Папки-передвижки

Консультация для родителей «Приобщаем детей к народным традициям»

Михалёва Светлана
Консультация для родителей «Приобщаем детей к народным традициям»

Консультация для родителей

Общеизвестно, что основная роль в формировании личности как представителя той или иной культуры принадлежит семье. Именно в семье осуществляется переда культурных ценностей от одного поколения к другому и тем самым обеспечивается культурная наследственность. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика, закладываются вкусы и привычки. Семейный очаг, соединение родственных душ под одной крышей – начальные звенья соборного воспитания. Необходимо научить уважать и беречь семейные традиции, узнавать свою родословную, почитать старшее поколение. Прикосновение к «живым» документам истории семьи вызывает яркие эмоции, заставляет внимательно относиться к памяти прошлого,к своим историческим корням. Важность работы по приобщению к истокам русской народной культуры необходимо объяснять родителям.

Публикация «Консультация для родителей „Приобщаем детей к народным традициям“» размещена в разделах

В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора. Семейно-бытовых обычаях, обрядах, рту ал ах.

Проблема приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре, народным традициям неоднократно рассматривалась учеными и практиками. Предметом изучения были вопросы, связанные с ролью народной культуры и народных традиций в становлении личности дошкольника, обсуждалось соответствующее содержание, условия, методы ознакомления дошкольников с народными традициями с учетом возрастных н индивидуальных особенностей. В ряде психолого-педагогических исследований подтверждалось, что приобщение детей к народной культуре обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему гармоничному развитию личности, решает задачи умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового, семейного воспитания.

Об использовании культурного наследия России в общественном воспитании говорил великий русский педагог К. Д. Ушинский. В статье «О народности в общественном» он писал: «. воспитание, созданное самим пародом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа. Каким же образом общественное воспитание, один из важнейших процессов общественной жизни, посредством которого новые поколения связываются общей духовной жизнью с поколениями отживающими, может отказаться от народности? Неужели, воспитывая в человеке будущего члена общества, оно оставит без развития именно ту сторону его характера, которая связывает его с обществом?»

Давайте постараемся разобраться, что такое народные традиции, что можно к ним отнести.

Слово «традиция» означает исторически сложившиеся и предаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.

Традиция охватывает объекты социального наследия, процесс социального наследования, его способы. В качестве традиции выступают определенные общественные установки, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды, праздники и т. д.

Народные традиции способствуют выработке мировоззрения, предполагающего как усвоение опыта старших поколений, так и превращение его в руководство практической деятельностью. Русские народные традиции - одна из составных частей культурного наследия русского народа.

Рассматривая вопрос приобщения детей к народным традициям, следует отметить очень важную особенность. Характерной чертой русских народных традиций, как и всей культуры, является ее двусоставность. До сих пор элементы дохристианского наследия являются важной составной частью современной русской культуры и находят широкое отражение в народных традициях. Применительно к истории Древней Руси религиозные верования, обряды и традиции, сложившиеся до принятия христианства, называются язычеством. Важнейшие на Руси языческие обряды и праздники были слить; с земледельческим трудом, с жизнью природы, а значит, с мифологическим олицетворением природных сил. Восточнославянская мифология запечатлена русским народом в старинных обрядах и обычаях.

Русские народные традиции открывают огромные возможности для детей, давая им знания и опыт организации и саморегуляции своей деятельности. Они помогают выработать способность управлять собственными действиями, переживаниями и состояниями, поступками в соответствии с интересами других людей, требованиями общественного долга.

К народным традициям относятся праздники, обряды, обычаи и игры.

В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует все компоненты народной культуры : фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки, праздники. Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений; отражают мировоззрение человека через мифологию, религию, предания и поверья; описывают историю народа в гиде эпоса, летописей и устного творчества. Благодаря им раскрываются эстетические воззрения народа, они украшают повседневную жизнь, труд и отдых.

Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании быть сильными, ловкими, выносливыми, быстрыми красиво двигаться, отличаться смекалкой, выдержкой, творческой выдумкой, находчивостью, волей и стремлением к победе. Игра всегда была естественным спутником жизни ребенка, источником радостных эмоций, обладающим великой воспитательной силой.

В детских играх сохранились отголоски древней станины, реалии ушедшего быта. Например, разнообразные игры в прятки - отражение старинных приемов воспитания детей, когда существовали своеобразные школы подготовки к боям, охоте. В русских народных играх сохранился колорит обычаев, оригинальность самовыражения народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов.

Дети любят веселые считалки, жеребьевки, сопровождающие игры. Иногда считалки полностью состоят из бессмысленных слов и созвучий. Бессмысленность их объясняется тем, что они перешли из взрослого фольклора - старшее поколение пользовалось «тайным счетом» вследствие существовавших запретов считать убитую дичь, куриные яйца, гусей во время перелета из-за опасения неудач в охоте и домашнем хозяйстве. Но взрослые забыли о загадочном счете, а дети продолжают до настоящего семени пользоваться им в считалках.

