Папки-передвижки

Консультации для родителей по экологическому воспитанию «Животные в доме»

Нина Золотухина
Консультации для родителей по экологическому воспитанию «Животные в доме»

Животные в доме, как и растения, приносят большую радость всем членам семьи. Взрослые активно включают их в сферу своих повседневных забот, а дети активно общаются с ними. Животный мир чрезвычайно привлекателен для ребёнка. В отличие от растений, животные обладают поведением. С одной стороны, они очень похожи на людей: могут ходить, бегать, лазать, плавать; едят, пьют почти как люди. Сходство, возможность провести аналогию, облегчают ребёнку познание животных, способствуют раннему пониманию того, что животные – живые существа.

Публикация «Консультации для родителей по экологическому воспитанию „Животные в доме“» размещена в разделах

Своеобразие и динамичность очень нравятся детям; крупные животные могут наводить страх, а маленькие желание ими овладеть. Именно поэтому дети часто собираю разных жуков, гусениц, гоняются за бабочками. Уносят лягушат из леса. Животные в доме это могучий фактор воспитания малышей, но если такое общение пущено на самотёк, происходит бесконтрольно, может принести вред и ребёнку и животному.

Прежде всего, ребёнок не знает что можно, а что нельзя, что для животного вредно, а что полезно; при тесном контакте, удовлетворяя свою любознательность, захочет втянуть питомца в игру. Без внимания и руководства взрослого такое общение может оказаться вредным и даже опасным. Как же старшие члены семьи должны использовать ситуацию присутствия животных в доме в целях воспитания ребёнка дошкольника?

Животные разных классов сильно отличаются между собой не только внешними особенностями, но и образом жизни, поведением, и степенью привыкания к человеку. Понятно, что с рыбами можно делать одно, с птицами другое, с кошками и собаками – третье. Своеобразие животных и определяет специфику педагогического поведения взрослых.

Нередко по просьбе ребят, в домашних условиях заводят черепах, хомяков. Взрослые должны создать нормальные условия для жизни этих животных. Черепаху следует поместить в тёплое место, где температура воздуха 24 – 26 градусов, при которой она активно ест и передвигается. Это может быть коробка или специальный террариум, устроенный в старом аквариуме. Жильём для хомяка может быть специальная клетка или тот же аквариум.

Оформить всё можно по-разному: создать условия, напоминающие естественную природную среду; аквариум сверху должен быть накрыт сеткой, чтобы хомяк не выпрыгнул из него, поставить домик, приладить полочки, лесенки, канаты, поставить колесо, коробочку с опилками для туалета.

После того как взрослые научат ребёнка приёмам содержания и кормления черепахи или хомяка, заботы о питомцах могут быть переданы хозяевам, если им не менее 5 лет. В этом случае взрослые лишь направляют ребенка на необходимые действия. Но недопустимо, чтобы маленькие животные, заведённые по просьбе детей, становились предметом заботы взрослых - это воспитывает в дошкольниках безответственное отношение к живым существам, природе.

В тёплое время года ребёнок может выносить черепаху на прогулку и наблюдать за её действиями, но, ни в коем случае черепаха не должна, оставлена без присмотра. Она может уйти, потеряться, погибнуть, одну её можно оставить лишь в специальном ограждении, загоне.

Постоянной обязанностью ребёнка в зимнее время может стать выращивание зелени для питомцев. Ухаживая за черепахой, ребёнок следит за чистотой её тела: протирает панцирь влажной тряпочкой, а кожу шеи и ног растительным маслом. На чистом панцире просматриваются годичные кольца, по которым можно узнать, сколько лет черепахе. При наблюдении за черепахой взрослый обращает внимание ребёнка на её особенности: у неё нет зубов, траву она откусывает краями рта, они очень твёрдые, а вот корнеплоды, ей надо тереть на тёрке. Для обогащения знаний ребёнка взрослые периодически рассказывают ему о жизни этого животного в природных условиях, читают детскую литературу о пресмыкающихся.

При наблюдении за хомяками надо учитывать их биологические особенности, они ведут ночной образ жизни и поэтому активными становятся только к вечеру, днём обычно спят. У этих зверьков есть особенность в строении рта: они обладают защёчными мешками и пользуются ими при перенесении корма и стройматериала в свою нору. Хомяки чистоплотные животные с малышом можно понаблюдать, как зверёк умывается, чистит себя. Очень интересными могут быть наблюдения за парой хомяков, за тем как растут хомячата. Взрослому надо знать, что первые две недели после рождения, пока они не начнут вылезать из гнезда, сохраняется опасность патологического поведения самки: если её беспокоят, она может съесть своих детёнышей. В этот период целесообразно отсадить самца и отстранить ребёнка от ухода за хомячьим семейством.

Аквариум с рыбками, если он заряжен и содержится по всем правилам аквариумистики, – это интересное и красивое зрелище. Всю эту непростую работу должен делать взрослый, но ребенок при этом может быть соучастником: смотреть, что делает взрослый или помогать ему в меру своих возможностей. Следует только помнить, что стремление ребенка действовать самому преобладает, долго он наблюдать не может. Взрослому надо находить способы как можно чаще включать ребенка в дела. Вместе можно купить аквариум. Взрослый помоет, а ребёнок наполнит водой. Дети любят играть водой с удовольствием могут помыть камни, грунт, коряги. По показу или совместно можно уложить грунт, посадить кустики растений. Конечно взрослый делает больше, помощь ребёнка не так и велика, но дело не в этом. У ребёнка формируется самосознание собственной важности – он участвует в настоящих взрослых делах! А заодно понимает, что завести живое существо не так и просто: требуются знания, умения, трудовые усилия, создание надлежащих условий, при которых не погибнут водные обитатели.

И вот аквариум готов к заселению! Наступает самый приятный момент- приобретение рыб. Первоначально целесообразно купить немного (1 - 4) рыб одного вида лучше ярких и крупных, которые надолго привлекут внимание ребёнка, активизируют его познавательную деятельность. С первых же дней необходимо объяснить, что перед ним не игрушки, а живые существа, особая жизнь, с законами которой надо считаться; надо организовать содержательное времяпрепровождение ребёнка возле аквариума, ставить конкретные, доступные пониманию цели: посиди спокойно, полюбуйся, посмотри, что они будут делать на новом месте, расскажи мне потом. Так взрослый предоставляет ему самостоятельность, издали же украдкой наблюдает.

Следующие наблюдения будут связаны с кормлением, первое время эту процедуру совершает взрослый, выработав определенный режим, установив норму кормления рыб. Ребёнку поручает следить: сразу или не сразу рыбы заметят корм, как будут подплывать, как рыбы берут корм, какое принимают положение и тд. Когда будет установлена норма, сколько корма следует насыпать, чтобы он был съеден за 10-15 мин, к этой процедуре можно подключить ребёнка, сначала под присмотром, затем самостоятельно. Чтобы у малыша не гас интерес к аквариуму и его обитателями, постепенно выдвигаются всё новые и новые и новые цели наблюдения:

• рассмотри внимательно рыбок; какое у них тело, чем оно покрыто, что есть на голове; что у рыбок по бокам головы, как они дышат

• понаблюдай, как рыбки плавают: быстро или медленно, как делают поворот, что им помогает плавать;

• понаблюдай сколько у рыбки плавников, где они расположены, что она ими делает; подумай, зачем они ей нужны;

• последи за рыбками, когда они отдыхают, как спят, закрывают ли глаза;

• возьми игрушечную рыбку, сравни её с рыбками в аквариуме, расскажи: чем они отличаются, что можно делать с игрушечной рыбкой, а что с аквариумными.

Стремитесь сделать его наблюдения интересными, практикуйте рисование рыб (здесь все способы хороши: рисование ладошками, пальчиками, свечой и акварелью, просто раскраски) и аквариума, придумайте загадки, сказки.

Ставя перед ребёнком цель наблюдения, взрослый должен проследить, чтобы она была достигнута.

Пернатый жилец в доме.

В домашних условиях нередко содержат птиц, чаще всего декоративных канареек, попугайчиков. Эти птицы хорошо приживаются, быстро привыкают к людям. Уход за ними не сложен, но более ответственен, чем за рыбами. Птицы не выдерживают голода всего несколько часов, не выносят грязной воды, гари. Они очень пугливы, летая в страхе по комнате, могут разбиться об оконное стекло, т. к. его не замечают. К ним должно быть особо осторожное и бережное отношение. Всё это должны иметь в виду взрослые, приобретая птиц и приобщая к наблюдениям и уходу за ними дошкольников.

Первое время взрослый полностью берёт на себя весь труд по уходу за пернатым жильцом. Ребёнок активно наблюдает и учится, что и как надо делать. И, самое главное, учиться спокойно вести себя возле птицы: негромко говорить, не размахивать руками, не устраивать рядом с клеткой шумных и подвижных игр. Он должен помнить, что птица очень пуглива, о т страха начинает биться в клетке и может умереть. Постепенно ребёнок начинает помогать взрослым: моет кормушку, поилку, наливает чистую воду, кладет корм.

Пернатый жилец в доме это предмет внимания и заботы всех членом семьи. Прежде всего, ребёнка следует научить содержательному и правильному общению с птицей, прежде всего бережному обращению ввиду хрупкости её жизни. Затем – умению видеть красоту птички. Важен познавательный интерес – как птичка поёт, клюёт зерно, пьёт воду, спит, почему может летать и т. д. Ребёнок сможет всё понять, если ставить перед ним конкретные цели наблюдений:

• рассмотри внимательно нашего попугая: чем покрыто у него тело, какого цвета перья, где их нет; все ли перья одинаковые, где короткие, какие длинные, какие на голове, на груди и т. д.

• что птичка будет делать, если поставить блюдце с водой, станет ли она купаться;

• рассмотри ноги птички, какие они, что есть на ногах; для чего птице ноги, потом мне расскажи;

• как птичка летает, что ей помогает, что делает когда летит, когда садится;

• рассмотри перышки, которые я собрала, когда птичка линяла;

• с помощью колокольчика узнай, слышит ли птичка, есть ли у неё уши, что будет делать, если услышит звонок;

• как птичка отдыхает, в какой позе спит, будет ли спать если включить свет;

• какой корм больше всего ей нравиться (провести эксперименты с разными подкормками)

Интерес к питомцу возрастет, если ребёнок начнёт учить птицу разговаривать, обучению поддаются в основном молодые особи и если живут одни. Накрыв клетку тканью, надо четко и внятно произносить слова несколько раз ежедневно. Попугай заговорит сам, когда будет готов к этому. В теплое время года можно предложить ребёнку нарвать для птицы травы, а в зимой вырастить её самому на окошке – хорошая практика заботы о живом существе и выращивания из семян зелени.

Если в доме собаки и кошки

Самое главное во взаимоотношении человека с этими животными – общение, которое неизбежно возникает даже при служебных функциях их содержания. Достоинством собаки является её ум, преданность хозяину, хорошая обучаемость, кошка привлекает своей красотой, грациозностью, лаской. Какой ребёнок не рад зверю в доме, какой не просит щенка или котёнка?

Самое главное научить ребёнка правильному обращению с животными: мягкости и неназойливости, умению считаться с желаниями четвероного друга, чувствовать его состояние и переживать его боль. Прежде всего надо научить ребёнка сдержанности когда животные едят им не до игры, надо спокойно подождать пока она поест, не подходить, не мешать. Все животные охраняют свою еду и в момент принятия пищи могут быть агрессивными, активность ребёнка в эти моменты следует переключить на наблюдение. Если наблюдать за кошкой то следует обратить внимание на то как насытившись, она тчательно ухаживает за собой, пусть малыш увидит как она это делает и пусть не мешает ей.

Хорошо если ребёнка приучают считаться с отдыхом животного: спит не мешай проснётся тогда можно с ним поиграть. И как хорошо, когда игровые периоды жизни ребёнка и животного совпадают. Игры дают многое для физического, умственного, нравственного развития дошкольника. Случаи истязания животных детьми так же не так уж и редки, с ними надо бороться и для этой проблемы действенным средством являются совместные игры детей и животных. Все ли игры с животным безобидны и имеют воспитательные свойства? Часто дети пытаются втянуть животное в свои чисто человеческие занятия, не считаясь с его желаниями и возможностями. Например когда с котом обращаются как с куклой: пеленают, наряжают, сажают за кукольный стол и т. д. Игра допустима и полезна когда она обходится без насилия добровольно, когда приносит взаимную радость, например классическая игра с бумажным бантиком, мячиком. Если ребёнок в общении с животным назойлив и объяснения не помогают необходимо, чтобы в квартире было укрытие для животного, недоступное ребёнку. Не желая иметь в товарищах постоянно прячущееся от него животное, он неизбежно станет регулировать и своё поведение.

Помимо игры можно обучать своих четвероногих друзей. Дрессировка – сложный процесс, требующий терпения и выдержки, поэтому учить надо тем движениям, которые доступны им, учитывая общую способность животного к обучению. С этих позиций кошку вообще не стоит дрессировать: для её свободолюбивой натуры это мучительно. Но в любом случае надо использовать лишь «дуровский» метод дрессировки – положительной стимуляции, поощрения и подкормки.

Во всех ситуациях ребёнка учат быть доброжелательным, заботливым и понимающим хозяином. Рассказать о подвигах собак на войне и в мирное время, что в разных странах мира собакам поставлено не мало памятников.

Телепередачи, мультфильмы о природе.

Большое место в каждой семье занимает телевизор, телепередачи приносят много радости детям они познавательны, а в специальных рубриках и каналах дошкольник может увидеть то, что невосполнимо наблюдениями естественной природы, чтением художественной литературы. Через такие передачи дети могут подробно, не спеша познакомиться с разными животными, особенно, которых содержат в домашних условиях. Дети могут увидеть добрые взаимоотношения, убеждаются, что все кто содержит крылатых или четвероногих питомцев, любят их, заботятся о них и уделяют им много внимания. Просмотр передачи будет иметь воспитательную ценность, если его специально организовать (посадить перед экраном любимые игрушки). Хорошо предварительно просмотреть материал самому взрослому это даст возможность обстоятельно поговорить потом с ребёнком.

Во время передачи не следует отвлекать внимание малыша – ведущие обстоятельно и не спеша всё поясняют. С ним надо поговорить после окончания передачи, задать несколько вопросов: Что ты видел? Каких животных показывали? Что интересного про них рассказали? Что тебя удивило?

Фильмы для для маленьких зрителей, обычно создаются по мотивам хорошо знакомых им сказок и произведений, героями которых являются животные, а местом действия лес, поляна. Если животные и окружающая среда изображены реалистично, то в представлении ребёнка исподволь складываются разнообразные картинки природы. Вот колобок катится по лесной дорожке и встречается с разными зверями, девочка Маша заблудилась в дремучем лесу и т. д. Красочные кадры создают у 3-4 летнего ребёнка полуреальный, образ природы – леса и его обитателей. Собственный опыт ещё не велик, поэтому в его представлении преобладает богатый и разнообразный мир сказочной природы, который будит воображение малыша и рождает познавательный интерес к реальному миру. У ребёнка постарше опыт, обогащённый наблюдениями, экскурсиями, чтением художественной литературы, просмотром телепередач, что в представлении дошкольника реалистические образы будут преобладать над сказочными. Детям для просмотра можно рекомендовать ряд фильмов по мотивам произведений В. Бианки, Г. Скребицкого, Г. Снегирёва, Чарушина Е. И. и других писателей, которые раскрывают перед детьми в доступной форме разные стороны жизни животных, приспособительные особенности строения их тела, поведения, образа жизни.

После просмотра обязательно надо поговорить с ребёнком, беседа поможет осмыслить содержание фильма, повысит познавательный интерес, подтолкнёт его к самостоятельным наблюдениям.

Всего доброго вам и вашему малышу.

Публикации по теме:

Консультация для родителей по экологическому воспитанию дошкольников «Человек и природа» "Дети и природа" Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает: - воспитание гуманного отношения к природе (нравственное.

Конспект занятия по экологическому воспитанию «Домашние животные» во второй младшей группе Тема «домашние животные» Программные задачи Закрепить представления о домашних животных: вешний вид, повадки, питание, способы передвижения.

Конструкт НОД по экологическому воспитанию «Домашние животные и их детеныши». Средняя группа Группа: средняя Тема: «Домашние животные и их детеныши» Цель: познакомить с названиями домашних животных, их детенышами. Задачи: Обучающие:.

Консультация по экологическому воспитанию «Советы для родителей по воспитанию в ребёнке бережного отношения к природе» Природа наш общий дом, где все явления закономерны и живая и неживая природа сосуществуют в единой, очень крепкой взаимоподчинённой связи.

Памятка для родителей и детей по экологическому воспитанию «Запомните правила» Памятка для родителей и детей по экологическому воспитанию Запомните правила! Охрана растений. Находясь в природе, нельзя срывать растения.

Памятка для родителей и детей по экологическому воспитаниюПамятка для родителей и детей по экологическому воспитанию «Что значишь ты, без трав и птиц, И без любви к пчеле жужжащей, Без журавлей над хвойной чащей, Без миловидных лисьих лиц? Когда.

Программа по экологическому воспитанию для родителей Введение Актуальность работы: работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного.

Рекомендации для родителей «Домашние животные, их содержание в доме и значение для ребенка» В возрасте 6 – 7 лет дети уже практически самостоятельно ухаживают за своими питомцами, но иногда им могут помочь и родители. Нередко дети.

Тематика бесед и консультаций по экологическому воспитанию для родителей "Тематика бесед и консультаций по экологическому воспитанию для родителей. " 1. "Не причиняя вреда природе". Цель: обговорить правила поведения.

Проект по экологическому воспитанию дошкольников «Животные» Воспитатель: Томме Лариса ВасильевнаТип проекта:познавательный, практический, поисковый Участники проекта: дети группы «Капельки», воспитатели,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультации для родителей по экологическому воспитанию «Животные в доме»
Опубликовано: 28 января 2019 в 16:28
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД