Получи документы

Консультация для родителей по развитию у детей навыков связной речи «Учим ребёнка пересказывать»

Аллахярова Фарида
Консультация для родителей по развитию у детей навыков связной речи «Учим ребёнка пересказывать»

Уважаемые родители! Одной из главных задач речевого развития дошкольников является задача развития связной речи.

Большую роль в формировании связной речи играет пересказ – связное выразительное воспроизведение прослушанного художественного произведения. Ребёнок излагает содержание текста и пользуется готовой речевой формой автора: словарём, синтаксическими конструкциями, композицией, выразительностью. Важно, чтобы ребёнок осмыслил текст, передал его свободно, но сохранил основную лексику автора, сопереживал героям. Пересказ предполагает развитие таких речевых умений, как репродукция, комбинирование, конструирование. Большое значение он имеет в развитии логичности речи.

Публикация «Консультация для родителей по развитию у детей навыков связной речи „Учим ребёнка пересказывать“» размещена в разделах

Роль пересказа в формировании монологической речи детей : - качественное и количественное обогащение словарного запаса; - формирование грамматического строя и умения употреблять обогащенную лексику в активной речи; закрепление использования разнообразных, в том числе сложных, грамматических конструкций; - усвоение структуры связных высказываний, формирование способности их построения, развитие планирующей функции речи; способности к речевому самоконтролю; - воспитание чувства языка, языкового чутья, внимания к слову, грамматическому, синтаксическому оформлению речи; - усвоение некоторых художественных приёмов и средств русского литературного языка и устного народного творчества; - совершенствование и активизация познавательных процессов восприятия, представления, воображения, внимания, памяти и мышления, особенно логического; - закрепление правильного звукопроизношения.

Требования при подборе рассказов для пересказа :

- подбор литературных произведений должен исходить из их развивающего потенциала, с учётом познавательных потребностей и интереса к окружающей детей действительности, позволяющих им почувствовать красоту и выразительность художественного слова;

- содержание литературного произведения и его объём должны быть доступны детям (учёт особенностей внимания и памяти ребёнка);

- рассказы должны быть с определённым, ясным соотношением частей: начало, середина, конец; - необходимо, чтобы между частями была логическая связь, одна часть должна подводить к другой и разъяснять её;

- содержание текстов должно быть близко детскому опыту, чтобы при пересказе ребёнок мог отразить личное отношение к данному событию;

- каждое произведение должно учить чему-нибудь полезному;

- в произведениях должны присутствовать знакомые детям персонажи с ярко выраженными чертами характера;

- мотивы поступков действующих лиц должны быть понятны детям;

- тексты должны быть сюжетными, с четкой композицией, хорошо выраженной последовательностью действий, занимательным содержанием;

- отличаться динамичностью, лаконичностью и образностью изложения, иметь доступный детям словарь; - в них должны употребляться короткие, четкие фразы, отсутствовать сложные грамматические формы;

- тексты должны быть выразительными, с богатыми и точными определениями и сравнениями;

- в них должны встречаться несложные формы прямой речи. Этим требования соответствуют, например, народные сказки, небольшие рассказы К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Г. Скребицкого, И. Соколова-Микитова, Г. Снегирева, Е. Чарушина и других авторов.

При подборе текстов для пересказа необходимо учитывать речевые и интеллектуальные возможности ребёнка. При обучении детей пересказу обратите внимание на следующие советы: Пересказ – это не заучивание наизусть. Ребенку не нужно запоминать текст «слово в слово». Наоборот, необходимо учиться самостоятельно, строить предложение, заменять одни слова на другие, близкие по смыслу. После чтения произведения обязательно рассмотрите иллюстрации в книге. Задайте ребёнку вопросы к ним. Объясните то, что ребёнок не понял, прочтите текст еще раз. Направляя беседу, не просто задавайте вопросы, а стройте диалог.

Высказывайте своё мнение, иногда сознательно неправильное. Пусть ребёнок заметит ошибку и поправит вас. Начав рассказ, остановитесь, предложив ребёнку добавить слово или закончить фразу.

Попробуйте организовать пересказ по очереди : ребёнок начинает пересказывать, вы продолжаете, а он заканчивает.

Этот способ поможет выработать у ребёнка устойчивое внимание, умение слушать другого человека и следить за речью. Если ребёнок пересказывает текст с большими паузами, задавайте ему наводящие вопросы. Если Ваш ребенок испытывает трудности при пересказе, то можете предложить вместе с ним «графически (схематично) зарисовать» основные моменты рассказа, соблюдая при этом последовательность.

Это основано на том, что зрительный образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет более подробно, близко к тексту и последовательно пересказать предложенный Вами текст. Побуждайте ребенка чаще пересказывать.

Пусть он рассказывает сказку (рассказ, историю) бабушке и дедушке, знакомым, родственникам. Очень важно пробудить у детей интерес к пересказу, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности – в игру.

Пересказ – это не только сказки – рассказы и задания, это еще и домашний театр. Вырежьте изображения из старых журналов или открыток, прикрепите их с помощью скотча к карандашам. Теперь персонажи могут двигаться. Одни и те же изображения могут подойти к нескольким историям. Натяните ширму между двух стульев, или предложите ребенку спрятаться под столом, управляя оттуда движением фигурок на карандашах при пересказе. Осталось только распределить роли.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Развитие связной речи детей дома» «Развитие связной речи детей дома» Речь является необходимым звеном для взаимодействия и общения, для дальнейшего обучения ребенка в школе.

Консультация для родителей по развитию связной речи у детей 4–5 лет КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей по развитию связной речи у детей 4-5 лет РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ЧЕТВЕРТОГО-- ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ. Главное направление.

Консультация для родителей «Развитие связной речи детей дома» Основное внимание связная речь приобретает в связи с последующим поступлением ребенка - дошкольника в школу. Речь - основной инструмент.

Консультация для родителей «Развитие связной речи у детей» Повествовательной речью принято понимать такие развёрнутые (то есть состоящие из нескольких или многих предложений) высказывания, которые.

Консультация для родителей «Развитие связной речи у детей 4–6 лет» Очень важно, проводя развивающие занятия с детьми 4-6 лет, стимулировать их речевую активность, выразительность речи, расширять словарь,.

Консультация для родителей «Учим ребёнка общаться» «УЧИМ РЕБЕНКА ОБЩАТЬСЯ» Родителям хочется видеть своего ребенка счастливым, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но не.

«Учим ребёнка — слушать музыку». Консультация для родителей«Учим ребёнка — слушать музыку». Консультация для родителей Музыка начинается с тишины. Музыку можно услышать везде! (Шум дождя, шелест листьев, звон весенней капели, шорох тёплого ветерка). С.

Консультация на тему: Учим ребёнка пересказывать короткие рассказы УЧИМ РЕБЁНКА ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ КОРОТКИЕ РАССКАЗЫ Заботливые родители рано начинают читать своим малышам детские рассказы, стихотворения и сказки.

Консультация для родителей «Учим ребенка пересказывать рассказы» УЧИМ РЕБЕНКА ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ РАССКАЗЫ Заботливые родители рано начинают читать своим малышам детские рассказы, стихотворения и сказки. Но,.

Консультация для родителей «Учим ребёнка общаться» Родителям хочется видеть своего ребенка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими людьми. Но не всегда ребенку самому удается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей по развитию у детей навыков связной речи «Учим ребёнка пересказывать»
Опубликовано: 16 октября 2019 в 12:41
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД