МААМ-картинки

Консультация для родителей «Полоролевое воспитание ребенка»

мария кривоносова
Консультация для родителей «Полоролевое воспитание ребенка»

Определение понятий и значение полоролевого воспитания.

Для усвоения знаний по изучаемой теме необходимо осмыслить несколько наиболее важных понятий.

Пол - комплекс репродуктивных, телесных, поведенческих и социальных признаков, определяющих индивида как мужчину (мальчика) или женщину (девочку) (В. Е. Каган).

Полоролевое воспитание это составная часть полового. В результате его осуществления ребенок-дошкольник должен в значительной мере овладеть культурой взаимоотношения полов, в основе которой доброта, взаимоуважение и деликатность, адекватной полу моделью поведения, правильно понимать роль мужчины и женщины в обществе.

Публикация «Консультация для родителей „Полоролевое воспитание ребенка“» размещена в разделах

Половое развитие - это результат не столько биологических особенностей пола, хотя нельзя принижать роль физиологии и генетики, сколько социальных требований к мальчикам и девочкам со стороны самых близких людей - членов семьи, а также воспитателей дошкольных образовательных учреждений и сверстников, с которыми они себя идентифицируют, поощрения соответствующих полу детей форм поведения и раннего осознания ими своей половой роли.

Понятие «полоролевое поведение» ребёнка дошкольного возраста, понимается как особая модель социального взаимодействия, ориентированная на эталоны мужского и женского поведения и отражающая систему представлений ребёнка о своём половом образе и способы взаимоотношений со сверстниками (мальчиками и девочками) в различных реальных и игровых ситуациях. Формирование полоролевого поведения дошкольников определяется во многом педагогическими условиями и методикой использования сюжетно-ролевых игр.

Поведение является важным фактором, связывающим ребенка с окружающей действительност ью, оно оказывает влияние на формирование и развитие социальных качеств личности. Усвоение социального опыта происходит через взаимодействие ребенок – взрослый, в котором каждый оказывает влияние на поведение другого. Ребенок постоянно наблюдает, имитирует и моделирует отношения, поведение и деятельность окружающих его взрослых. Признаки полоролевого поведения мы наблюдаем, когда дети выбирают игры и игрушки, демонстрируют стиль поведения, выбирают партнеров по общению, особенности взаимодействия друг с другом и со взрослыми. Мальчикам и девочкам нужно помочь в том, чтобы они поняли свое различное биологическое предназначение. Родители не должны требовать от мальчиков и девочек одинакового поведения. Оно должно соответствовать полу ребенка.

Целью полоролевого воспитания является помощь ребенку в овладении культурой взаимоотношений между полами. Необходимо привить малышу доброту, взаимоуважение по отношению к представителям другого пола. Кроме того, в процессе полоролевого воспитания ребенок приобретает адекватную модель поведения, которая соответствует его полу, и начинает осознавать роль женщин и мужчин в жизни общества.

Главное в полоролевом воспитании дошкольников – формирование начал мужественности и женственности и первых семейных отношений, а также доброжелательно е взаимодействие с представителями другого пола.

Методы и приемы, рекомендуемые для использования воспитателями по гендерному воспитанию :

сюжетно ролевая игра «Семья», «День рождения», «Встреча гостей»;

беседы с использованием иллюстраций;

чтение художественной литературы;

проблемные ситуации с этическим содержанием;

дидактические игры: «Кем быть?», «Кто чем любит заниматься, «Я расту», «Что общего, чем отличаемся?», «Я мальчик, потому, что…», «Одень мальчика, одень девочку», «Что кому?».

Образовательные задачи полового гендерного воспитания в д/с :

воспитывать у дошкольников интерес и положительное отношение к своему полу;

закладывать основы осознания своих особенностей;

советовать строить личное поведение с учетом возможных реакций других людей;

воспитывать у дошкольника интерес и хорошее отношение к окружающим людям;

развивать у дошкольника представление о себе и других людях как лиц физических и социальных со своими достоинствами и недостатками, типичными и индивидуальными особенностями;

развивать чуткость и эмпатию, умение чувствовать и распознавать состояние и настроение окружающих людей;

уметь управлять своими эмоциями и поведением;

обогащать знания о своей семье, роде, семейных реликвиях, традициях, знакомить с основными функциями семьи как психологической группы и социального института;

углублять знания детей о содержании понятий «мальчик», «девочка», о делении всех людей на мужчин и женщин.