Таким образом, игра издавна занимала в жизни ребенка важное место. Благодаря ей дети приучались самостоятельно находить выход из критического положения, быстро принимать решения и осуществлять их, проявлять инициативу, то есть приобретали важные качества, необходимые в будущей жизни. Народные игры способствовали формированию гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство.

Глубокая народная мудрость, оттачиваясь веками, сконцентрировалась в произведениях русского фольклора. Эта область устного народного творчества представляет собой одно из важнейших средств народной педагогики.

Русские люди были убеждены, что слово обладает особой силой воздействия на человека и природу.

Пчелушки,

Серые, малые,

Крылышки алые,

Носики вострые,

Сами пестрые.

В поле идут,

Гудут, гудут,

С поля идут,

Медок несут.

Так, например, приговаривали дети, проходя мимо ульев и заговаривая обильный сбор меда пчелами.

Слово, соединенное с музыкой и движением, обладало еще большей силой. Поэтому огромную роль в народных традициях играли песня, музыкальный инструмент, ритмические пляски, притопывания.

Обрядовые песни описывали благополучие, довольство, изобилие, а сопровождавшие их действия изображали желаемое, чтобы обеспечить его в реальной жизни.

Весна красна,

Теплое летечко!

Люли-люли,

Теплое летечко.

Весна красна,

Что же ты нам вынесла?

Люли-люли,

Что же ты нам вынесла?

Малым деточкам

По яичечку,

Люли-люли,

По яичечку,

Красным девушкам

По женишечку,

Люли-люли,

По женишечку.

Исследователи отмечают, что применяемые русским народом звукопись, игра слов, внутренние рифмы, которыми так богаты приметы, пословицы, загадки, приговорки, сделали бы честь любому поэту. Обращение русских нолей с языком, оберегаемым и хранимым им, характеризуется вниманием, благоговением и одновременно свободой, даже лихостью. В обращении парода со знакомым и хорошо поддающимся материалом (А. Ф. Некрылова).

С первых дней жизни ребенок оказывался во власти слова и музыки. Колыбельные песни, пестушки, потешки настраивали его на гармоничный музыкально-поэтический лад.

Подрастая, дети погружались в мир народных песен, сказок и былин.

Ни в одном другом жанре фольклора народная жизнь не отражена так широко и многогранно, как в пословицах и поговорках. Их можно назвать энциклопедией народной жизни.

Они не велики по объему, но очень емки по смыслу. В определенном смысле это историческая память народа, в них живут воспоминания о многих событиях и фактах истории русского государства. Пословицы и поговорки пронизаны чувством глубочайшей любви и преданности Родине. Большая их часть обращена к нравственной сути человека: добру, злу, правде, жалости, состраданию. В народных изречениях заключена целая программа воспитания детей решающая задачи умственного, нравственного, эстетического, физического, трудового, семейного воспитания.

Загадки - это замысловатое краткое поэтическое образное описание какого-либо предмета или явления, сделанное с целью испытывать сообразительность человека, равно как с целью раскрыть ему глаза на красоту и богатство окружающего мира.

Два убегают, два догоняют,

Отдыхают вместе. (Колеса)

Две прямых, одна кривая,

Посередочке живая. (Лошадь, дуга, оглобля)

Отсюда вытекают две основные функции загадки: во-первых, она развивает в человеке догадливость, сметливость, сообразительность, а во-вторых, открывает поэтическую сторону в самых, казалось бы, прозаических вещах, предметах и явлениях.

Таким образом, древнерусские традиции включали в себя ускоренные в национальном сознании идеи, ценностные ориентации народа, свойственные ему переживания, характерный для русских образ мышления. Они воспитывали поколения русских людей, передавая накопленную веками народную мудрость.

Песни, игры, загадки объединялись в народных праздниках.

Каждый народный праздник в России сопровождался обрядовыми песнями. Большая их часть возникла еще во времена язычества, и сохранились они в ^иле увеселений, обычаев. Языческие праздники содействовали сплочению полей, соединяли поколения. Через обряды передавался значительный объем знаний о мире: о причинных зависимостях, о свойствах природных явлений и др. Многие языческие праздники, обряды были восприняты церковью и переплелись с событиями отмечаемыми ею, например Святки, праздник Ивана Купалы.

Обычно праздничный день начинался с торжественной службы в церкви, а продолжался на улице, в поле, на лужайках. Под музыку свирелей, балалаек, гармоней водили хороводы, пели, плясали, затевали игры. Кроме уже названных, большой любовью в народе пользовались следующие праздники: Пасха, Рождество, Новый год, Масленица. У детей не было каких-то особых детских праздников, но они чувствовали общую праздничную атмосферу и веселились вместе со всеми.

Наиболее торжественным, ярким и, пожалуй, самым древним из годовых праздников были Святки. Христианская церковь приурочила к ним три больших праздника: Рождество - начало Святок, Новый год и Крещение, завершающее их.

7 января - Рождество Господа Иисуса Христа. Наши предки верили, что в праздник Рождества Христова, важнейший и радостнейший церковный день, подобно тому как и в другие важнейшие праздники, играет солнце. В большинстве стран мира Рождество начинают праздновать вечером и продолжают целых два дня. Вековая традиция превратила этот праздник в праздник семьи. Накануне Рождества в ряде мест России было принято жечь костры, что связывалось с представлениями о возрождении солнца, о начале нового солнечного года.

Вечер накануне Рождества назывался сочельником. Большое значение в рождественский сочельник придавалось ужину. Избу тщательно убирали, накрывали чистой скатертью стол, ели в торжественном и строгом молчании, а потом начиналось святочное веселье.

В эти праздники было принято дарить родным и близким подарки. Год начинался обрядом колядования. Коляда - это заклинательная песня, исполнявшаяся во время зимнего возрождения солнца. Колядкой величали семью, желали ей богатств и благополучия, требовали награду за эти пожелания.

Колядующие получали что-либо из съестного: в частности, просили фигурное печенье, изображающее домашних животных, чтобы в хозяйстве водилось. Подобные обходы домов в течение Святок проводилось трижды: в Рождественский сочельник, под Новый год и накануне Крещения. Каждая семья ожидала колядовщиков, приготавливала для них угощение и с неподдельным удовольствием выслушивала колядки.

С Новым годом!

Со всем родом!

Чтоб здоровы были,

Много лет жили!

Новый год пришел.

Старый угнал.

Себя показал!

Ходи, народ.

Солнышко встречать,

Мороз прогонять!

По улицам во время Святок ходили ряженые, на посиделках водились хороводы, звучали веселые озорные песни, загадывались загадки. Загадывание загадок, по мнению специалистов, когда-то носило языческий магический характер. Исконный смысл такого действия постепенно забылся, по традиция сохранила и сам тип песен-загадок, и древнейшую форму их исполнения: двумя группами девушек в виде своеобразного диалога.

Принято было во время Святок гадать. В Новый год по первому дню года старались узнать о характере следующих дней и месяцев, об урожае, о судьбе своей и близких в этом году. Святочные традиции нашли отражение в произведениях русских писателей и поэтов.

Ценность народных традиций огромна, а их утрата невосполнима какими бы то ни было материальными благами. Традиции - хранители народной культуры, заветов народа. Если полностью утеряны все народные традиции, может встать под сомнение само существование народа.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Приобщение детей к народным традициям»Фотоотчет «Приобщение детей к народным традициям» настоящее время растёт интерес к активной пропаганде национальных традиций, которые воплощены в многообразных фольклорных жанрах, обычаях,.

Воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к народным традициям Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое,.

Консультация для родителей детского сада «Приобщение детей к традициям башкирского народа» В последние годы возросло внимание в системе образования и в общественном сознании к духовному богатству культурного наследия башкирского.

Консультация для родителей «Приобщение детей к народным традициям» Консультация для родителей «Приобщение детей к народным традициям» В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной.

Консультация для воспитателей «Развитие речи детей младшего возраста через ознакомление с устным народным творчеством» Развитие ребенка в ранний период жизни зависит от взрослых. Замечательно, если родители и воспитатели наполнят жизнь ребенка светом добр.

«Приобщение детей к народным традициям». Консультация Приобщение детей к народным традициям Русские народные традиции одна из составных частей культурного наследия русского народа. К народным.

Мастер-класс для родителей «Приобщение детей к народным традициям» Задачи: — расширять знания родителей о русском народном творчестве (пословицы, поговорки, загадки) — знакомить родителей с народными играми,.

Приобщение детей дошкольного возраста к русским народным традициямПриобщение детей дошкольного возраста к русским народным традициям В нашем дошкольном учреждении большое внимание уделяется знакомству детей с традициями русских народных праздников. Такие Народные праздники.

Проект «Приобщение детей к народным традициям, через народные игры и фольклор в ООД физкультуры» Направление проекта: «Физическая культура» Образовательные области: «Здоровье», «Физическая культура Актуальность: У каждого народа свои.

Реализация регионального компонента как средство приобщения к народным традициям в условиях патриотического воспитания детей Презентация: "Опыт реализации регионального компонента как средства приобщения к народным традициям в условиях патриотического воспитания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Приобщаем детей к народным традициям»
Опубликовано: 27 января 2019 в 16:40
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД