему, 2) проявление многих свойственных человеку эмоций, 3) установление различных взаимоотношений со взрослыми и закладывание основных черт характер, элементарных нравственных качеств личности.

2. Сильная взаимосвязь физического и психического развития ребенка.

Незначительные нарушения в состоянии здоровья вызывают изменения в их общем самочувствии — раздражительность, вялость, быстрое утомление.

3. Высокая пластичность всего организма, и в первую очередь пластичность высшей нервной и психической деятельности, легкая обучаемость, а также богатый потенциал (возможности) развития у здорового ребенка.

4. Ведущее значение эмоционального состояния в развитии и поведении. Оно сохраняется на всем протяжении раннего детства, и является лабильным.

5. Врожденная сенсомоторная потребность (потребность получать различные (зрительные, слуховые, тактильные и др.) раздражения).

6. Высокая потребность в общении со взрослым, наравне с органическими потребностями.

7. Необходимость в значительно более частом непосредственном обучающем руководстве взрослого.

8. Неустойчивость и незавершенность формирующихся умений, навыков.

9. Физическая и психическая ранимость детей этого возраста (более частый отдых, частая смена разных видов деятельности, большая утомляемость)

10. Процесс развития скачкообразен и неравномерен (период бодрствования, количество слов, переход от игры воспроизведения окружающих действий к ролевой игре и др.)

11. Более длительный латентный период реакции детей раннего возраста (время от начала действия раздражителя до ответной реакции ребенка)

К особенностям высшей нервной системы детей в раннем детстве можно отнести следующие:

o Условные рефлексы формируются сравнительно быстро, но медленно закрепляются и недостаточно устойчивы.

o Быстрое повышение работоспособности нервной системы, но сравнительно малая выносливость.

o Неуравновешенность двух основных нервных процессов: преобладание процессов возбуждения над процессами торможения.

o В поведении детей много широко разлитых, иррадиированных реакций (много лишних движений)

o На поведение ребенка раннего возраста большое влияние оказывают состояние и деятельность не только кора головного мозга, но и подкорковых отделов мозга, и чем меньше ребенок, тем сильнее это влияние.

o Сравнительно слаба подвижность нервных процессов – ребенок не может быстро ответить или затормозить какое-либо действие, но у них легко возникает внешнее торможение.

o Преимущественное значение имеют первосигнальные раздражения, т. е. наглядные образы.

Общая характеристика развития ребенка от 1 года до трех лет показывает, что этот возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие. Есть 3 фундаментальных жизненных приобретения ребенка в раннем детстве : 1) прямохождение (обеспечивает ребенку широкую ориентацию в пространстве, постоянный приток необходимой для его развития новой информации); 2) речевое общение (позволяет ребенку усваивать знания, формировать необходимые умения и навыки и через учителя, человека, владеющего ими, быстрее приобщаться к человеческой культуре); 3) предметная деятельность (непосредственно развивает способности ребенка, в особенности его ручные движения). Каждый из этих факторов незаменим, а все они, вместе взятые, достаточны для разностороннего и полноценного психического и поведенческого развития маленького растущего человека. Таким образом, первые 3 года жизни являются периодом быстрого становления и развития всех особенностей, свойственных человеку.

Несомненно, что главной задачей воспитания является как можно полное использование богатых природных возможностей ребенка, и при этом без ущерба для здоровья и их нервной системы, и правильный отбор наиболее существенного, значимого для данного возраста детей. Считаю, что в связи с этим большое значение в воспитании здоровых и хорошо развитых детей имеет правильная организация их жизни в период привыкания (адаптации) к детскому учреждению, который труден для формирующейся нервной системы ребенка.

Следует принимать во внимание главные особенности детей раннего возраста : во-первых, они отличаются большей неустойчивостью эмоционального состояния, поэтому обеспечение положительного эмоционального состояния детей, их уравновешенного поведения, охрана нервной системы, предупреждение утомления — это важные задачи педагогики раннего детства. Во-вторых, быстро формирующиеся у малыша и проявляющиеся в привычках условные рефлексы могут быть как целесообразными для здоровья и развития (засыпать и просыпаться в определенное время и т. п., так и нецелесообразными (засыпать при покачивании, сосать пустышки, бодрствовать на руках взрослого и т. п.).

Использованная литература:

1. Аксарина, Н. М. Воспитание детей раннего возраста [Электронный ресурс] / Н. М. Аксарина. — М. : Медицина, 1977. Режим доступа : https://www.detskiysad.ru/vopros/ranniy.html

2. Немов, Р. С. Психология [Электронный ресурс] : учеб. : в 3 кн. Кн. 2 : Психология образования. / Р. С. Немов. – Режим доступа : https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/nemov2/02.php

Публикации по теме:

Комплексное взаимодействие с детьми раннего возраста, имеющими особенности развития В настоящее время в условиях неблагоприятной экологической обстановки и неустойчивых социальных условий проблема здоровья детей является.

Консультация для педагогов «Психологические особенности развития детей дошкольного возраста» Консультация для педагогов Тема: «Психологические особенности развития детей дошкольного возраста» Цель: систематизировать знания педагогов.

Консультация для родителей на тему: «Особенности формирования и проявления эмоций у детей дошкольного возраста». Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют.

Консультация для родителей «Особенности развития детей раннего возраста» «Особенности развития детей раннего возраста». Ранний возраст (второй-третий год жизни, по признанию специалистов всего мира, – уникальный.

Консультация для родителей. «Особенности нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста» Младший дошкольный возраст очень важный период в социально нравственном развитии детей. В этом возрасте у детей активно формируются представления.

Консультация для родителей «Особенности развития речи ребёнка в семье» Речь не является врождённой способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребёнка. Для нормального становления речи.

Консультация для родителей «Особенности речевого развития детей раннего возраста. Рекомендации родителям» Речь играет огромную роль в жизни любого человека, как взрослого, так и ребенка. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему строить.

Консультация для родителей «Особенности развития речи детей 3–4 года жизни и причины задержки речевого развития» Речь – одна из наиболее мощных факторов и стимуляторов развития ребенка в целом. Речь - основное средство общения людей, орудие мышления.

Особенности психофизического развития детей с ОВЗ и детей с нормой раннего возраста Психофизические особенности у детей в норме. возраст от рождения до 1 года Уже к моменту рождения у ребенка сформированы врожденные безусловные.

Консультация для родителей «Особенности адаптации детей раннего возраста. Организация жизни детей в период адаптации» Особенности адаптации детей раннего возраста. Организация жизни детей в период адаптации. Адаптация означает «приспособление». Это универсальное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Особенности развития детей раннего возраста»
Опубликовано: 31 июля 2016 в 14:17
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД