Приложение МААМ

Консультация для родителей «Подвижные игры в режиме дня»

Хатит Загирет
Консультация для родителей «Подвижные игры в режиме дня»
▼ Скачать + Заказать документы

Подвижные игры в режиме дня

Игра е жизни ребенка - важный вил деятельности. удмыктвораваа^1 его стремление к движению, к действию, к осмыслению впечатлений окружающей жизни. Нормально развивающийся ребенок много и с увлечением играет. Недаром игру считают одной из форм организации детской жизни. Она наполняет жизнь ребенка интересным содержанием, организует и регулир) ет егс поведение. Дети, которые много и сосредоточенно играют, меньше шалят, растут более организованными, дисциплинированными. Присмотритесь, как преображается ребенок под влиянием увлекательной игры! Молчаливый становится разговорчивым, замкнутым - более общительным, дерзкий - вежливым. Непоседа, увлеченный игрой, без особого напряжения делает то, что в других условиях не мог бы выполнить.

Публикация «Консультация для родителей „Подвижные игры в режиме дня“» размещена в разделах

Дети дошкольного возраста играют в разнообразные игры : подвижные, дидактические, сюжетно - ролевые. Предпочтение они отдают сюжетно - ролевым играм, в которых изображают все, что видят в окружающей жизни : быт и труд людей, их взаимоотношения и события современности. В игре дети удовлетворяют свое стремление стать участниками жизни взрослых : с увлечением воспитывают дочек (как это делает мама, лечат их (как врач, учат в школе (как учительница, строят дома и школы (как строители, собирают урожай, возводят плотины. Взятая роль захватывает ребенка, воздействует на его ум и чувства : мама добра и заботлива; врач - внимателен и чуток; командир - справедлив и строг; продавец - вежлив и приветлив; моряк - храбр и отважен. если ребенок берет на себя одну из этих ролей, то, переосмысливая ее и вживаясь в образ, он искренне переживает и соответственно ведет себя.

Игра - важное средство воспитания моральных чувств и представлений, нравственных поступков и культуры поведения. Копируя жизнь взрослых, ребенок проникается их заботами и делами, усваивает моральные нормы нашего общества.

Ценность игры в том, что в ней ребенок проявляет способность (казалось бы, не характерную для дошкольников) к самовоспитанию : он намеренно ведет себя так, как этого требует роль.

Чтобы почувствовать себя командиром экипажа космического корабля и чтобы играющие увидели в нем командира, ребенок старается бать примером для других, вести себя достойно, подтянуто, отдавать распоряжения толково и четко, додумывать по ходу игры сюжет и его детали - словом, быть лидером участников игры. Подчиняясь правилам в игре, ребенок способен отказаться от желаемого, например, от облюбованной игрушки (так как по ходу игры она должна быть во владении другого, быть сдержанным, действовать не так, как хотелось бы, а как того требует коллективный замысел.

Дети играют в летчиков - испытателей. Построив, командир учит их ходить в строю. Он поясняет : «Это надо для того, чтобы быть крепким, здоровым и выносливым». Затем отдает команду : «Бегом! Встать! Присесть!»

2

Все с готовностью подчиняются ему. По сигналу «Взлет!» первый в строю начинает имитировать полет.

Другие дети проявляют нетерпение : хочется показать свое умение в «высшем пилотаже», кто - то даже поторапливает командира, но тот не спешит отдать команду на взлет остальным.

- Нельзя торопиться, можно погибнуть. Разве вы не знаете, что испытывать новый самолет трудно и опасно?

Нетерпеливый Алеша толкается в строю, намеревается идти на взлет без очереди. Его не пускают. Командир пытается навести порядок. Но на Алешу это не действует : он часто ведет себя так, любит быть первым.

Командир приказывает :

- Я лишаю тебя полетов на месяц!

Алеша повинуется, неохотно выходит из строя. С трудом пересиливая себя, он послушно стоит в стороне. Как это нелегко! Но приказ есть приказ. Не подчиняться командиру не возможно! Да и члены экипажа разделяют мнение командира.

Алеша время от времени глядит на командира. Затем не выдерживает и миролюбиво просит :

- Товарищ командир, уже прошел месяц, я исправился!

Командир будто и не слышит. Алеша снова напоминает о себе:

- Ты что, забыл про меня? Я ведь исправился.

- Становись в строй, - разрешает командир.

Лицо Алеши озаряется улыбкой. Он быстро занимает свое место среди играющих. Полет продолжается.

Так в игре ребенок поставлен перед необходимостью подчинять свое личное коллективу. Если надо, то и управлять собой - усмирять свое нетерпение, быть дисциплинированным.

Строптивый, неуживчивый должен подчиниться требованию командира, импульсивный - проявить выдержку, не умеющий действовать - считаться с правилами игры и т. п. Подобные действия, связанные с ограничением желаний, ребенок осуществляет с удовольствием. В этом особая сила воздействия игры на волевую сферу ребенка. В игре, как ни в какой другой деятельности, шлифуются черты личности и формы поведения.

Воспитывающее значение игры проявляется в полной мере, когда руководят ею взрослые.

Чтобы руководить детской игрой, требуется такт, умение определить меру вмешательства в игру, видеть, как ведут себя дети в игровых ситуациях : доброжелательны ли они, не ссорятся ли, проявляют товарищество, вежливость, умеют ли поддержать общий замысел, как разрешают вопросы и т. д.

Особое внимание следует обратить на идейное содержание игры : чему учит, какие черты характера воспитывает, к каким поступкам побуждает ребенка.

Такие сюжеты, как «Поликлиника», «Школа», «Космонавты», «Строители», своим содержанием развивают нравственные отношения

3

играющих, обязывая быть их подтянутыми, организованными, проявлять взаимовыручку, гуманные чувства. В этом случае руководство взрослого направлено на то, чтобы поддержать игру, помочь развить замысел.

Но игры по своему содержанию бывают не только добрыми.

Из-за отсутствия глубоко сформированной нравственной основы ребенок, встречаясь в жизни с отрицательными явлениями, поразившими его воображение, переносит их в игру.

Пятилетний Максим предлагает Сереже :

- Давай играть так : ты будешь овчаркой, а я твой хозяин, буду дрессировать тебя. Собака не будет слушаться, я ее плеткой! Плеткой! Когда она будет кусаться, я стану убегать

Нельзя допускать, чтобы дети играли в игры, вызывающие у них жестокость, жадность, эгоизм, аморальные поступки. В таких случаях надо попытаться переключить игру, придав ей положительное содержание. Если игра приняла отрицательный характер (дети изображают пьяных, подражают ссорящимся людям, произносят грубые слова, а наша попытка переключить ее не увенчалась успехом, то надо потребовать от детей игру прекратить, разъяснив, почему она плохая и почему не следует ее продолжать.

Маленькие дети и старшие дошкольники играют по - разному, поэтому и руководство их играми различно. Чем меньше ребенок, тем активнее роль взрослого. Малыш не умеет самостоятельно играть, у него мал жизненный опыт, он не всегда умеет обращаться с игрушками. Значит ему надо подсказать, во что и как играть, приняв участие в игре.

Вовлекая малыша в игру, полезно показать, как пользоваться игрушкой, как с ней играть. Мяч можно катать, бросать, ловить, ударять о землю. При этом взрослый объясняет некоторые правила действий с мячом, как его бросать партнеру, как ловить - ладонями рук, не прижимая их к груди и т. п.

Руководство игрой маленького ребенка начинается с обучения его действиям с игрушкой, а затем и проигрывания несложны сюжетов : мама кормит дочку, укладывает ее спать, гуляет с ней и т. п. При этом можно сказать : «Мама добрая, заботливая, ласковая» - и этим побудить малыша к соответствующим проявлениям чувств и действий.

Взрослый следит за тем, чтобы малыш соблюдал определенные правила : бережно обращался с игрушками, делился ими, умел играть рядом со сверстниками, не обижал их, не бросался песком. С этого зарождается чувство общительности, умение устанавливать в совместной игре доброжелательные отношения.

Играя рядом, случается, малыши отнимают друг у друга игрушки. Если ребенок часто отнимает игрушки у других, следует на это обратить внимание, пока он еще мал. Надо, чтобы он умел считаться с интересами других.

4

Этому можно учить его, например, предоставив ему возможность играть с детьми постарше, которые умеют постоять за себя.

Чем старше ребенок и совершеннее его игровая деятельность, тем важнее побуждать его к объединению в совместных играх с другими детьми. Сколько поводов находится для этого, чтобы вызвать у ребенка желание играть со сверстниками.

Руководство взрослого направлено на то, чтобы дети играли дружно, не ссорились. При необходимости надо помогать им налаживать хорошие взаимоотношения, подсказывать, чтобы уступали друг другу, делились игрушками, умели подождать, если кто - то не успел выполнить некоторые действия игры и т. п.

Полезно вводить правила способствующие выработку детей умения ждать, уступать. Чтобы пользоваться санками, качелями, велосипедом, нельзя избежать очередности. Ребенку разъясняют : «Сначала ты сядешь на санки, а Миша тебя покатает. Потом ты будешь его возить». Чтобы это требование выглядело конкретно и определенно, можно предложить : «Провезешь Мишу на санках один круг, а затем поменяйтесь местами». Ребенок убеждается, что, подчиняясь правилу, он действует по справедливому закону - каждому поровну.

Ребенок, расширяется его кругозор, в его игровых замыслах все более отражаются важные общественные явления. Играющие спасают тонущие корабли, заблудившиеся рыболовецкие суда, собирай урожай, уезжают на стройки.

В играх детей отражаются идеи мира, справедливости, дружбы народов, оптимизм, радость жизни, новые высокогуманные отношения людей. Печальные события в играх детей благополучно кончаются : потерпевшего крушение спасают, слабого выручают, больного вылечивают. Недаром игру считают школой социальной практики, в которой ребенок моделирует мир человеческих отношений, события и факты. Игры являются одним из средств формирования нравственных черт человека.

Старшие дети объединяются в игры с большим количеством играющих. Это характерно для детей, посещающих детсады. Значит и в семье надо постараться создать соответствующие условия для таких игр. Пусть ваш дом гостеприимно распахнет двери для сверстников вашего сына или дочери. Приобщайте его к играющим, когда он гуляет во дворе, в сквере, проводит вместе с вами отпуск на даче, в деревне, в семейном пансионате. Задача родителей - содействовать возникновению коллективных игр, эффективному средству формирования в ребенке общественных навыков.

В коллективных играх дети проявляют высокую самостоятельность, инициативу, выдумку, фантазию. Но детские игры по - прежнему нуждаются в направляющей линии. Усложняются и игровые сюжеты, и взаимоотношения играющих.

5

От детей требуется умение договориться с партнерами о содержании и ходе игры, распределить роли, подобрать игрушки, оговорить правила и т. д. Это не всегда протекает организованно и бесконфликтно. Случается, требуется помощь взрослых.

Чтобы игры детей были наполнены воспитывающим содержанием, отражали общественные явления, необходимо обогащать детей впечатлениями об окружающем, знакомить с событиями современности, образом жизни, трудом людей.

. Вы с ребенком утром выходите из дому. Привлеките его внимание к трудовой жизни города. Подчеркните : труд каждого важен и нужен для других, от этого зависит благополучие людей.

Вы с ребенком возле завода, где выставлены портреты производственников - передовиков. Остановитесь, поговорите с ребенком о том, что это лучшие люди предприятия. Постарайтесь довести до детского сознания важную мысль : человек красив делами. Уважают и почитают тех, кто трудится : о них пишут в газетах, говорят по радио, показывают по телевидению. Эти впечатления не могут не задеть детское сознание, поэтому ребенок непременно попытается отразить их в своих играх.

Если полученные впечатления не отражаются в игре, тогда взрослый должен помочь в этом ребенку. Можно вспомнить о том, что он видел, уточнить с ним отдельные факты и детали, постараться вызвать интерес к соответствующему игровому сюжету новой игрушкой или просмотром фильма, чтением художественного произведения и др.

Чтобы побудить к игре в пограничников, можно прочесть несколько литературных произведений, чтобы в сознании детей запечатлелся обобщенный образ героя (А. Барто «На заставе», С. Маршак «Мы военные»); внимательно рассмотреть иллюстрации, где ясно видны действия героя, поговорить с ребенком, как он понял произведение.

Учитывая уровень общения детей, взрослый подсказывает играющим либо по принципу равноправия, независимости (Даша - воспитатель, занимается с детьми, а Женя - повар, готовит обед, либо сложный, строящийся на подчинении, управлении (капитан - матросы, начальник строительства - рабочие).

От взрослого требуется умение деликатно влиять и на содержание игры, и на ее развитие, и на отношения детей, придавая этим отношениям нравственную направленность. Заметив, что ребенок в роли начальника строительства груб с участниками игры, кричит на них, взрослый говорит : «Уважают такого начальника, который сам уважает своих подчиненных, вежлив с ними, умеет разговаривать спокойно». Иногда полезно привлечь внимание играющих к положительному примеру.

Важно содействовать тому, чтобы общение в игре являлось для детей школой практики нравственных форм поведения, чтобы они могли уточнять и осмысливать в действиях игры, что хорошо, а что плохо, что значит поступать честно, справедливо, по - товарищески.

6

Важно проследит за окончанием игры. Нельзя допускать, чтобы дети разрушали то, что так старательно строили. Иногда под впечатлением телепередач на военную тему ребенок начинает бомбить кубиками или разрушать танком корабль, дом. хотя и действует понарошку, но чувства испытывает неподдельные. Привыкает разрушать то, что делал сам, он сломает и сделанное других людей.

Конец игры должен содержать нравственное зерно. Если дети что - то сооружали из конструктора, то можно предложить им оставить постройку, чтобы показать ее папе, когда он придет с работы, а затем разобрать ее, аккуратно сложить детали. Пусть дети чувствуют себя созидателями. Бережно сохраняют результаты совместной деятельности.

С этого зарождается уважительное отношение к общественному достоянию. Усвоению норм нравственности содействуют правила, которые необходимо соблюдать в организации и процессе игровой деятельности.

Старший дошкольник должен знать, что играть в шумные игры, когда взрослые отдыхают или заняты своими делами, не полагается. В это время лучше играть в тихие игры.

Катя и Лена играют в мяч в коридоре. мяч часто залетает то на кухню, где готовит мама, то в комнату, где занимается брат - старшеклассник. Девочкам сделали замечание, они закрыли двери на кухню и в комнату. Однако шум, смех, возня с мячом не дают брату сосредоточиться. Он строго сказал девочкам :

- Пока я занимаюсь, поиграйте, пожалуйста, в тихую игру.

Его поддержал и отец. Но мать возразила :

- Пусть дети резвятся! Все нельзя, да нельзя, а когда же можно?

- Но дети должны считаться с нами - настаивает отец.

Кто же прав?

В подобных случаях единственно правильное решение : переключать детей на игры, требующие от них сосредоточенности и тишины. Это приучает ребенка уважать дела старших, вырабатывает в нем деликатность, умение определять, во что играть, подчиняя сой замысел удобствам окружающих.

Надо объяснять ребенку, в какие игры можно играть дома, а в какие - на прогулках. Игры с мячом, в классики, в прятки, бадминтон уместны на прогулке, а не в помещении. Но и на прогулке, затевая подвижную игру, следует учитывать, не причинишь ли ты неудобство окружающим.

Культура игровой деятельности во много зависит от условий, в которых разворачивается игра, поэтому у ребенка дома должен быть специально выделенный уголок. Если имеется отдельная комната, то в ней отводится значительное место для игр. Обычно это самое удобное и хорошо освещенное, защищенное от сквозняков и удаленное от отопительных приборов место. Если ребенок знает, где можно взять игрушку, куда ее положить после игры, это приучает его к порядку.

7

Главное, он играет там, где никому не мешает, поэтому его игра протекает более полноценно. Здесь все к его услугам : детский стол, стульчик, шкаф для игрушек.

Содержимое игрового хозяйства хранится в определенной системе. Крупные игрушки можно расположить на полу на ковре, мелкие - дидактические игрушки - забавы, настольно - печатные игры (лото, домино и др.) - удобнее держать на полке или в шкафу. Следует требовать от ребенка, чтобы он сам поддерживал порядок в игровом уголке.

Он должен знать, гараж и машины могут находиться в кукольной комнате, а мячи и скакалки лежать вместе с книгами.

Хранить игрушки в ящике не следует, так как от этого они ломаются, теряют свой привлекательный вид. У ребенка невольно формируется неправильное представление о том, что значит убрать после себя игрушки : в ящик он сваливает без системы и порядка все, с чем играл.

В таких случаях ребенка трудно приучить к аккуратному и бережному обращению с игрушками.

Не допускайте, чтобы ребенок играл с поломанными игрушками. Это не может содействовать выработке аккуратности, бережливости, правильному обращению с вещами вообще.

Часто родители относятся к «потрошению» игрушек как к удовлетворению детской любознательности. Прежде чем делать такой вывод, следует присмотреться : действительно ли игрушка - результат этой причины? Может быть, это свидетельство небрежного отношения к ней? Задача взрослых - предотвратить поломку игрушки. С этой целью надо ее обыграть с ребенком, показав как ею пользоваться; рассказать о ней : из чего сделана, почему движется, издает звук. В отдельных случаях (если позволяет конструкция игрушки) разобрать и собрать ее. Этим удовлетворить детскую любознательность.

В играх более, чем где-либо, требуется от ребенка умение соблюдать правила. Нарушение их дети с особой остротой подмечают и бескомпромиссно выражают свое осуждение нарушителю. Если ребенок не подчинится мнению большинства, то ему придется выслушать много неприятных слов, а может, и выйти из игры. Так ребенок учится с другими, получает уроки справедливости, честности, правдивости.

Любая ига, сюжетно - ролевая, подвижная или дидактическая требует от ее участников умения действовать по правилам.

Играя в дидактические игры дети должны соблюдать правила : выигрывает тот, кто, действуя по законам игры, первым заполнит свою карту или первым придет к финишу. Подвижная игра также требует выполнения правил : бежать только по сигналу, не наступать на черту, тот, кого водящий «запятнает», становится сам водящим, и т. п. это требует от ребенка внимания, выдержки, дисциплинированности, умения взаимодействовать с коллективом играющих.

В сюжетно - ролевых играх правила и в самом сюжете, и в его развертывании, и в выполнении взятой на себя роли, и в отношениях между играющими.

8

Любая игра требует от ее участников соблюдения игровых приемов, иначе игра распадется. Правила помогают сохранить и развернуть игру, обязывают всех ее участников действовать согласованно. Так ребенок незаметно для себя учится вести в коллективе сверстников.

В процессе индивидуальных и совместных игр, требующих согласованности во взаимодействиях с партнерами, ребенок приучается быть организованным, дисциплинированным. Ребенка, вступающего в игру, знакомят со следующими правилами :

- прежде, чем начать игру, подумай, во что будешь играть и с кем, что понадобится для игры;

- уважай тех, кто играет рядом, не мешай им. Не разрушай их постройки;

- честно соблюдай правила игры, уважай общий замысел игры, умей подчиняться мнению большинства;

- если хочешь включиться в общую игру, вежливо спроси об этом у окружающих;

- проявляй справедливость при распределении ролей, умей выполнять не только главные, но и рядовые роли;

- в ходе игры при необходимости умей ждать, уступать, делиться, оказывать помощь;

- не ссорься! Если приходится отстаивать свои права, то делай это вежливо;

- разговаривай с партнерами по игре вежливо, некрикливо;

- делись игрушками, не набирай больше, чем тебе понадобится;

- не играй в шумные игры там, где занимаются или отдыхают.

9

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Игры на кухне» Уважаемые родители! Старайтесь как можно больше уделять внимание своему ребенку, даже если вы очень заняты! Ведь очень интересно творить.

Консультация для родителей «Подвижные игры дома» Консультация для родителей “Подвижные игры дома”. В практике детского сада широко используются подвижные игры, в которых все играющие.

Консультация для родителей «Дидактические игры» «Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». В. А. Сухомлинский. Роль игры в воспитании личности Дидактическая игра.

Консультация для родителей «Игры с прищепками»Консультация для родителей «Игры с прищепками» Уважаемые родители! Ребенок живет в игре. Играя, он познает мир, общается с ним, запоминает правила поведения… Важно обеспечить для.

Консультация для родителей «Подвижные игры в кругу семьи». Консультация для родителей «Подвижные игры в кругу семьи». Все взрослые знают, что путь к сердцу ребёнка лежит через игру. Ребёнок, научившись.

Консультация для родителей «Проведение оздоровительных мероприятий в режиме дня» МБДОУ №8 «Светофор» Консультация для родителей на тему: «Проведение оздоровительных мероприятий в режиме дня» Инструктор.

Консультация для воспитателей «Подвижные игры как средство формирования основных движений детей младший дошкольный возраст» Игра является одним из важнейших средств физического воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует физическому, умственному, нравственному.

Консультация для воспитателей «Подвижные игры с использованием степ-платформ» Консультация для воспитателей «Подвижные игры с использованием степ – платформ» Мир детства не может быть без игры. Игра в жизни ребёнка.

Консультация «Содержание познавательно-математической деятельности в режиме дня». Каждый дошкольник- маленький исследователь с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Процесс применения математических.

Консультация для родителей «Словесные игры» СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ Одной из основных задач умственного воспитания детей дошкольного возраста является развитие мышления и речи. Это два неразрывно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Подвижные игры в режиме дня»
Опубликовано: 22 февраля 2017 в 19:25
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Подвижные игры в режиме дня»» (включая файлы) размещена пользователем Хатит Загирет (УИ 131067) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД