Татьяна Кейль
Консультация для родителей «Поговори со мной»
▼ Скачать + Заказать документы
О хорошем развитии речи как условии успешного обучения в школе говорят много. Однако родители не всегда осознают, как же эту речь развивать.
Часто можно услышать: «Мы так много читали ребенку, рассказывали стихи, учили, объясняли, так много обо всем разговаривали, но результата нет; сам ребенок не может ни описать самую простую картинку, ни о чем –то рассказать…».
Да как же иначе: ведь это родители рассказывали, говорили, объясняли – не ребенок. «Речистость» у детей разная: одних не остановишь, а из других и слова не вытянешь. Но даже и «молчуны» разговорятся, если есть стимул для разговора.
Публикация «Консультация для родителей „Поговори со мной“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
Какими упражнениями можно развивать речь?
1. Рассматриваете ли вы картинку, читаете ли книгу, слушаете ли сказку – обращайте внимание ребенка на редко встречающиеся в бытовых разговорах обороты речи, спрашивайте, что значит то или иное слово.
2. Играйте в игру «Доскажи словечко» : взрослый читает короткое стихотворение, а ребенок должен догадаться и назвать последнее в нем слово.
3. Играйте в слова. Это может скрасить скучный поход по «делам» или необходимость постельного режима. К таким заданиям можно отнести:
- какими словами, красками можно описать время года;
- назови слово – предмет, слово – действие, слово – цвет, только веселые слова;
- расскажи о предмете: какой он; что он может делать;
- играйте в игру «Если бы, да кабы…». Ребенку предлагается закончить предложение:
Если бы я был Дождиком, то я бы, потому что…
Если бы я был Улицей, то я бы, потому что…;
- играйте в игру «Хорошо – плохо».
Что хорошего в Бабе Яге, а что плохого?
Что хорошего в том, что сломался телевизор, а что плохого?
Что хорошего в дождике, а что плохого?
- играйте в слова с противоположным значением (антонимы) : веселый – грустный, сильный – слабый и т. д. ;
- играйте в слова, где изменяется только один звук: почка – дочка – точка – кочка.
4. Предложите ребенку пересказать сказку, рассказ, мультфильм. Спросите, что больше всего понравилось и почему. Попросите описать понравившегося героя.
5. Играйте в игру: «Найди ошибку»
В лес растут грибы. – В лесу растут грибы.
Шишки растут в елке. – Шишки растут на елке.
6. Учите ребенка составлять рассказ по картинке. Объясните, что рассказ состоит из начала (короткого, как утро, середины (длинного, как день) и конца (короткого, как вечер).
7. Разыграйте знакомую сказку в «лицах» с разной интонацией.
Если вы хотите помочь своему ребенку, не забывайте, что:
- для появления положительной динамики в развитии речи нужны время, терпение и система;
- ребенок не виноват в своих проблемах! Он не «лодырь», не «тупой». Он пока не может правильно пользоваться русским языком. Ему нужна помощь!
- ребенка очень легко сбить: достаточно порой ухмылки, насмешки, оттенка недоверия – и увлеченный ребенок сразу замкнется. Никогда не укоряйте его при неудачах. Запомните: похвала и поощрение придадут уверенности в своих силах и помогут быстрее овладеть правильным произношением звуков речи.
Разумная семья всегда будет воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Закреплять полученные на логопедических занятиях знания и совершенствовать достигнутые речевые возможности, а также приобретать новые знания родителям необходимо ввести в ежедневную привычку. Мама, обладая уникальной природной интуицией, даже не овладев специальными методиками, несомненно может быть для своего ребенка проводником в бесценный мир понимания и общения!