Организация игровой деятельности девочек

В дошкольный период игровая деятельность является ведущей и основной. Именно в игровой деятельности у мальчиков и девочек формируются, тренируются жизненные стили и поведение, подобающие половым различиям. В совместных играх мальчиков и девочек, в которых происходит активное взаимодействие, формируются гендерные стили взаимоотношений между детьми и дети учатся принимать, понимать различие поведенческого статуса, а также быть успешными в коллективных и межличностных взаимодействиях. В таких играх мальчики и девочки тренингуют своё полоролевое поведение по отношению друг к другу.

Игры девочек характеризуются меньшим количеством участников, невысоким уровнем корпоративности. Лидерство девочки завоевывают переговорами, а не силой. При проведении работы по воспитанию детей с учётом их гендерных особенностей, роль воспитателя состоит в том, что он ежедневно участвует в играх детей. При этом он руководит, как играми, в которых участвуют по желанию все дети, так и дифференцирован но играет с девочками и мальчиками.

Использование игрового пространства

Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: они раскладывают игровые предметы в ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка для обустройства игрового пространства. Достаточность и полноту материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения женщины - матери. Мини-центры: «Уголок хозяюшки», «Салон красоты», «Парикмахерская» и др.

Предпочитаемые игрушки

Девочки меньше интересуются внутренними устройствами игрушек, больше назначением, используют их обычно по прямому назначению; предпочитают игрушечную мебель, одежду, кухонную утварь, кукольные принадлежности; в старшем дошкольном возрасте очень любят мелкие игрушки, для которых они создают миниатюрное жилое пространство и своими руками обустраивают быт: мастерят лоскутные куколки, шьют и вырезают из бумаги кукольную одежду, готовят аксессуары из бусинок, бисера, пуговиц, природного материала.

Игровые роли

В дошкольном возрасте охотно осваивают различные социальные роли, очень привлекательна для них роль мамы. Девочки тяготеют к более интимной дружбе, предпочитая диады, триады; Совершенствуют навыки общения, учатся дополнять друг друга, взаимодействова ть через игровой предмет; редко возникают конфликтные ситуации.

Игровой интерес

Наибольший интерес представляют отношения между героями и обустройство игрового пространства, и воспроизводящег о бытовую и эмоциональную атмосферу.

Правила игры

Оценивают правила как хорошие и начинают им следовать, если они принимаются всеми играющими и не вызывают конфликтов, более терпимы к исключениям из правил и игровым нововведениям.

Сюжетно-ролевые игры

Играют в «Семью», «Дочки-матери», «Детский сад», «Больницу», «Кафе», «Аптеку», «Кафе», «Школу», «Магазин», «Показ мод» и другие игры по семейно-бытовой тематике.

Самостоятельная деятельность на прогулке

Собирают гербарии, рисуют мелками на асфальте, играют в «классики», изготавливают пирожки из песка или снега в рамках более ограниченного пространства, им достаточно веранды или песочницы

Организация трудовой деятельности

Хозяйственно-бытовой труд: меняют воду, пылесосят, выбивают пыль из ковриков протирают пыль на полочках, моют игрушки, стирают кукольное белье.

Дежурства

Сервируют стол, протирают столы, раскладывают наглядный материал, убирают его, моют кисточки, розетки для красок и клея.

Труд в уголке природы

Поливают, рыхлят комнатные растения, готовят корм для рыб, птиц, моют блюдца из-под комнатных растений

Труд на участке

Наводят порядок на веранде, в игровых уголках, протирают пыль на полках, шкафах, моют игрушки, подметают пол в игровых домиках.

Ручной труд

Делают сувениры для малышей, мальчиков

Организация совместной трудовой деятельности.

На первых порах целесообразно создавать пары из мальчика и девочки для выполнения достаточно простых поручений, где надо проявить и физическую силу (мальчика, и аккуратность, тщательность (девочки). Постепенно дети учатся самостоятельно распределять трудовые операции с учетом пола партнера. Так, у мальчиков формируются навыки владения инструментами, у девочек – умение украшать интерьер, ухаживать за малышами и др.

Я хочу закончить словами нейрофизиолога, нейропсихолога В. Д. Еремеевой:

«Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребёнок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить!»

Цитировать

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Воспитание ребенка культурным человеком» Воспитание ребенка культурным человеком Воспитание ребенка – понятие очень обширное. В него входит все то, что делают взрослые для того,.

Консультация для родителей на тему: «Гендерное воспитание ребенка в семье» Цель: Актуализация и уточнение знаний родителей о гендерном воспитание, использование гендерного подхода при воспитании ребенка в семье.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Полоролевое воспитание ребенка»
Опубликовано: 29 апреля 2015 в 01:06
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД